Семинар
методическая разработка (математика) по теме

Гулиян Диана Вячеславовна

"Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» с. Грачевка Грачевского муниципального района

Ставропольского края

Районный семинар для воспитателей

ДОКЛАД

"Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Воспитатель первой

квалификационной категории

Гулиян Д. В.

Семинар

 "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

                                                                 Гулиян Диана Вячеславовна  старший воспитатель

        Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». (Слайд 2). Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие: (Слайд 3).

  • «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»
  • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»
  • «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Согласно ФГТ вся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.  

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе семинара составим модель успешного занятия. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 4)

- множество;

- число;

- счётная и вычислительная деятельность;

- величина;

- геометрические фигуры;

- время;

- пространство.

Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования». (Слайд 5)

 Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

(Слайд 6) Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение.

Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.

(Слайд 7) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.

(Слайд 8) Вычислительная деятельность это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

(Слайд 9) Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.

Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:

- наложением,

- приложением,

- измерением с помощью условной мерки,

- сравнением на глаз.

2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.

(Слайд 10) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...), которые ещё называют геометрическими телами.

Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Что же такое геометрическая ФОРМА?

Форма это очертание, наружный вид предмета.

Форма (лат. forma - форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.

(Слайд 11) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия.

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

(Слайд 12) Пространство - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния.

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

(Слайд 13) –Итак, первое колечко в нашей пирамидке 

Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.

(Слайд 14) Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными.

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

(Слайд 15) Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

НОД  рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО.

(Слайд 16) К занятиям необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов).

 Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 17)

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Таким образом, второе колечко модели успешного занятия –

Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 18)

Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в НОД  по ФЭМП? (Ответы воспитателей)

Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…

 (Слайд 19)

Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –

Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 20)

Разминка “Объясни выражение” (Слайд 21):

- “семи пядей во лбу”;

- “мерить на свой аршин”.

(Слайд 22) Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.

Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. 

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)

Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 23)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (548 и 387) (Слайд 24)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя

Многократное упражнение детей.

(Слайд 25) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя (Слайд 26)

На экране вы видите, как выглядит

модель успешного занятия по ФЭМП. (Слайд 27)

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги  были активными,

Одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро склонять числительные. Семинар подошёл к концу.




Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Тема:

"Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Дата проведения: 5. 12. 13 г.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 4» с. Грачевка

Время: с 09 ч.00 мин.

Участники: педагоги ДОУ

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Формы:

  • Презентация;
  • Мини лекция;
  • Мастер – класс -  разминка
  • ФЭМП,  

Оборудование:

  • Мультимедийная установка.

Ресурсный пакет:

  • Программа семинара-практикума;
  • Буклеты о ДОУ;
  • Отзыв о семинаре-практикуме.

Ответственные:

  • Заведующая МКДОУ «Детский сад № 4» с. Грачевка – Нефедьева Н. И.
  • Старший воспитатель – Гулиян Д. В.

Программа семинара

Тема: "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Время

Мероприятие

Ответственные

Место проведения

08.30. – 09.00.

Регистрация участников

семинара

Плис Н. В. - завхоз

   ____

09.00. – 09.10.

09.10. – 09.20.

  • Открытие семинара.  «Вас встречают малыши» (музыкальное выступление 1 младшей группы)

  • «Мастерство педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений» (презентация)

Нефедьева Н. И. – заведующая МКДОУ

Татаринцева Е.А. - воспитатель

Гулиян Д. В. – старший воспитатель

Музыкальный зал

09.35. – 09.50.

09.50 – 10.10.

10.15. – 10.40.

10.40 – 11.05.

11.10. – 11.20.

11.20

Мастер – класс:

  • Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры. НОД «В гостях у обезьянки»

  • НОД по формированию элементарных математических представлений с учетом ФГТ «Приключения в зимнем лесу»

  • НОД по ФЭМП «С математикой в космический полет»

 

  • «По следам сказки «Гуси - лебеди». НОД  по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте

 

  • ФГОС Единство требований к результатам реализации программы ДОУ.

  • Подведение итогов

Кривцова Вера Ивановна - воспитатель

Бобырь Елена Ивановна - воспитатель

Москвитина Галина Дмитриевна - воспитатель

Шкуро Елена Викторовна - воспитатель

Моногарова Татьяна Владимировна - специалист I категории отдела образования

 

2 младшая группа

Средняя группа

Подготовительная группа

Старшая группа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...