Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
статья по математике на тему
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_posredstvom_razvivayushchih_igr.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
Статья подготовлена воспитателем Кузьминой В.А.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Известно, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Она охватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Я хорошо знаю, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности ребенка. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувство, эмоции ребенка углубляются и уточняются.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.
Одна из основных задач дошкольного образования -математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.
Это еще и способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношение, зависимости. Умение их „конструировать" предметами, знаками и словами. Математика играет особую роль в умственном воспитании и развитие интеллекта, так как в процессе обучения формируется определенный стиль мышления.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста. Формирование и развитие логических структур мышления осуществляется одновременно, следовательно, упущения здесь трудно восполняются.
Работая с детьми старшего возраста, особое внимание уделяется подготовке детей к обучению в школе.
Но часто приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого.
Для успешного математического развития детей необходимо не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
Именно поэтому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, я широко использую занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, я учу детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.
Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые ему в дальнейшем развитии.
Для организации самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы я оформила уже в средней группе "Уголок развивающих игр".
При этом были поставлены задачи:
- развивать у детей интерес к элементарной математической деятельности вне занятий;
- воспитывать потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими действенного напряжения играми.
В уголке я разместила следующий материал:
- фланелеграф (стационарный) с набором геометрических фигур;
- счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных;
- игры на передвижение " Составь ряд из геометрических фигур ", " Составь шашечное поле ".
- игра "Квадрат Воскобовича".
- кубики Никитина "Сложи узор", мозаика "Сложи узор";
- логические блоки Дьенеша;
- цветные палочки Кюизенера;
- развивающие игры: "Танграм","Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра".
- " Волшебные фигуры ";
- " Какая фигура следующая "
- „ Рамки-вкладыши Монтессори" и т.д.
Я хорошо понимаю значение семьи, которая может и должна участвовать в подготовке детей к обучению. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к проведению развивающих математических игр поможет решить ряд педагогических задач.
В конце сентября в старшей группе я подготовила и провела консультацию для родителей на тему: "Развивающие игры в семье или создаем домашнюю игротеку". В конце года планирую провести итоговое родительское собрание по теме: "Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников".
Подготовила рекомендации по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье. Оформлена выставка развивающих игр: -"Колумбово яйцо ";
- " Волшебный круг";
- " Танграм ";
- " Вьетнамская игра ".
Сделаны аннотации к использованию этих игр.
Работа с родителями по такой форме организации досуга детей, как развивающие игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
В результате всей проделанной работы я заметила, что под влиянием систематического использования занимательных развивающих игр на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности у детей выработалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Убедилась, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач.
В подготовительной группе я продолжаю свою работу по формированию у детей элементарных математических представлений посредством развивающих игр, а также приобретаю новые развивающие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...
Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорош...
Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников»
для родителей...
Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"
Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....