Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Инновационный опыт
на тему:
«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Автор:
Захарова Анжела Владимировна,
воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района.
Аннотация:
Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Мой проект посвящён сказкам. В нём я предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил. Сказки сопутствуют народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Данный проект является долгосрочным и рассчитан на один год, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков, которые можно рассматривать, как отдельные проекты (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году.
Каждый блок рассчитан на 1- 1,5 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, дидактических игр и пособий по определённой сказке.
Все обучающие мероприятия на этой неделе тоже проходят на заданную тему. Помимо занятий по развитию математических представлений, в каждый блок обязательно включены занятия по приобщению детей к основам русской национальной культуры, физкультурные и музыкальные развлечения.
Новизной данного проекта можно считать использование математических праздников для выявления достижений детей в освоении простейших математических понятий, создать через сказку наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке присутствует тема, в которой маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.
Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.
Цель проекта:
- Развитие внимания, восприятия, логического мышления, памяти, речи, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, совершенствование навыков счёта, знания геометрических фигур, развитие творческой активности детей.
- Создание условий, необходимых для воспитания учебных навыков и формирования интереса к занятиям математического содержания.
- Создание образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
- Создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия, воспитывать у детей интерес к народному творчеству, развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок.
Задачи проекта:
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.
- Развитие логико-математических представлений, используя развивающие игры.
- Развитие коммуникативных способностей у детей, умения сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельности товарища, привитие устойчивого интереса к математике.
- Формирование нравственных качеств: доброты, сопереживания, отзывчивости.
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки» Блок «Репка».
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ПОЗНАНИЕ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Кто раньше, кто позже пришёл тащить репку». (Занятие по формированию элементарных математических представлений.) Рассказывание русской народной сказки «Репка». «Во саду ли в огороде». (Исследовательская часть проекта). «Чудесный сундучок» (Занятие по приобщению детей к истокам национальной культуры). | Лото «Овощи». Дидактические игры: «Назови ласково», «В магазине много», «Овощ или фрукт», «Найди, что круглое». Сюжетные игры: «Садоводы», «Магазин». Театрализованные игра «Репка». Рассказ воспитателя о репе, как о главном овоще в старину. |
ТРУД Формирование первичных представлений о труде. | «Во саду ли, в огороде» | Помощь детей воспитателю в уборке урожая и последующей подготовке грядок к следующему году.
|
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО |
«Репка на грядке» (Занятие лепкой). |
Рисование репки. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» разных художников. Пазлы «Овощи». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 1. «Вырастили репу» (Физкультурное развлечение.) | Игры: «Посиди репку» (Игра на формирование зрительно-двигательной координации), «Репка» (Домино), «Угадай, кто позвал», «Опиши рисунок». |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. |
«Во саду ли, в огороде». |
Рассказывание историй о старинном быте и укладе, и о репе – главном продукте питания древних славян. |
МУЗЫКА |
Просмотр спектакля «Репка» (Показывают дети подготовительной группы.) |
Прослушивание радиоспектакля «Репка». Музыкальная игра «Тянем – потянем». |
Планирование образовательной работы в рамках проекта «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки». Блок «Курочка Ряба».
Образовательная область | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ПОЗНАНИЕ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора | Исследовательская часть проекта «Какое оно яичко?» «Помоги курочке Рябе. «(Занятие по развитию элементарных математических представлений). «Курочка Ряба и её семья» «Курочка – свистулька» (Ознакомление детей с народными промыслами») | Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» Рассматривание иллюстраций. Сюжетные игры «Курятник», «У нас во дворе», «курочка и цыплята», «Собери всё жёлтое и белое». Настольные игры: лото «Птицы», пазлы «Птичий двор», матрёшка «Курочка Ряба». Чтение потешек. |
ТРУД Формирование первичных представлений о труде. | «Милости просим, гости дорогие!» | Помощь воспитателю в сервировке стола. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. |
«Нарисуй яички для курочки» (Занятие по рисованию). «Яички» (Лепка круглых предметов). |
Лепка круглых предметов. Рассматривание предметов народного творчества. Раскрашивание овальных предметов. Наклеивание «яичек» в окошки. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | «В гостях у курочки Рябы» (Физкультурное занятие). | Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Петушок по зёрнышку», «Петя – Петушок». Ритмическая гимнастика по музыку «Цып-цып-цып мои цыплята». Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба». |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | «Милости просим, гости дорогие» (Знакомство с русскими традициями.) | Сюжетные игры «Приходите в гости к нам», «У нас в избе». |
МУЗЫКА | Музыкальное развлечение «Петушок и курочка» | Разучивание песен «Петя – Петушок», «Курочка по двору идёт». Слушание песенок и потешек. |
Планирование образовательной работы в рамках проекта «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки» . Блок «Заюшкина избушка».
