Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1
план-конспект занятия по математике по теме

Донских Елена Валентиновна
Конспект совместного (педагог – ребенок – родитель) коррекционного занятия по ФЭМП (фрагмент), 7 лет, диагноз F71.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sovmestnogo_zanyatiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместного (педагог – ребенок – родитель)

коррекционного занятия по ФЭМП (фрагмент)

Тема: Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1.

Цель: актуализировать имеющиеся знания, полученные по данному материалу в 2... г., выявить уровень логического мышления, степень осмысленности понятий поровну, одинаковое количество, столько же, повторение числового ряда в пределах 5-ти, сравнение предметных совокупностей, отличающихся на единицу, уравнивание их двумя способами.

Дидактический материал: деревянные елочки и грибы.

На парте расставлены 5 елочек (верхний ряд) и 4 гриба (нижний ряд). Фигуры расположены строго одна под другой.

Педагог[1]: Назови, какие предметы ты видишь на парте?

Ребенок[2]: Ёлочки, грибы.

Мама[3]:  Какие игрушки находятся вверху? Покажи их? (Ребенок затрудняется, но потом показывает).

М.: А что растет под ёлочками?

Р: Грибы.

М.:  Грибы на парте расположены выше или ниже елочек? (Без ответа)

П.: Покажи, пожалуйста, левый край парты? Правый край? Верхний? Нижний? (Показывает с некоторой заминкой, путаясь с понятиями «право» –«лево»).

П.:  Покажи еще раз, где находится нижний край парты (показывает правильно).

П.:  Так где же растут грибы – выше или ниже елочек? К какому краю парты они ближе? (К нижнему)

П.:  А к какому краю ближе елочки? (К верхнему)

П.:  Не пересчитывая игрушки, попробуй сказать, чего больше: елочек или грибов? (Ребенок не смог ответить).

П.:  Давай вместе думать, как же узнать правильный ответ? (Молчание)

М.: Наверное, нужно сравнить, сколько елочек и сколько грибов под ними. Как это можно сделать? (Молчание)

П.:  Покажи, где у тебя левая рука? (Показывает).

П.:  Покажи самую первую елочку, которая находится слева (Показывает).

П.:  Давай сюда свой указательный пальчик, будем пробовать найти ответ на вопрос. А теперь давай сравнивать.

Педагог, беря указательный пальчик правой руки ребенка, начинает сравнивать. Педагог с некоторой силой нажимает на елочку, чтобы ребенок мог тактильно почувствовать ее верхушку.

П.:  А что же под елочкой у нас? Давай спустимся ниже и потрогаем. Что это? (Гриб)

П.:  Значит, у этой елочки есть грибок? (Да)

М.: Найди вторую (следующую елочку), крепко до нее дотронься, чтобы верхушечка тебя уколола. Есть под этой елочкой гриб? (Есть)

И так – до пятой елочки, у которой нет гриба.

П.:  Что же случилось? Растет ли под этой елочкой гриб? (Нет).

М.: Так чего же больше: грибов или елочек? (Затруднение с ответом)

П.:  Смотри, у каждой из предыдущих елочек есть гриб, а у последней – нет, не вырос. Чего же больше? (Ёлочек)

П.:  Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли определили, чего больше. Пересчитай, сколько елочек стоит на парте, только не торопись и хорошо нажимай на верхушки. Считай вслух. (5 елочек)

М.:  Пересчитай так же, сколько грибов (4). 

М.:  Повтори еще раз, сколько елочек? Найди нужную цифру (находит).

М.:  А сколько грибов? Найди эту цифру (находит).

М.:  Выложи на магнитной доске по порядку из кассы цифры от 1 до 5.

М.:  Что больше: 5 или 4? (4)

М.:  А если подумать? Посмотри на доску, где по порядку выстроились цифры, может, там ты найдешь ответ? (Не нашел). 

П.:  Тогда будем пытаться определить, какое же число больше. Вот я кладу на парту карточку с цифрой 1. Представь, ты пошел с папой в лес за грибами и нашел гриб. Поставь под карточкой столько грибов, чтобы число 1 и число грибов было одинаковым. (Один гриб).

П.:  На парте появилась цифра 2. Сколько вы с папой уже нашли грибов? Поставь нужное количество ваших грибов под карточкой с цифрой 2.

М.: А вот цифра 3. Сколько же грибов вы нашли теперь? Поставь их под карточкой.

И так – до 5.

П.:  Посмотри на парту. Под каждой цифрой красиво стоит столько грибов, сколько она обозначает. Цифра 4 находится перед цифрой 5 или после нее? (Перед цифрой 5). Под цифрой 4 расположилось больше грибов, чем под цифрой 5 или нет? (Нет).

