НОД - "Помогаем спортсменам" - формирование элементарных математических представлений.
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Помогаем спортсменам»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе  группы.

(Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

 

 

 

1.  Дети рассматривают замок Снежной королевы. Входит снежная королева.

- Кто это явился в мой замок? Как много гостей, символы Олимпиады тоже здесь. Зачем пришли?

- Мы пришли вернуть  наш факел, без него мы не сможем зажечь Олимпийский огонь, чтобы открыть малые Олимпийские Игры в нашем детском саду.

Снежная королева – Для вас так важны Олимпийские Игры и спорт?

Дети – Мы любим заниматься спортом и физкультурой, потому что мы хотим быть сильными и здоровыми.

 - Ну хорошо, если вы поможете спортсменам подготовиться к соревнованиям, я верну вам факел. Для какого вида спорта нужны лыжня, лыжи, палки и свежий морозный воздух? (Для лыжного)

- Лыжники приготовили для соревнований лыжную трассу, флажки показывали последовательность движения. А  я ветрам приказала, и они почти все флажки сдули. Помогите лыжникам отремонтировать трассу, верните флажки на место.

Дети расставляют флажки с изображением чисел  от  1  до   20   в правильной последовательности.

- Молодцы! Назовите соседей числа 6,  10,   14. Какое число находится между числами   13 и 15;  5 и 7?

2.  

- А еще лыжники приготовили для своих соревнований лыжи, а я их перепутала. Теперь они точно опоздают на соревнования. Что вы будете делать?

Дети – расставим лыжи по парам.

- Обратите внимание, что лыжи разной длины.

Дети подбирают пары лыж, одинаковых по длине, раскладывают их в ряд.

- Сколько лыжников будет участвовать в соревнованиях? Как вы узнали? (считали  пары  лыж) На какой по счету паре лыж  поедет самый высокий лыжник? Какая по счету пара лыж самая короткая?

3.

- На ледяной площадке крик,

К воротам  рвется ученик,
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!

Веселая игра…(хоккей)

Дети подходят к фланелеграфу, на котором расположены фигурки хоккеистов.

Снежная королева – команды хоккеистов собрались играть в хоккей.  А как узнать, равные ли силы в командах, поровну ли игроков, или в одной из команд их больше. Как узнать?

Дети – Можно расставить игроков по парам. Можно сосчитать, сколько игроков в каждой команде и сравнить числа.

Дети обозначают команды фишками, определяют количество игроков, подбирают соответствующую цифру. -  В первой команде игроков 8, а во второй – 7; в первой команде игроков больше, чем во второй, так как число 8 больше числа 7.

- А как сделать, чтобы игроков стало поровну? (пригласить в первую команду еще одного игрока). Ребенок уравнивает множества.

-  Что теперь можно сказать про обе команды? (Игроков в обеих командах стало поровну – по 8).

-   Как получили число 8?  (Мы к семи прибавили один, и получилось восемь).

Снежная королева – Молодцы, теперь силы в обеих командах равные.

4.

А вот, внимание, смотрите!

Лед, музыка и яркий свет –

Не спорт как будто, а балет.

Мы смотрим, затаив дыхание…

(фигурное катание)

Дети подходят к столу, на котором разложены силуэты фигуристов: мышек и белочек.

- Сосчитайте, сколько фигуристов на катке. (8)

Задание будет таким – подумайте, по каким признакам  можно разделить фигуристов на  группы и расскажите, из каких чисел состоит число 8.

Дети делят фигурки на группы:

Один фигурист с цветами, остальные 7 – без цветов. Число 8 состоит из чисел 7 и 1.

Можно разделить фигуристов на группы по направлению движения: 6 фигуристов едут вправо, 2 – влево. Число 8 состоит из чисел 6 и 2.

Можно разделить фигуристов на группы по цвету костюмов: 5 фигуристов в желтых костюмах, 3-  в красных. Число 8 состоит из чисел 5 и 3.

Можно разделить фигуристов на мышей и белок: 4 мышки и 4  белки. Число 8 состоит из чисел 4 и 4.

Снежная королева – Молодцы, справились с заданиями, помогли спортсменам.

5.

Снежная королева – У меня есть волшебный экран. Я тоже наблюдаю за соревнованиями спортсменов.

Дети подходят к экрану -  Какой это вид спорта? (конькобежный)

- нужно придумать задачу о спортсменах. Посмотрите внимательно на экран – задача будет на сложение или на вычитание. (на сложение) – Почему вы так думаете? Сосчитайте спортсменов и придумайте задачу.

