«Увеличение — уменьшение»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект занятия по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ Занятия по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе. |
Воспитатель: Никитина С.И.
«Увеличение — уменьшение»
Цели: познакомить с приемом «увеличение - уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: мяч.
1. Знакомство с волшебником.
В.: Сегодня к нам пришел еще один волшебник, он тоже невидимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с...
(Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».)
Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как...
Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом), контрольный ответ — «маленькие человечки» (молекулы).
2. Решение проблемных ситуаций.
И.: Я тоже хочу изменять свой рост, как этот великан!
В.: Для чего тебе это нужно?
И.: Так интереснее, много можно сделать и успеть.
В.: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького?
В.: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, — и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики) -- крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?
В.: Хорошо ли быть великаном, почему?
В.: Тогда Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать?
В.: Нравится ли быть крошками?
И.: А на самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по сравнению с чем?
3. Физкультминутка «Великаны -- Крошки».
По команде «Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками, по команде «Крошки!» — передвигаются на корточках, руки на коленях.
Воспитатель дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и названия сказочных героев (мальчик-с-пальчик, Бармалей и др.).
4. Обсуждение сказки-задачи.
Жил-был мальчик. Было ему 5 лет. Звали его Кузя. Он был веселый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий нос, другому -- что у него большие уши, девочке -- что у нее толстые Щеки... И поэтому с Кузей никто не хотел водиться.
И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, большущими ушами... И довольный сам собой, уснул...
Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше...
Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним -случилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним лежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши...
Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад...
Обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих ситуациях: могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо полотенца — салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.)
Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же ок-
ружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала:
Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!
А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприят-
ности...
- Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе приду
мать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может быть хорошего?
Вопрос переадресовывается детям.
В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились...
Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...
- Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая.
Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.
5. Практическая работа.
Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким).
6. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1
Конспект совместного (педагог – ребенок – родитель) коррекционного занятия по ФЭМП (фрагмент), 7 лет, диагноз F71. ...
Тема: Уменьшение и увеличение количества предметов
Конспект занятия для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...
Фантастические преобразования объектов с помощью волшебника Увеличения-Уменьшения.
Учить детей выделять в сказках приемы фантастических преобразований....
Подготовительная группа. Тема: «Увеличение и уменьшение числа на 1» Лексическая тема «Зимующие птицы»
Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и уменьшение числа на 1»...
Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1.
Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1....
Домашнее задание. Соедини по точкам, Увеличение(уменьшение) числа на 1, Штриховка. Счёт
Материал распечатывается на листе А4 с двух сторон и складывается пополам. Задание можно предложить родителям выполнить дома совместно с детьми. Материал включает в себя 4 задания на разные темы по ра...