Занятие по математике с использованием метода ТРИЗ "В гости к совёнку" (игра "Да - нетки", логические блоки Дьенеша")
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Постник Ольга Фёдоровна

 

Цель: Закрепить дни недели, название зимующих птиц и животных тундры. Научить детей сужать поля поиска в линейном ряду: угадать цифру в ряду от 1 до 10; закрепить понятия «между», «после», «перед», «первая», «крайняя» цифра. Развивать умение читать схему, ориентироваться на плоскости.  Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать творческое и  логическое мышление.

Материалы: наборы палочек Кюизенера;  наборы  геометрических фигур; наборы логических блоков Дьенеша; схемы «Выложи дорожку» (на каждого ребёнка); схема пути; карта тундры; бумажная лента для наглядного сужения поля поиска, цветные облака (дни недели).

                                           Содержание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день.

Этюд  «Улыбка»

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

 

Воспитатель обращает внимание детей на ковёр:

- Что это за волшебные цветные облака?

Дети: Дни недели.

- Сколько дней в одной неделе?

Дети: Семь.

- Назовите их.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

-Разложите дни недели по порядку.

- Назовите дни недели по цветам ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,  голубой, синий, фиолетовый)

- Сегодня у нас (второй) день  недели. Назовите его и покажите на ковре, какого он цвета.

- Вторник. Оранжевое облако.

-Злата принеси мне облачко.

(воспитатель берёт облако и обращает внимание детей на то, что на нём написано письмо).

-Ребята, на облаке к нам прибыло письмо. Письмо в конверте необычной формы (конверт в виде совёнке). Посмотрев на конвертик, вы сможете догадаться, от кого пришло письмо.

-Да. Это письмо от совёнка.

- Давайте сейчас проверим. Открывает конверт, читает.

«Ребята, приглашаю вас ко мне в гости,  в тундру. Быстро добраться до тундры поможет вам мой друг ветерок.  Произнесите волшебные слова,  и вы окажетесь в тундре. Совёнок».

- Да, ребята. Это Совёнок приглашает нас в гости. Ребята, Совёнок нас пригласил к себе в гости. Пойдём к нему в гости? (да) Повторяем за мной волшебные слова.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подними –

Возле тундры опусти.

- Вот мы и возле тундры. Как же нам найти Совёнка в такой большой тундре? А вот и указатель стоит. Что на нём написано? Кто может прочесть? (  Динара читает надпись: «Выложи дорожку». К Совёнку можно попасть по волшебной дорожке.  Кирпичики дорожки заколдованы. Надо их расколдовать. А помогут нам расколдовать кирпичики вот эти схемы.  Вот вам каждому по схеме, находите заколдованные кирпичики (дети по схеме ищут кирпичики).

- Кирпичики найдены. А как мы будем их выкладывать, в какой последовательности?

- На карточках есть цифры. Надо их выложить по порядку.

-Давайте выложим дорожку (Дети выкладывают дорожку по порядку).

 Воспитатель. Вот мы и в тундре. Появляется Совёнок Тошка.

Совёнок. Здравствуйте, ребята. Я рад встречи с вами.  В тундре живёт много птиц и животных. Каких птиц  и животных вы знаете, которые живут в  тундре?

Дети: Совы, вороны, пуночка, воробьи, зайцы, олени, волки, белки, лисицы, песцы.

Совёнок: Правильно. Они все живут здесь. У них есть свои домики. А вот у  одного зверька нет своего домика. Что это за зверек.

Дети: У зайчика нет своего домика, он живёт под кустиком.

Совёнок: Да, дети, это зайцы. А у нас такая холодная и длинная зима. А у зайчиков  большая семья. Им нужна ваша помощь. Не могли бы вы для зайцев построить домики.

Дети: С удовольствием.

Воспитатель: Ребята, а с чего мы можем построить домики для зайчат.

Дети: С палочек, блоков, кубиков, геометрических фигур…

Совёнок:  Очень хорошо ребята. Прежде, чем вы приступите к постройке домов, я хочу вам передать одну просьбу зайчат. Ребята, зайчики хотят, чтобы у домов было несколько этажей. Ведь у них большие семьи. Какое число этажей  должно быть в домах вы должны отгадать. Для этого мы сыграем с вами в игру «Да – нет». Зайчики на листочке написали, сколько этажей они хотят, чтобы было в домах.

