Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ
статья по окружающему миру по теме
В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ
Грязнова Екатерина Сергеевна,
воспитатель
МДОУ «ЦРР-д/с №134 «Нотка»
город Магнитогорск, Челябинская область
С восприятия предметов и явлений окружающей действительности начинается познание мира. Наиболее доступным, а на определенном этапе единственным, способом познания окружающих предметов и явлений в раннем возрасте становится их обследование с помощью различных органов чувств, развитие которых является одной из важных задач сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятия, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие ребенка можно назвать основой его интеллектуального развития, так как на восприятии предметов и явлений строится познание всех сторон окружающей действительности. В то же время оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие окружающего мира необходимо для многих различных видов деятельности, и от того, насколько полно и качественно происходит сенсорное развитие ребенка, зависит его всестороннее и гармоничное развитие в целом.
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста является очень актуальной в настоящее время, поэтому данное направление было взято мной в качестве темы самообразования на ближайшие годы. В то же время данный вопрос освещался мной в статьях, опубликованных в научно-методических сборниках и размещенных на образовательных порталах в сети Интернет, а также на педагогических советах, заседаниях родительского клуба и городском методическом объединении по раннему возрасту.
В раннем возрасте сенсорное развитие приобретает неоценимое значение, так как оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Важной составляющей сенсорного развития в условиях ДОУ является усвоение детьми сенсорных эталонов - исторически сложившихся, общепринятых образцов внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов в раннем возрасте, несомненно, имеет важное значение, так как они отражают внешние свойства и признаки предметов, а дети раннего возраста как раз активно познают предметный мир. А умение выделять внешние признаки предметов, в свою очередь, позволяет определить и способы действий с ними.
В связи с тем, что ДОУ имеет статус центра развития ребенка, предполагающим превышение образовательного стандарта по всем направлениям, практическое ознакомление детей с сенсорными эталонами начинается мной уже на начальных этапах посещения ДОУ. Данные практические знания и умения становятся основой для дальнейшего познания и усвоения детьми раннего возраста сенсорных эталонов и сенсорного развития в целом.
В системе своей работы в условиях ДОУ по сенсорному развитию детей раннего возраста среди прочих я уделяю наибольшее внимание усвоению детьми таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина. Это наиболее доступные для усвоения в раннем возрасте внешние признаки предметов, представляющих собой основу дальнейшего познания окружающей действительности.
Также представляется возможным дать некоторые рекомендации из моей работы, касающиеся усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста. Итак, при знакомстве детей с цветами предметов, не следует изначально добиваться их словесного обозначения, главное, чтобы дети научились соотносить слово с самим цветом; работу нужно проводить по принципу «от простого к сложному», то есть на начальных этапах предоставить детям ассоциативный эталон («красный, как помидор»), на основе которого происходит дальнейшее знакомство с цветом, а затем переходить к более сложным заданиям; также рекомендую использовать лишь чистые цвета с введением оттенков к трем годам. При ознакомлении детей раннего возраста с формой и величиной предметов я также придерживаюсь определенных правил, учет которых позволяет мне повысить эффективность работы в данном направлении. Начинать следует с простых, наиболее доступных пониманию детей фигур: квадрат, круг, треугольник; безусловно необходимо наглядно демонстрировать детям различие в величине и форме предметов и лучше для этого использовать реальные объекты и предметы, а игрушки для этой цели лучше оставить для более позднего периода, когда основные характеристики предметов уже будут усвоены детьми. Что касается величины, то знакомство детей с ней следует начинать после усвоения формы и цвета, а в раннем возрасте лучше использовать только предметы двух контрастных размеров (большой-маленький), без промежуточных значений, которые дети могут различать только в сравнении.
Для ознакомления детей раннего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, я эффективно использую различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной) и так далее), но наибольшее внимание уделяется мной дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.
Для повышения эффективности и результативности работы по усвоению детьми раннего возраста сенсорных эталонов дидактические игры были мной систематизированы и оформлены в картотеку. Игры сгруппированы в соответствии с сенсорными эталонами, на усвоение которых они направлены. В данной статье представлено по несколько дидактических игр для каждого направления.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».
1. «Накормим птичек».
Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.
Ход игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.
2. «Спрячь мышку».
Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.
3. «Бабочки».
Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей).
Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.
4. «Дорожка»
Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».
1. «Дополни картинку».
Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).
Ход игры: педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).
2. «Пуговицы на платье».
Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.
Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.
3. «Что лишнее?»
Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.
Ход игры: вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.
4. «Найди такой же».
Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.
Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».
1. «Уложим куклу спать».
Материал: две куклы (большая и маленькая), две кроватки (большая и маленькая).
Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая.
Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая).
Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.
2. «Спрячем шарики в ладошках».
Материал: массажные шарики (большие и маленькие).
Ход игры: педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.
3. «Бусы».
Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну), нити либо шнуры для нанизывания.
Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались. Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.
4. «Домик для зайчика».
Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов.
Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.
Предложенная картотека дидактических игр позволяет мне существенно разнообразить данный вид деятельности и сделать усвоение сенсорных эталонов более доступным для детей, а также повысить эффективность решения задач сенсорного развития в целом в работе с детьми раннего возраста. Данные дидактические игры используются мной в системе работы по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста с сентября 2012 года. За этот период картотека существенно пополнилась, благодаря чему дети приобрели практические представления о сенсорных эталонах, что позволяет продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году. Также на протяжении учебного года ежемесячно организовывались мероприятия при активном участии родителей воспитанников: музыкально-театральные постановки, игры, развлечения, досуги, выставки, объединенные общей тематикой - сенсорное развитие детей раннего возраста. Наряду с этим родители имеют возможность пользоваться разработанной картотекой дидактических игр, направленных на усвоение сенсорных эталонов, что позволяет сделать работу с детьми в данном направлении систематической и непрерывной.
Мониторинг, проведенный в конце учебного года (май 2013 г.) выявил высокий уровень сенсорного развития детей раннего возраста, что позволяет сделать выводы о результативности применяемых мной методов.
И я приглашаю Вас, уважаемые коллеги, на свой мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/ekaterina-gryaznova) для общения и обмена опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в экспериментировании
Статья посвящена вопросу сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста. Мною описывается система работа по усвоению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) в процессе экспериментальной де...
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ
В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
«Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего и младшего возраста на занятиях по ФЭМП»
Тема: «Что катится, что не катится».Цель: Формировать умения различать и называть геометрические фигуры ( кубик и шарик) и называть признак предмета форму (круглый, квадратный)...
«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...