Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1
план-конспект занятия по математике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnogo_zanyatiya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместного (педагог – ребенок – родитель)
коррекционного занятия по ФЭМП (фрагмент)
Тема: Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1.
Цель: актуализировать имеющиеся знания, полученные по данному материалу в 2... г., выявить уровень логического мышления, степень осмысленности понятий поровну, одинаковое количество, столько же, повторение числового ряда в пределах 5-ти, сравнение предметных совокупностей, отличающихся на единицу, уравнивание их двумя способами.
Дидактический материал: деревянные елочки и грибы.
На парте расставлены 5 елочек (верхний ряд) и 4 гриба (нижний ряд). Фигуры расположены строго одна под другой.
Педагог[1]: Назови, какие предметы ты видишь на парте?
Ребенок[2]: Ёлочки, грибы.
Мама[3]: Какие игрушки находятся вверху? Покажи их? (Ребенок затрудняется, но потом показывает).
М.: А что растет под ёлочками?
Р: Грибы.
М.: Грибы на парте расположены выше или ниже елочек? (Без ответа)
П.: Покажи, пожалуйста, левый край парты? Правый край? Верхний? Нижний? (Показывает с некоторой заминкой, путаясь с понятиями «право» –«лево»).
П.: Покажи еще раз, где находится нижний край парты (показывает правильно).
П.: Так где же растут грибы – выше или ниже елочек? К какому краю парты они ближе? (К нижнему)
П.: А к какому краю ближе елочки? (К верхнему)
П.: Не пересчитывая игрушки, попробуй сказать, чего больше: елочек или грибов? (Ребенок не смог ответить).
П.: Давай вместе думать, как же узнать правильный ответ? (Молчание)
М.: Наверное, нужно сравнить, сколько елочек и сколько грибов под ними. Как это можно сделать? (Молчание)
П.: Покажи, где у тебя левая рука? (Показывает).
П.: Покажи самую первую елочку, которая находится слева (Показывает).
П.: Давай сюда свой указательный пальчик, будем пробовать найти ответ на вопрос. А теперь давай сравнивать.
Педагог, беря указательный пальчик правой руки ребенка, начинает сравнивать. Педагог с некоторой силой нажимает на елочку, чтобы ребенок мог тактильно почувствовать ее верхушку.
П.: А что же под елочкой у нас? Давай спустимся ниже и потрогаем. Что это? (Гриб)
П.: Значит, у этой елочки есть грибок? (Да)
М.: Найди вторую (следующую елочку), крепко до нее дотронься, чтобы верхушечка тебя уколола. Есть под этой елочкой гриб? (Есть)
И так – до пятой елочки, у которой нет гриба.
П.: Что же случилось? Растет ли под этой елочкой гриб? (Нет).
М.: Так чего же больше: грибов или елочек? (Затруднение с ответом)
П.: Смотри, у каждой из предыдущих елочек есть гриб, а у последней – нет, не вырос. Чего же больше? (Ёлочек)
П.: Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли определили, чего больше. Пересчитай, сколько елочек стоит на парте, только не торопись и хорошо нажимай на верхушки. Считай вслух. (5 елочек)
М.: Пересчитай так же, сколько грибов (4).
М.: Повтори еще раз, сколько елочек? Найди нужную цифру (находит).
М.: А сколько грибов? Найди эту цифру (находит).
М.: Выложи на магнитной доске по порядку из кассы цифры от 1 до 5.
М.: Что больше: 5 или 4? (4)
М.: А если подумать? Посмотри на доску, где по порядку выстроились цифры, может, там ты найдешь ответ? (Не нашел).
П.: Тогда будем пытаться определить, какое же число больше. Вот я кладу на парту карточку с цифрой 1. Представь, ты пошел с папой в лес за грибами и нашел гриб. Поставь под карточкой столько грибов, чтобы число 1 и число грибов было одинаковым. (Один гриб).
П.: На парте появилась цифра 2. Сколько вы с папой уже нашли грибов? Поставь нужное количество ваших грибов под карточкой с цифрой 2.
М.: А вот цифра 3. Сколько же грибов вы нашли теперь? Поставь их под карточкой.
И так – до 5.
П.: Посмотри на парту. Под каждой цифрой красиво стоит столько грибов, сколько она обозначает. Цифра 4 находится перед цифрой 5 или после нее? (Перед цифрой 5). Под цифрой 4 расположилось больше грибов, чем под цифрой 5 или нет? (Нет).
П.: Теперь ты можешь ответить, какое число больше – 4 или 5? (5)
М.: Посчитай, на сколько 4 больше 5? (На 1)
П.: Но нас с тобой всё еще поджидают на парте елочки и грибы. Чего же больше? (Молчание)
П.: Пересчитай еще раз, сколько растет елочек и сколько грибов. (5 елочек и 4 гриба) Посмотри на магнитную доску, на грибы, которые выложены под цифрами. Чего больше – грибов или елочек? (Елочек)
М.: Теперь давай вспомним с тобой счет на пальчиках. Начинай считать с единицы, поджимая пальчики к ладошке. Покажи на правой руке, сколько у тебя ёлочек? А на левой – сколько грибов? На левой руке у тебя все пальчики прижаты к ладошке? (Нет)
М.: А сколько осталось неприжатых? (1)
М.: Значит, можем ли мы сказать, что правильно сравнили количество грибов и елочек? (Да)
М.: Так на сколько же елочек больше грибов? Посмотри на зажатые пальчики (На 1).