Воспитатель выставляет бумажную линейку с цифрами. Дети задают вопросы Совёнку, он отвечает «да» или «нет». Путём сужения поля поиска дети отгадывают число.

Совёнок:  Давайте проверим, правильно ли вы отгадали число. Да, правильно. На листочке написано число 4.

Воспитатель:  Число этажей угадано, приступайте к строительству.

Дети строят домики.

Совёнок: Какие вы молодцы, ребята. Какие интересные домики у вас получились.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами сделали доброе дело, построили домики для зайчат. Но, увы, нам пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с Совёнком.

Совёнок: Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что помогли зайчатам.  Я спешу, меня ждут дела. Выйти из тундры вам поможет вот эта схема.  Держите путь на большую берёзу. Удачи вам!  До новых встреч!

- Ребята, Совёнок нам оставил схему. Кто знает,  как по ней дойти к большой берёзе?

- Надо идти по указателям, нарисованными на схеме ( дети по указателям выходят к большой берёзе).

- Вот мы и добрались до большой берёзы. Но нам ещё надо попасть в детский сад. Кто помог нам добраться до тундры? (ветерок). Что надо сделать, чтобы ветерок перенёс нас в детский сад? Давайте произнесём волшебные слова.

Дети произносят волшебные слова

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подними –

В группе «Колокольчик» опусти.

Воспитатель: Вот мы и дома, ребята. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Что нового вы узнали?  Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                   В гости к совёнку.

Цель: Закрепить дни недели, название зимующих птиц и животных тундры. Научить детей сужать поля поиска в линейном ряду: угадать цифру в ряду от 1 до 10; закрепить понятия «между», «после», «перед», «первая», «крайняя» цифра. Развивать умение читать схему, ориентироваться на плоскости.  Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать творческое и  логическое мышление.

Материалы: наборы палочек Кюизенера;  наборы  геометрических фигур; наборы логических блоков Дьенеша; схемы «Выложи дорожку» (на каждого ребёнка); схема пути; карта тундры; бумажная лента для наглядного сужения поля поиска, цветные облака (дни недели).

                                           Содержание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день.

Этюд  «Улыбка»

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Воспитатель обращает внимание детей на ковёр:

- Что это за волшебные цветные облака?

Дети: Дни недели.

- Сколько дней в одной неделе?

Дети: Семь.

- Назовите их.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

-Разложите дни недели по порядку.

- Назовите дни недели по цветам ( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,  голубой, синий, фиолетовый)

- Сегодня у нас (второй) день  недели. Назовите его и покажите на ковре, какого он цвета.

- Вторник. Оранжевое облако.

-Злата принеси мне облачко.

(воспитатель берёт облако и обращает внимание детей на то, что на нём написано письмо).

-Ребята, на облаке к нам прибыло письмо. Письмо в конверте необычной формы (конверт в виде совёнке). Посмотрев на конвертик, вы сможете догадаться, от кого пришло письмо.

-Да. Это письмо от совёнка.

- Давайте сейчас проверим. Открывает конверт, читает.

«Ребята, приглашаю вас ко мне в гости,  в тундру. Быстро добраться до тундры поможет вам мой друг ветерок.  Произнесите волшебные слова,  и вы окажетесь в тундре. Совёнок».

- Да, ребята. Это Совёнок приглашает нас в гости. Ребята, Совёнок нас пригласил к себе в гости. Пойдём к нему в гости? (да) Повторяем за мной волшебные слова.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подними –

Возле тундры опусти.

- Вот мы и возле тундры. Как же нам найти Совёнка в такой большой тундре? А вот и указатель стоит. Что на нём написано? Кто может прочесть? (  Динара читает надпись: «Выложи дорожку». К Совёнку можно попасть по волшебной дорожке.  Кирпичики дорожки заколдованы. Надо их расколдовать. А помогут нам расколдовать кирпичики вот эти схемы.  Вот вам каждому по схеме, находите заколдованные кирпичики (дети по схеме ищут кирпичики).