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ПОЗНАНИЕ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Заюшкина избушка» (Занятие по ознакомлению с математикой). «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»». «У заюшки в избушке» (занятие по приобщению детей к основам русской национальной культуры). «Почему растаяла лисья избушка» (Исследовательская часть проекта.) | Ведение календаря наблюдений за снегом. (Липкий или нелипкий). Разучивание стихотворения «Зайку бросила хозяйка». Сюжетные игры «Зайка приглашает в гости», «Лиса в ледяной избушке». Построение на участке ледяной избушки. Лото «Дикие животные». Повторение «петушиной» семьи.
|
ТРУД | Беседа о необходимости помогать тем, кто слабее тебя. | Уборка снега на участке «Расчистим зайке дорожки». |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Заюшкина избушка» (Занятие по рисованию) Изготовление ледяных домиков и их раскрашивание. | Рассматривание изделий народных промыслов – петухов. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | «Поможем зайцу» (Физкультурное развлечение на улице.) | Подвижные игры: «Заинька поскачи», «Догони зайца», «Лиса и зайцы». |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств |
«Заиньки в избушке». «Радость, страх и грусть в сказке «Заюшкина избушка». |
Игра «Добрые и злые герои сказок» Разыгрывание ситуации «Чем можешь помочь». |
МУЗЫКА | «Петушок и курочка (Музыкальное развлечение.) | Изображение героев сказки «Заюшкина избушка» в танце. |
Планирование образовательной работы в рамках проекта «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки» . Блок «Колобок».
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ПОЗНАНИЕ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Джони – Пончик» (Исследовательская часть проекта.) «Спасение Колобка» (занятие по развитию творческого воображения.) «Колобочек – Колобок» (Занятие по развитию элементарных математических представлений.) «Путешествие Колобка» (Занятие по развитию речи) | Просмотр мультфильмов. Сюжетные игры: «Испеки Колобок», «Что делает Колобок». Развивающая игра «Из какой я сказки». |
ТРУД | «Подметём дорожки для Колобка». | Расчистка участка. Подготовка овощных грядок к посадкам. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Колобочек» (Ниткография) «Колобок» (Лепка) «Колобочек покатился по дорожке» (Рисование.) | «мама нарисуй Колобка» (Конкурс родительских рисунков.) Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» (Физкультурное развлечение.) |
Игры» Где Колобок?», «Колобок, беги, идёт лиса», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»
|
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | «Трень-брень гусельки» (Занятие по приобщению детей к основам национальной культуры). | Игры: «У нас в избе», «Что в избе лишнее». |
МУЗЫКА | Проведение математического праздника «Колобок встречает друзей» |
Слушание спектакля «Колобок». |
При использовании этого опыта на практике, можно сделать следующие выводы:
- на занятиях возрастает мыслительная активность детей, снижается их утомляемость, несмотря на усложнение материала.
- меняется эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, а в конце дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об интересном событии в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством сказки"
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ори...
Инновационный опыт по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством использования логических игр»
Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых з...
Выступление на педсовете Тема :"Формирование элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр"
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.Игры, способствующие развитию воспри...
Тема: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...
ПРОЕКТ на тему : «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
ull;Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Развитое...
Формирование элементарных математических представлений посредством сказки у детей 3-4 лет
Я работаю во второй младшей группе, возраст наших детей от 3-х до 4 лет. В этом году передо мной стала новая задача по формированию элементарных математических представлений у детей. Для решения...
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...