П.: Умница! А как сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? Что такое поровну, можешь сказать? (Затрудняется с ответом).
П.: Поровну – это столько же, одинаковое количество.
П.: Итак, как же сделать, чтобы и елочек, и грибов стало одинаково? (Не ответил).
П.: Вспомни, сколько у тебя осталось незажатых пальчиков на левой руке, когда ты пересчитывал грибы? (Один)
П.: Т.е. грибов получилось меньше? На сколько? (На 1)
М.: Как же всё-таки мы получим одинаковое количество грибов и елочек? (Добавим еще 1 гриб).
Добавил, но не под елочку, а далеко от нее. Мама поправляет.
М.: Нужно убедиться, что мы не ошиблись. Пожалуйста, пересчитай снова игрушки, как это мы делали в самом начале: елочка – гриб и т.д.
М.: Теперь под каждой елочкой растет грибок? (Да)
М.: Вспомни, как можно одним словом обозначить, сколько грибов и елочек? (Поровну) А еще как? (Одинаковое количество) А еще? (Грибов столько же, сколько и елочек)
Мама убирает последний гриб и спрашивает ребенка:
М.: А догадаешься ли ты, как по-другому можно сделать, чтобы елочек и грибов стало поровну? (Затруднение с ответом)
П.: Покажи, сколько ты загибал пальчиков, когда считал елки? На руке остались еще пальчики? (Нет)
П.: А на левой? (Да)
П.: Сколько? (Один)
П.: Как ты думаешь, если мы на правой руке откроем один пальчик, сколько останется прижатых к ладошке? Посчитай (4).
П.: Пальчики у нас обозначают, сколько стоит елочек. Какое количество их у тебя на руке стало? (4) Так как же можно сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? (Убрать елочку)
Убирает три.
М.: Почему ты убрал три елочки? Разве игрушек стало поровну? (Нет)
М.: Сколько было елочек сначала? (5) грибов? (4) Что больше: 5 или 4? (5) На сколько? (На 1) Значит, сколько нужно было убрать елочек? (1)
М.: Исправь. Сколько теперь у нас елочек и грибов? Назови одним словом. (Поровну) А как сказать по-другому? (Столько же, одинаковое количество).
М.: Пересчитай, сколько игрушек в верхнем ряду и сколько в нижем. Что мы сначала считаем? (елочки) А потом? (грибы). Так сколько же стало теперь грибов и елочек? (по 4).
М.: А теперь подумай и скажи, какими двумя способами можно сделать, чтобы грибов и елочек стало поровну? (Затрудняется с ответом)
П.: Вспоминай. В первом случае ты что сделал с грибом? (Поставил под елочку)
П.: Грибов стало столько же, сколько и елочек? (Да) Сколько их стало?
(По 5)
П.: А во втором случае ты что сделал? (Убрал елочку).
П.: Грибов и елочек стало одинаковое количество? (Да) Как можно сказать иначе? (Поровну)
П.: Сколько их стало грибов и елочек, после того, как ты убрал елочку? (4)
М.: Так как же можно сделать, чтобы предметов стало поровну? Надо или … договаривай сам (прибавить), или … (убрать).
М.: В нашем случае мы прибавляли сколько предметов? (1)
М.: А убирали? (Тоже 1)
Домашнее задание: прибавление и убавление множеств по единице в пределах 5, на разных пособиях, предметах домашнего обихода (ложки, стаканы и т.п.).
[1] Далее – П.
[2] Далее – Р.
[3] Далее – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение множеств путем установления между ними взаимного соответствия
Как ребёнку усвоить понятия "столько-сколько", используя прием "приложения"....
Подготовительная группа. Тема: «Увеличение и уменьшение числа на 1» Лексическая тема «Зимующие птицы»
Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и уменьшение числа на 1»...
Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1.
Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1....
Конспект занятия по ФЭМП " Сравнения множеств путем наложения и приложения"
Конспект занятия по ФЭМП " Сравнения множеств путем наложения и приложения"...
конспект нод по фэмп «Сравнение множеств путем наложений и приложений».
Цель: научить детей сравнивать множества путем наложения и приложения.Задачи:1. ОбразовательныеПознакомить с приемами сравнения двух множеств, учить понимать слова больше – меньше.Познакомить с ...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе на тему "Сравнение множеств путем установления соответствия. Прием наложения". https:// infourok.ru/ konspekt-zanyatiya- po-matematike-vo-vtoroj-mladshej-gruppe-na-temu-sravnenie....
Обучение приему наложения для сопоставления элементов одного множества с элементами другого в младшей группе...
Конспект НОД по математике во второй младшей группе « Сравнение множеств путем приложения и наложения»
Конспект НОД по ФЭМП во второй мл.группе...