Программа формирования элементарных математических представлений посредством сказкотерапии. ________________________________________
учебно-методическое пособие по математике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_elementarnykh_matematicheskikh_predstavleniy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования элементарных математических представлений посредством сказкотерапии.
Сказка учит нас открыть своё сердце добру. Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. А сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Помочь ребёнку стать чутким, отзывчивым человеком, различать добро и зло, само реализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности. Наверное, нет такого психологического, в жизни. Использования сказки. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта.
Математика занимает ведущее место в системе дошкольного образования, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и логику. Задача педагога - сделать процесс обучения занимательным и интересным. А для этого очень хорошо подходит сказка, которая красной нитью проходит через всё детство ребёнка - дошкольника. Да и во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Семь Семионов» и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте ФЭМП направлено на поиск самостоятельных путей для решения поставленных задач, в которых сочетается и поисковая и практическая деятельность. Это позволяет развивать у ребёнка познавательные способности, общее умственное развитие. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. И сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне. Использование сказкотерапии даёт возможность расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что часто позволяет найти и нужное решение
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. А сказка - естественная составляющая повседневной жизни. Педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок превращается в активного участника,, это способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и как в жизни ищут пути решения проблем, которые встают перед ними. Таким образом, сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.
Новизна программы:
Инновационная направленность:
Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказкотерапии: различными методами моделирования сказки (сериационный, пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, числа и цифры.),
использование детьми своего жизненного опыта в придумывании своей особенной сказки.
Творческая направленность:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение фольклора в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Интеграция образовательных областей:
Социализация, здоровье, познание, художественное творчество..
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики: “Хочу быть умным”.
2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.
3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.
Практическая значимость
Представленная программа апробирована в практической деятельности и может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города и родителей.
Программа обеспечивает ДОУ методическими разработками по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки.
Принципы построения программы
Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения полученных знаний.
Ожидаемые результаты
При реализации программы формирования элементарных математических представлений посредством сказкотерапии будут достигнуты следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Повысится уровень математических способностей старших дошкольников – будущих первоклассников.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказкотерапии.
Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.
Средства реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность программы сказкотерапия как средство ФЭМП включена в реализацию задач образовательной области “Познание” раздел “Формирование элементарных математических представлений” примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” и проводятся 4 раза в месяц по перспективно-тематическому плану.
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными стандартами образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, способствующей математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог.
Педагогическое обследование по разделу “Формирование элементарных математических представлений”, разработано авторами примерной основной общеобразовательной программы “От рождения до школы”.
Перспектива развития программы
В дальнейшем идея воспитания и развития посредством сказкотерапии будет развиваться, реализовываться, обновляться и пополняться наработками опыта по разным образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (“Коммуникация”, “Социализация”).
Основные направления работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказкотерапии.
Эффективность результатов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений достигается при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) по реализации программы Сказкотерапия как средство ФЭМП. Для реализации задач и содержания программы определены направления работы и функции взаимодействия в области формирования элементарных математических представлений.
Дети
Выявление уровня достижения в усвоении элементарных математических представлений.
Составление перспективного плана работы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
Организация форм обучения во взаимодействии с другими видами деятельности (игра, прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей).
Привлечение детей к совместной деятельности с взрослыми.
Проведение праздников, развлечений, досугов.
Педагоги
Разработка совместного перспективного плана работы педагогов и родителей
Проведение консультаций, мастер-классов по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по формированию элементарных математических представлений посредством сказкотерапии.
Организация выставок дидактических игр и пособий, театральных кукол, по вопросам математического развития детей посредством сказкотерапии.
Показ открытых мероприятий.
Родители
Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений с использование персонажей сказок.
Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений посредствам сказки и обогащения предметно-развивающей среды группы.
Показ открытых мероприятий, проведение родительских собраний.
Привлечение родителей к организации и участию в досугах и праздничных мероприятиях.
Анкетирование родителей с целью изучения мнения о формировании элементарных математических представлений с использованием сказочных персонажей.
Основные принципы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством сказкотерапии.
Принцип психологической комфортности
Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя “как дома”, снятие стресс образующих факторов, ориентация дошкольников на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от процесса познания.
Принцип вариативности
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей “вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи”. Принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
Принцип минимакса
Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Принцип интегративности
Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.
Принцип системности
Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
Принцип доступности
Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
Принцип наглядности
Заключается в учете особенностей мышления дошкольников.
Принцип дифференциации
Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения содержания образовательной области “Познание” раздела “Формирование элементарных математических представлений” каждым ребенком.
Принцип гуманизации
Представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья.
Принцип ценности личности и её уникальности
Заключается в признании само ценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
Результаты внедрения программы Сказкотерапия как средство ФЭМП позволяют сделать вывод о том, что данный курс, ориентированный на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки призван помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и по формированию у них устойчивой положительной мотивации к изучению математики.
Список литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Москва 2011
2.Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З.А,,Непомнящая Р.Л.,Санкт-Петербург 1993 г.
4.Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л.Г.Петерсон.
5.Раз – ступенька, два – ступенька... Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
6.Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
7.Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
8.Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
9.Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
10.Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г.
11.И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
12.Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
13.Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
14.Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
15.Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
16. Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
17.Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.
18.Математическое развитие. Образовательная система «Детский сад 2100» О.В. Матросова .Волгоград :2011 19.Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. А.Ю.Татаринцева Санкт-Петербург 2006.
20. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. О.А. Шорохова. Москва :2010. 21. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. О.Ф.Васькова, А,А, Политыкина Санкт-Петербург : 2012. 22. Игры с цифрами С.Березина. Москва: 2010. 23. Лучшие игры со словами И.Агапова, М.Давыдова. Москва:2006 . 24. В мире детских эмоций, Т.А, Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.А.Стёпина , Москва,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра —...
Программа формирования элементарных математических представлений посредством сказкотерапии.
Программа формирования элементарных математических представлений посредством сказкотерапии. ...
Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...