Дети придумывают задачу на сложение с числами 4 и 3, выкладывают решение задачи цифрами, называют ответ.

Аналогично составляется задача о лыжниках на вычитание с числами 8 и 2.

- Как вы поставите вопрос: «сколько стало?» или «сколько осталось?»  Почему?

6.

Снежная королева – мой дворец выложен из  льдин разной геометрической формы.  А вам знакомы геометрические фигуры? Смогли бы вы стать архитекторами? На столе – листы с изображением геометрических фигур. (два варианта разной степени сложности) – обведите красным карандашом все треугольники, синим – все четырехугольники.  Какие четырехугольники вы обвели? Какие  фигуры не обвели? (пятиугольники)  - почему они так называются? Какие четырехугольники вы обвели синим карандашом?  (Прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию) Заштрихуйте квадрат сверху вниз, прямоугольник -  слева направо, трапецию – линиями с наклоном  вправо, а ромб закрасьте желтым карандашом.

7.

- Команды  спортсменов получили баллы, которые указаны на ваших карточках. Нужно указать, какая команда получила больше баллов при помощи знаков  > , <, или =.  (Работа в парах: сравнение чисел, расстановка знаков)

8. Снежная королева -  подойдите к моему волшебному экрану. Я предлагаю вам игру «Вычислительная машина». (интерактивная игра – решение примеров, закрепление состава чисел)

9. Снежная королева - а хорошо ли вы знаете виды спорта? Сможете их изобразить?

Игра «Изобрази вид спорта».

10. Снежная королева -  вы выполнили все задания, помогли спортсменам, я вижу, что вы дружите со спортом и для вас действительно важно, чтобы в детском саду открылись малые Олимпийские Игры. Я возвращаю вам ваш олимпийский факел.  А на память хочу подарить вам ледяные кристаллы разного цвета. Тот, кто узнал много интересного, справился со всеми заданиями, выберет кристалл желтого цвета, тот, кто  не узнал ничего нового –выберет зеленый кристалл, а тот, кто испытывал затруднения при выполнении заданий – выберет синий кристалл. До свидания, ребята, желаю вам спортивных побед!

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Помогаем спортсменам»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе  группы.

(Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

1.  Дети рассматривают замок Снежной королевы. Входит снежная королева.

- Кто это явился в мой замок? Как много гостей, символы Олимпиады тоже здесь. Зачем пришли?

- Мы пришли вернуть  наш факел, без него мы не сможем зажечь Олимпийский огонь, чтобы открыть малые Олимпийские Игры в нашем детском саду.

Снежная королева – Для вас так важны Олимпийские Игры и спорт?

Дети – Мы любим заниматься спортом и физкультурой, потому что мы хотим быть сильными и здоровыми.

 - Ну хорошо, если вы поможете спортсменам подготовиться к соревнованиям, я верну вам факел. Для какого вида спорта нужны лыжня, лыжи, палки и свежий морозный воздух? (Для лыжного)

- Лыжники приготовили для соревнований лыжную трассу, флажки показывали последовательность движения. А  я ветрам приказала, и они почти все флажки сдули. Помогите лыжникам отремонтировать трассу, верните флажки на место.

Дети расставляют флажки с изображением чисел  от  1  до   20   в правильной последовательности.

- Молодцы! Назовите соседей числа 6,  10,   14. Какое число находится между числами   13 и 15;  5 и 7?

2.  

- А еще лыжники приготовили для своих соревнований лыжи, а я их перепутала. Теперь они точно опоздают на соревнования. Что вы будете делать?

Дети – расставим лыжи по парам.

- Обратите внимание, что лыжи разной длины.

Дети подбирают пары лыж, одинаковых по длине, раскладывают их в ряд.

- Сколько лыжников будет участвовать в соревнованиях? Как вы узнали? (считали  пары  лыж) На какой по счету паре лыж  поедет самый высокий лыжник? Какая по счету пара лыж самая короткая?

3.

- На ледяной площадке крик,

К воротам  рвется ученик,
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!

Веселая игра…(хоккей)

Дети подходят к фланелеграфу, на котором расположены фигурки хоккеистов.

Снежная королева – команды хоккеистов собрались играть в хоккей.  А как узнать, равные ли силы в командах, поровну ли игроков, или в одной из команд их больше. Как узнать?

Дети – Можно расставить игроков по парам. Можно сосчитать, сколько игроков в каждой команде и сравнить числа.