- Кирпичики найдены. А как мы будем их выкладывать, в какой последовательности?

- На карточках есть цифры. Надо их выложить по порядку.

-Давайте выложим дорожку (Дети выкладывают дорожку по порядку).

 Воспитатель. Вот мы и в тундре. Появляется Совёнок Тошка.

Совёнок. Здравствуйте, ребята. Я рад встречи с вами.  В тундре живёт много птиц и животных. Каких птиц  и животных вы знаете, которые живут в  тундре?

Дети: Совы, вороны, пуночка, воробьи, зайцы, олени, волки, белки, лисицы, песцы.

Совёнок: Правильно. Они все живут здесь. У них есть свои домики. А вот у  одного зверька нет своего домика. Что это за зверек.

Дети: У зайчика нет своего домика, он живёт под кустиком.

Совёнок: Да, дети, это зайцы. А у нас такая холодная и длинная зима. А у зайчиков  большая семья. Им нужна ваша помощь. Не могли бы вы для зайцев построить домики.

Дети: С удовольствием.

Воспитатель: Ребята, а с чего мы можем построить домики для зайчат.

Дети: С палочек, блоков, кубиков, геометрических фигур…

Совёнок:  Очень хорошо ребята. Прежде, чем вы приступите к постройке домов, я хочу вам передать одну просьбу зайчат. Ребята, зайчики хотят, чтобы у домов было несколько этажей. Ведь у них большие семьи. Какое число этажей  должно быть в домах вы должны отгадать. Для этого мы сыграем с вами в игру «Да – нет». Зайчики на листочке написали, сколько этажей они хотят, чтобы было в домах.

Воспитатель выставляет бумажную линейку с цифрами. Дети задают вопросы Совёнку, он отвечает «да» или «нет». Путём сужения поля поиска дети отгадывают число.

Совёнок:  Давайте проверим, правильно ли вы отгадали число. Да, правильно. На листочке написано число 4.

Воспитатель:  Число этажей угадано, приступайте к строительству. 

Дети строят домики.

Совёнок: Какие вы молодцы, ребята. Какие интересные домики у вас получились.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами сделали доброе дело, построили домики для зайчат. Но, увы, нам пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с Совёнком.

Совёнок: Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что помогли зайчатам.  Я спешу, меня ждут дела. Выйти из тундры вам поможет вот эта схема.  Держите путь на большую берёзу. Удачи вам!  До новых встреч!

- Ребята, Совёнок нам оставил схему. Кто знает,  как по ней дойти к большой берёзе?

- Надо идти по указателям, нарисованными на схеме ( дети по указателям выходят к большой берёзе).

- Вот мы и добрались до большой берёзы. Но нам ещё надо попасть в детский сад. Кто помог нам добраться до тундры? (ветерок). Что надо сделать, чтобы ветерок перенёс нас в детский сад? Давайте произнесём волшебные слова.

Дети произносят волшебные слова

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подними –

В группе «Колокольчик» опусти.

Воспитатель: Вот мы и дома, ребята. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Что нового вы узнали?  Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике с использованием элементов ТРИЗ и драмматизации в старшей группе. Тема6 "Путешествие в страну "Математику"."

В конспекте показаны задачи и приемы которые можно использовать в своей роботе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний по математике.Например: используя игровые приемы закреплять...

Открытое занятие по математике для второй младшей группы (3 - 4 года) с использованием логических блоков Дьенеша.

Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, собирание картинок путём наложения; повторение названий геометрических фигур, величины и цвета предметов, закрепление понятий «вверх...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...

Конспект интегрированного занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша

Цель: развивать математические представления ( количественный счет, геометрические фигуры, величина) с использованием блоков Дьенеша.Задачи: Закрепить умения детей правильно называть времена год...

Открытое занятие по ФЭМП "Путешествие в страну Мистера Математика" в подготовительной группе с использованием логических блоков Дьенеша

Цель: формирование элементарных математических представлений.Задачи:Обучающие:Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 20,обратного счета. Закрепить представления детей о составе ч...

конспект занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша "Спасатели приходят на помощь"

На заняти используются логические блоки Дьенеша, с помощьюкоторых ребята учатся декодировать информацию...

Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"

Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша...