Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
консультация по математике
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей по ФЭМП | 776.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
посредством развивающих логико-математических игр.
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Важнейшим условием развития ребенка является освоение им позиции субъекта (активного участника) детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Использование в образовательной работе с детьми того или иного вида игр зависит, прежде всего, от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, чему он хочет научить ребенка, какие качества и способности развить в процессе игры.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий, выполняя которые ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т.д.
Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат. Успешность осуществления деятельности зависит от умения ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.
В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений педагогами ДОУ широко используются развивающие логико-математические игры, которые можно классифицировать по цели применения:
1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки):
«Танграм», «Колумбово яйцо», «Математический планшет», «Геоконт», «Чудо-крестики», «Чудо-соты».
2. Игры на объемное моделирование:
«Сложи узор», «Уникуб», «Уголки».
3. Игры на странсформацию, трансфигурацию:
«Квадрат Восокобовича», «Змейка», «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»
4. Игры на составление целого из частей:
«Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник», «Чудо-цветик», «Соты Кайе».
5. Игры на освоение счета:
«Счетные палочки Кюизенера»
6. Игры на выявление свойств
«Логические блоки Дьенеша»
7. Игры на ознакомление с цифрами
«Прозрачная цифра».
Играя в эти игры, дети осваивают:
- умение пользоваться эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ;
- владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.;
- получают логико-математический опыт; развивают мышление, сообразительность, смекалку;
В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.
Принципы организации игр
- Отсутствие принуждения
- Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)
- Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
- Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности
- Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Методика организации и проведения логико-математических игр
- Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.
- Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)
- Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры.
- Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)
Среди вышеназванных игр особо выделяются такие дидактические пособия как «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.
Логические блоки Дьенеша.
Игровой материал: В комплект блоков входят 48 фигур, различающихся четырьмя свойствами:
- Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- Цветом – красные, желтые, синие;
- Размером – большие и маленькие;
- Толщиной – толстые и тонкие.
Цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
В ходе игр с блоками у детей развивается основное умение, необходимое при решении любым логических задач – умение выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Счетные палочки Кюизенера
«Счетные палочки Кюизенера» - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Игровой материал:
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Цель игры: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.
Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Развивающие игры В.В. Воскобовича.
Игры В.В. Воскобовича представляют собой педагогическую технологию, направленную на интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет. Содержание игр позволяет осуществлять познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе логико-математической игровой деятельности. Существует более 35 наименований игр.
1.Чудо-крестики -1,2,3
2.Квадрат Воскобовича (двухцветный, четырехцветный)
3.Эталоны цвета (лепестки)
4.Эталоны формы (фонарики)
5.Логоформочки - 3,5
6.Теремки
7.Прозрачный квадрат
8.Математические корзинки – 5,10
9.Конструктор цифр, букв
10.Прозрачная цифра
11.Чудо-соты
12.Парусник
13.Ромашка
14.Яблонька
15.Снеговик
16.Копилка цифр
17.Квадрат-домино
18.Цифра-домино
19.Чудо-цветик
20.Шнур-затейник
21.Счетовозик
22.Чудо-лукошко
23.Геовизор
24.Геоконт
25.Игровизор
Их так же можно разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета, сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое, пространственных отношений и т.д.
Игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра —...
Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников»
для родителей...
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей. Обогащение прфессионального опыта педагогов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"
Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....
Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Чтобы привлечь интерес ребенка, необходимо создать среду для познавательного развития по математике....