Дети обозначают команды фишками, определяют количество игроков, подбирают соответствующую цифру. -  В первой команде игроков 8, а во второй – 7; в первой команде игроков больше, чем во второй, так как число 8 больше числа 7.

- А как сделать, чтобы игроков стало поровну? (пригласить в первую команду еще одного игрока). Ребенок уравнивает множества.

-  Что теперь можно сказать про обе команды? (Игроков в обеих командах стало поровну – по 8).

-   Как получили число 8?  (Мы к семи прибавили один, и получилось восемь).

Снежная королева – Молодцы, теперь силы в обеих командах равные.

4.

А вот, внимание, смотрите!

Лед, музыка и яркий свет –

Не спорт как будто, а балет.

Мы смотрим, затаив дыхание…

(фигурное катание)

Дети подходят к столу, на котором разложены силуэты фигуристов: мышек и белочек.

- Сосчитайте, сколько фигуристов на катке. (8)

Задание будет таким – подумайте, по каким признакам  можно разделить фигуристов на  группы и расскажите, из каких чисел состоит число 8.

Дети делят фигурки на группы:

Один фигурист с цветами, остальные 7 – без цветов. Число 8 состоит из чисел 7 и 1.

Можно разделить фигуристов на группы по направлению движения: 6 фигуристов едут вправо, 2 – влево. Число 8 состоит из чисел 6 и 2.

Можно разделить фигуристов на группы по цвету костюмов: 5 фигуристов в желтых костюмах, 3-  в красных. Число 8 состоит из чисел 5 и 3.

Можно разделить фигуристов на мышей и белок: 4 мышки и 4  белки. Число 8 состоит из чисел 4 и 4.

Снежная королева – Молодцы, справились с заданиями, помогли спортсменам.

5.

Снежная королева – У меня есть волшебный экран. Я тоже наблюдаю за соревнованиями спортсменов.

Дети подходят к экрану -  Какой это вид спорта? (конькобежный)

- нужно придумать задачу о спортсменах. Посмотрите внимательно на экран – задача будет на сложение или на вычитание. (на сложение) – Почему вы так думаете? Сосчитайте спортсменов и придумайте задачу.

Дети придумывают задачу на сложение с числами 4 и 3, выкладывают решение задачи цифрами, называют ответ.

Аналогично составляется задача о лыжниках на вычитание с числами 8 и 2.

- Как вы поставите вопрос: «сколько стало?» или «сколько осталось?»  Почему?

6.

Снежная королева – мой дворец выложен из  льдин разной геометрической формы.  А вам знакомы геометрические фигуры? Смогли бы вы стать архитекторами? На столе – листы с изображением геометрических фигур. (два варианта разной степени сложности) – обведите красным карандашом все треугольники, синим – все четырехугольники.  Какие четырехугольники вы обвели? Какие  фигуры не обвели? (пятиугольники)  - почему они так называются? Какие четырехугольники вы обвели синим карандашом?  (Прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию) Заштрихуйте квадрат сверху вниз, прямоугольник -  слева направо, трапецию – линиями с наклоном  вправо, а ромб закрасьте желтым карандашом.

7.

- Команды  спортсменов получили баллы, которые указаны на ваших карточках. Нужно указать, какая команда получила больше баллов при помощи знаков  > , <, или =.  (Работа в парах: сравнение чисел, расстановка знаков)

8. Снежная королева -  подойдите к моему волшебному экрану. Я предлагаю вам игру «Вычислительная машина». (интерактивная игра – решение примеров, закрепление состава чисел)

9. Снежная королева - а хорошо ли вы знаете виды спорта? Сможете их изобразить?

Игра «Изобрази вид спорта».

10. Снежная королева -  вы выполнили все задания, помогли спортсменам, я вижу, что вы дружите со спортом и для вас действительно важно, чтобы в детском саду открылись малые Олимпийские Игры. Я возвращаю вам ваш олимпийский факел.  А на память хочу подарить вам ледяные кристаллы разного цвета. Тот, кто узнал много интересного, справился со всеми заданиями, выберет кристалл желтого цвета, тот, кто  не узнал ничего нового –выберет зеленый кристалл, а тот, кто испытывал затруднения при выполнении заданий – выберет синий кристалл. До свидания, ребята, желаю вам спортивных побед!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Помоги Буратино»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Помоги Буратино» Цель: закрепить с детьми дни недели, их последо...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята помогают Фиксикам». (формирование элементарных математических представлений)

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний дет...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...