Конспект по развитию математических представлений "Измерение длины"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Миндирия Айлана Николаевна

Конспект для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №36

Конспект образовательной деятельности по математике

Тема: «Измерение длины»

(старший дошкольный возраст)

                                                                                 Подготовила воспитатель:

                                                                                  Миндирия А.Н.

Кызыл - 2014

Тема: «Измерение длины». Старшая группа.

Цель:

- учить отгадывать описательные загадки.

- упражнять в определении на глаз высоты и длины, учить определять длину, высоту, с помощью условной мерки.

- развивать счетные операции, устанавливать равенство между двумя группами предметов.

- учить понимать и выполнять учебную задачу, развивать навык самоконтроля.

Организационный момент.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Беседа, использование художественного слова, прием сравнения-наложения, отгадывание загадок, практическое действие, картины и иллюстрации.

Словарная работа: жерди, плотина.

Материал: картинки бобра и зайца, в форме конуса; картинки с изображением зайца и суслика; картина с изображением лесной поляны; три полоски бумаги одинаковой длины; картинка с изображением дерева без листвы.

Ход занятия:

- Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.  Прежде чем мы отправимся с вами, попробуйте сначала отгадать загадку:

        Что за зверь лесной

        Встал, как столбик, под сосной,

        И стоит среди травы,

        Уши больше головы. (Заяц)

- А теперь найдите в тексте загадки слова, которые доказывают ваши слова. (Речь идет о лесном звере, а заяц живет в лесу; зайцы часто стоят на задних ногах, поэтому они похожи на столбики; у зайца очень длинные уши).

- Правильно, дети, в каждой строчке каждой загадки можно найти слова, которые подскажут правильный ответ. Надо внимательно слушать, думать и представлять.

Вот посмотрите, что получится, если в этой загадке изменить несколько слов. Попробуйте слово «лесной» заменить словом «полевой». Слово «длинные уши» - словами «маленькие ушки».

Получится описание другого зверька:

        Полевой зверек,

        Маленькие ушки,

        Стоит как столбик,

Среди травы.

- Видите: получился совсем другой зверек – суслик.

- итак, ребята, загадка нам напомнила, к каким зверькам мы пойдем в гости. Вот мы и пришли. Почтальон хотел сразу отдать зайчикам приглашение в школу гномов, но заметил, что они какие-то очень грустные.

- давайте узнаем, что здесь произошло.

Послушайте, что рассказал мне самый грустный заяц: «Недалеко от нашей поляны живут белочки. Мы очень с ними дружны, вместе играем. Часто набегавшись наперегонки, мы по лесенке забираемся в их домики. Там мы вместе отдыхаем, пьем чай и рассказываем разные истории».

        Недавно в лесу прошел сильный ураган. Он поломал часть  лестниц, и теперь не ко всем белочкам мы можем прийти в гости. Вы же знаете зайцы не умеют карабкаться по деревьям. Помогите нам, пожалуйста!

_-ребята, положите на стол столько белых палочек, сколько осталось не сломанных лестниц

-Под ними выложите столько черных палочек, сколько лестниц нужно будет сделать.

-Каких лестниц больше, тех, которые сломал ветер, или тех, которые он не смог сломать?

-На сколько больше?

-В каждом дупле живет по одной белочке.

Посчитайте, сколько белочек живет на этой поляне? (пять).

-Как вы догадались? ( сколько дупел, столько и белочек в них живет)

    Физминутка.

Зайцы скачут:

Скок – скок - скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, два разогнутся.

Два - нагнутся, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

-Ребята, вы знаете, кто в лесу самый лучший строитель из зверей?

Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

Есть на реках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобр)

-Теперь вы догадались, кто лучше всех из зверей строит хатки и плотины на реках?

- А как нам объяснить бобру, какой длины понадобятся лестницы? ( Лестницы должны быть разной длины: длинная, средняя и короткая). Покажите, для какого дерева нужна самая длинная лестница?

-Для какого дерева средняя по длине лестница?

 - И где будет стоять короткая лестница?

- Давайте объясним бобру, на сколько одна лестница должна быть длиннее другой?

( дети сами делают мерку короткой лестницы и поясняют свои действия. Прием наложения).

- Давайте сравним по длине все ваши короткие мерки. Что вы можете сказать об их длине? ( они все одинаковые).

 - Почему мерки у всех получились одинаковой длины? (потому что мерили расстояние на одном и том же дереве).

- Положим друг за другом на среднюю лестницу короткие мерки. Что вы видите? (На средней по длине мерке поместились две короткие мерки).

- Вот теперь мы можем отправляться на речку к бобру, ведь мы теперь знаем, какие нужно сделать лестницы, нужны жерди.

- Ребята, вы знаете, что такое жерди? И я не знаю.

- Уважаемый бобр, объясните нам, пожалуйста, что такое жерди. Мы плохо разбираемся в строительном материале.

Бобр:   - Тогда слушайте. Сначала мы подгрызаем дерево у основания и валим его на землю. Очищаем ствол от коры и веток. Получается хорошее толстое бревно. Из длинных и прямых веток получаются отличные жерди. Остальные веточки пойдут на хворост. У нас, у бобров, ничего зря не пропадает.

- Теперь  раскрасьте синим карандашом ту часть дерева , которая пригодна для изготовления жердей, а ту часть дерева, которая годится только на хворост, раскрасьте желтым карандашом.

- И так, дети, как закончите раскрашивать деревья, поменяйтесь работами и проверьте друг у друга правильность выполнения работы и помочь исправить допущенные ошибки.

- Вот теперь бобры могут приступить к работе. Они дружно повалили сразу несколько больших деревьев, и скоро вся поляна была завалена стволами, большими ветками и веточками.

Итог занятия:

- Мы учились измерять длину и высоту предметов. Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа

Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...

Конспект по развитию математических представлений «Стоит в поле теремок, теремок»

Упражнять в счете от одного до шести. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры по форме и цвету (круг, квадрат, треугольник)....

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме «Число и цифра 6»

Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме«Число и цифра 6»...

конспект по развитию математических представлений у детей с нарушением зрения младшего возраста

Данный конспект расчитан на детей младшего возраста. В игровой форме развиваются ориентировка в малом и большом пространстве, формируются сенсорные эталоны, глазомер, дети учатся взаимодействовать дру...

Конспект по развитию математических представлений у детей средней группы «Путешествие в город «Посчитайкино»

Выявлять полученные знания,представления и умения на занятии по математике,путешествуя в город"Посчитайкино"...

Конспект по развитию математических способностей у детей младшей группы (повторение)

Конспект по развитию математических способностей у детей младшей группы....