Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematikeaprel_2023.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по ФЭМП в подготовительной группе
Тема:
«Путешествие по островам математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша
и палочек Кьюзинера»
Подготовила воспитатель первой квалифицированной категории:
Конюхова О.В.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.
Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Программное содержание:
Цель: Закрепить представления о свойствах предметов ; Уточнить представления о формах геометрических фигур; закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить счет в пределах 10;
- умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
- упражнять в порядковом счете.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий, желание прийти на помощь.
Материалы и оборудование: воздушный шар, конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника, корзина с мячами (на каждом мяче числа от 1 до 6) и конверты с заданиями, с цифрами, шкатулка с призами, карточки с цифрами от 0 до 10; палочки Кьюзинера., блоки Дьенеша;
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кьюзинера.
Ход ОД:
В группу заходят дети и педагог.
Организационный момент:
Приветствие: « Дружная семья»
Я,ТЫ,ОН,ОНА-
Вместе дружная семья,
Руку дай соседу справа
Руку дай соседу слева
Я,ТЫ,ОН,ОНА-
Вместе дружная семья
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу слева!
Ущипни соседа справа
Ущипни соседа слева!
В:-Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая: - Он такой хороший!
- Я такой хороший! ( гладим себя),
- Я лучше всех!
- Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.
Я сейчас ребята, скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!».
И вы скажите нашим гостям «Здравствуйте!»
Когда люди говорят "здравствуйте", то они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Вот и я сейчас говорю «Здравствуйте», приветствую и желаю здоровья и вам и нашим гостям. Поздоровайтесь и вы, с нашими гостями.
Дети говорят «Здравствуйте!»
В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор-Математик».
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, который не подписан). Странный конверт какой-то, давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам? Не понимаю?
Дети: Нужно собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-математики!
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель: Ой, посмотрите, на конверте нарисован компьютер. Что же это может означать? Нам пришло какое-то важное сообщение. Давайте посмотрим.- Сейчас включу аудизапись:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышал, что вы любите математику и хотел бы узнать, чему вы научились за это время учебы. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).
Тогда удачи! Даю вам подсказку:
«Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
3. Основная часть
Дети находят корзину с мячами и письма с заданиями у окна. На каждом мяче числа, и конверты с цифрами соответствующими числам.
- Ребята ,сегодня Вас ждет увлекательное занятие! Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность!
- Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра- тренинг : « Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки все слышали
Я желаю, чтобы мои глазки все видели
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво;
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно;
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым!
В- Молодцы ,ребята! Теперь вы готовы все слышать, все видеть и все чувствовать!
В:- Сейчас я вам раздам пропускные билеты, номер билета соответствует номеру вашего места на стульчиках. Занимайте свои места.
- Прежде чем мы начнем наше путешествие по островам математики, нам нужно усвоить некоторые правила поведения.- Я буду начинать говорить правило, а вы будете заканчивать:
- Ты сиди на стуле стройно и веди себя ….( достойно)
- Стол – это не кровать и на нем нельзя …..( лежать)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …( подними)
- Хорошо вы вспомнили наши правила поведения на занятии.
- А на чем мы отправимся в наше путешествие ,вы узнаете, если соедините все цифры по порядку от 1 до 20!
- Что у вас получилось?
- Вижу у всех получились кораблики и мы отправляемся в путь.
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?
(один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»).
Посмотрите, какое число на мячике написано? Правильно, а в каком конверте наше первое испытание?
Воспитатель: Правильно, С цифрой 1.
Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное-получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.
Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети в кругу по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1Что выше: дерево или куст?
2.Сколько концов у двух палок?
3.Что тяжелее: 1 кг.пуха или 1 кг. камней?
4.Сколько месяцев в году?
5.-Если море глубже,то ручей?( мельче)
6.Как вы думаете ,что длиннее зима или лето
7.Сколько дней в недели
8.Какой день недели находится между понедельником и средой
9.Два друга играли в шахматы 2 часа, сколько часов играл каждый
- Молодцы! Справились с первым заданием. Поплывем на следующий остров.
Конверт с заданием с цифрой под номером 2. Какого цвета конверт с заданием?- желтого).
Воспитатель: Назови, какая это цифра?
Ребёнок: Два.
Воспитатель: - Задание с палочками Кьюзинера:
Воспитатель:- Давайте выложим свои поезда из цветных палочек- вагонов, выкладываем слева- направо от самого короткого вагона до самого длинного. –Вопросы:
- Вагон какого цвета стоит шестым?
- Какой по порядку вагон находится между оранжевым и бордовым?
-Какого цвета вагон, который на 1 больше, чем 7?
- Найди вагон ,который стоит рядом с желтым, но не красный?
- Какого цвета вагон левее бордового?
- Палочка какого цвета лежит между числами 3 и 5?
-Назови соседей желтой палочки числами?