П.:  Теперь ты можешь ответить, какое число больше – 4 или 5? (5)

М.:  Посчитай, на сколько 4 больше 5? (На 1)

П.:  Но нас с тобой всё еще поджидают на парте елочки и грибы. Чего же больше? (Молчание)

П.:  Пересчитай еще раз, сколько растет елочек и сколько грибов. (5 елочек и 4 гриба) Посмотри на магнитную доску, на грибы, которые выложены под цифрами. Чего больше – грибов или елочек? (Елочек)

М.:  Теперь давай вспомним с тобой счет на пальчиках. Начинай считать с единицы, поджимая пальчики к ладошке. Покажи на правой руке, сколько у тебя ёлочек? А на левой – сколько грибов? На левой руке у тебя все пальчики прижаты к ладошке? (Нет)

М.: А сколько осталось неприжатых? (1)

М.: Значит, можем ли мы сказать, что правильно сравнили количество грибов и елочек? (Да)

М.: Так на сколько же елочек больше грибов? Посмотри на зажатые пальчики (На 1).

П.:  Умница! А как сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? Что такое поровну, можешь сказать? (Затрудняется с ответом).

П.:  Поровну – это столько же, одинаковое количество.

П.:  Итак, как же сделать, чтобы и елочек, и грибов стало одинаково? (Не ответил).

П.:  Вспомни, сколько у тебя осталось незажатых пальчиков на левой руке, когда ты пересчитывал грибы? (Один)

П.:  Т.е. грибов получилось меньше? На сколько? (На 1)

М.: Как же всё-таки мы получим одинаковое количество грибов и елочек? (Добавим еще 1 гриб).

Добавил, но не под елочку, а далеко от нее. Мама поправляет.

М.:  Нужно убедиться, что мы не ошиблись. Пожалуйста, пересчитай снова игрушки, как это мы делали в самом начале: елочка – гриб и т.д.

 М.:  Теперь под каждой елочкой растет грибок? (Да)

М.: Вспомни, как можно одним словом обозначить, сколько грибов и елочек? (Поровну) А еще как? (Одинаковое количество) А еще? (Грибов столько же, сколько и елочек)

Мама убирает последний гриб и спрашивает ребенка:

М.:  А догадаешься ли ты, как по-другому можно сделать, чтобы елочек и грибов стало поровну? (Затруднение с ответом)

П.:  Покажи, сколько ты загибал пальчиков, когда считал елки? На руке остались еще пальчики? (Нет) 

П.:  А на левой? (Да)

П.:  Сколько? (Один)

П.:  Как ты думаешь, если мы на правой руке откроем один пальчик, сколько останется прижатых к ладошке? Посчитай (4).

П.:  Пальчики у нас обозначают, сколько стоит елочек. Какое количество их у тебя на руке стало? (4) Так как же можно сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? (Убрать елочку)

Убирает три.

М.:  Почему ты убрал три елочки? Разве игрушек стало поровну? (Нет)

М.: Сколько было елочек сначала? (5) грибов? (4) Что больше: 5 или 4? (5) На сколько? (На 1) Значит, сколько нужно было убрать елочек? (1)

М.:  Исправь. Сколько теперь у нас елочек и грибов? Назови одним словом. (Поровну) А как сказать по-другому? (Столько же, одинаковое количество).

М.: Пересчитай, сколько  игрушек в верхнем ряду и сколько в нижем. Что мы сначала считаем? (елочки) А потом? (грибы). Так сколько же стало теперь грибов и елочек? (по 4).

М.:  А теперь подумай и скажи, какими двумя способами можно сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? (Затрудняется с ответом)

П.: Вспоминай. В первом случае ты что сделал с грибом? (Поставил под елочку)

П.:  Грибов стало столько же, сколько и елочек? (Да) Сколько их стало?
(По 5)

П.:  А во втором случае ты что сделал? (Убрал елочку).

П.:  Грибов и елочек стало одинаковое количество? (Да) Как можно сказать иначе? (Поровну)

П.: Сколько их стало грибов и елочек, после того, как ты убрал елочку? (4)

М.:  Так как же можно сделать, чтобы предметов стало поровну? Надо или … договаривай сам (прибавить), или … (убрать). 

М.:  В нашем случае мы прибавляли сколько предметов? (1)

М.:  А убирали? (Тоже 1)

Домашнее задание: прибавление и убавление множеств по единице в пределах 5, на разных пособиях, предметах домашнего обихода (ложки, стаканы и т.п.).


[1] Далее – П.

[2] Далее – Р.

[3] Далее – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение множеств путем установления между ними взаимного соответствия

Как ребёнку усвоить понятия "столько-сколько", используя прием "приложения"....

Подготовительная группа. Тема: «Увеличение и уменьшение числа на 1» Лексическая тема «Зимующие птицы»

Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и уменьшение числа на 1»...

Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1.

Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1....

Конспект занятия по ФЭМП " Сравнения множеств путем наложения и приложения"

Конспект занятия по ФЭМП " Сравнения множеств путем наложения и приложения"...

конспект нод по фэмп «Сравнение множеств путем наложений и приложений».

Цель: научить детей сравнивать множества путем наложения и приложения.Задачи:1. ОбразовательныеПознакомить с приемами сравнения двух множеств, учить понимать слова больше – меньше.Познакомить с ...