-Я задумала число, это число больше 4, но меньше 6? –Покажите палочку, которая соответствует этому числу.
- Ребята найдите цветную палочку, которая обозначает число 8 и покажите какого цвета эта палочка?
- Положите ее перед собой горизонтально.
- Выкладываем под этой палочкой каждый ряд. Он должен составлять число 8 из двух меньших чисел.
- Произносим вслух: 8 это: 1и7; 2и 6; 3и5; 4и4;6и2;7и1
-Молодцы! Все справились с этим заданием. Палочки убрали в коробку.
- Поплыли дальше! А вот и замечательный остров, который называется
« Отдыхайка!»
Физминутка:
-Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу:
Скушал церковь,
Скушал дом,
И кузницу с кузнецом
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
В:- Отдохнули немножко, взбодрились!
- Пока мы отдыхали, подплыли к следующему острову, который называется « Остров Чудес»
- Следующее задание мячик с конвертом какого цвета?
Игра : « Наоборот»
Смелый- трусливый
Сильный- слабый
Узкий- широкий
Вверх- низ
Жесткий- мягкий
Круг- квадрат
Высокий- низкий
Далеко- близко
Здоровый- больной
Горький- сладкий
Верхний –нижний
Поднимать- отпускать
Подъехать- отъехать
Шумный- тихий
Ориентировка на листе бумаги:
Взяли простой карандаш и лист бумаги, сейчас мы с вами будем художниками и нарисуем картину, будьте внимательными, слушайте меня и рисуйте то, что я вам скажу: Итак, приготовьтесь!
- В верхнем левом углу нарисовали солнышко, а в правом верхнем углу облако, нашли середину листа и нарисовали домик, справа от дома забор, за забором дерево, слева от дома скамейку, под скамейкой лежит мячик, над домом птички летят, под крышей дома сосульки висят, а около дома цветы растут, в левом нижнем углу грибы растут, а в правом нижнем углу выросла елочка из треугольной формы.
- Молодцы! И с этим трудным заданием тоже справились!
- Чтобы выполнить следующее задание нужно нам немного отдохнуть!
Физминутка:
-Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик будто не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
Кинезиологическое упражнение: ( показывает ребенок)
-В:- Вот мы и подплыли к следующему острову, который называется « Размышлялки», мячик с конвертом и с заданием под номером №4, какого цвета конверт?
Игры с блоками « Дьениша»
Игра: « Шифровальщики»
- В:- Я сейчас буду показывать карточки- символы, а вы по этим символам должны будете показать мне соответствующую фигуру.
- Молодцы и с этим заданием вы тоже справились!
Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая. (Да)
Загаданную фигуру показывает воспитатель.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но нас ждет следующее задание!
- Поплыли дальше!
- Вот и последний островок. Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем.
- Чтобы узнать ,кто охраняет остров, нам необходимо выполнить следующее задание- это диктант. Мы с вами будем рисовать по клеточкам, под мою диктовку!
- Возьмите простой карандаш и листочек в клетку, нашли красную точку, поставьте карандаш, будьте внимательные:
-2 клетки вправо,1-клетка вверх,1-клетка вправо,1-вверх,1- вправо,3-вниз,4- вправо,1-вверх,1- вправо,5-вниз,2-влево,2-вверх,3-влево,2-вниз,2-влево,4-вверх,2-влево,1-вверх.
- Кто ребята у вас получился?
- Кто же охраняет этот остров? ( Собака)
- Правильно собака!
- В:- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? ( Мы путешествовали по островам математики)
-В: Какое задание для вас было самым трудным?
-В:- Какое задание для вас было самым интересным и вы легко с ним справились?
- А сейчас я предлагаю, чтобы вы себя оценили! Здесь у меня лежат разноцветные кружочки( красный, желтый, зеленый)
- Если со всеми заданиями справились, без ошибок, то выбираете -зеленый кружок, если немного ошиблись и обращались за помощью, то желтый кружок, а если во всех заданиях ошибались, то к сожалению красный кружок!
Итог: - Молодцы! – Вы все прошли испытания и сейчас время подарить вам всем сокровища- это золотые медальки! И на память о нашем сегодняшним путешествии возьмите кусочек хорошего настроения!
- Какое у вас настроение в конце нашего занятия, выберите себе смалик на память!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ФЭМП во младшей группе «Путешествие в страну математики»
Программные задачи: учить сравнивать совокупности предметов; различать, где один предмет, а где много; знакомить детей с частями суток (утро-день); закреплять знание геометрических фигур и основ...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Путешествие в страну Математиков"
В конспекте отраженны задания для старшей группы на логическое мышление и на закрепление математических знаний....
Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»
Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики....
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе " Путешествие по островам знаний в страну математике"
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша...
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие по островам математики"
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие....
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по островам математики»
Это занятие помогает закрепить математические знания и умения посредством игры - путешествие. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивает логику, внимание, мелкую ...