Конспект по развитию математических представлений "Измерение длины"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ №36
Конспект образовательной деятельности по математике
Тема: «Измерение длины»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила воспитатель:
Миндирия А.Н.
Кызыл - 2014
Тема: «Измерение длины». Старшая группа.
Цель:
- учить отгадывать описательные загадки.
- упражнять в определении на глаз высоты и длины, учить определять длину, высоту, с помощью условной мерки.
- развивать счетные операции, устанавливать равенство между двумя группами предметов.
- учить понимать и выполнять учебную задачу, развивать навык самоконтроля.
Организационный момент.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Беседа, использование художественного слова, прием сравнения-наложения, отгадывание загадок, практическое действие, картины и иллюстрации.
Словарная работа: жерди, плотина.
Материал: картинки бобра и зайца, в форме конуса; картинки с изображением зайца и суслика; картина с изображением лесной поляны; три полоски бумаги одинаковой длины; картинка с изображением дерева без листвы.
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Прежде чем мы отправимся с вами, попробуйте сначала отгадать загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)
- А теперь найдите в тексте загадки слова, которые доказывают ваши слова. (Речь идет о лесном звере, а заяц живет в лесу; зайцы часто стоят на задних ногах, поэтому они похожи на столбики; у зайца очень длинные уши).
- Правильно, дети, в каждой строчке каждой загадки можно найти слова, которые подскажут правильный ответ. Надо внимательно слушать, думать и представлять.
Вот посмотрите, что получится, если в этой загадке изменить несколько слов. Попробуйте слово «лесной» заменить словом «полевой». Слово «длинные уши» - словами «маленькие ушки».
Получится описание другого зверька:
Полевой зверек,
Маленькие ушки,
Стоит как столбик,
Среди травы.
- Видите: получился совсем другой зверек – суслик.
- итак, ребята, загадка нам напомнила, к каким зверькам мы пойдем в гости. Вот мы и пришли. Почтальон хотел сразу отдать зайчикам приглашение в школу гномов, но заметил, что они какие-то очень грустные.
- давайте узнаем, что здесь произошло.
Послушайте, что рассказал мне самый грустный заяц: «Недалеко от нашей поляны живут белочки. Мы очень с ними дружны, вместе играем. Часто набегавшись наперегонки, мы по лесенке забираемся в их домики. Там мы вместе отдыхаем, пьем чай и рассказываем разные истории».
Недавно в лесу прошел сильный ураган. Он поломал часть лестниц, и теперь не ко всем белочкам мы можем прийти в гости. Вы же знаете зайцы не умеют карабкаться по деревьям. Помогите нам, пожалуйста!
_-ребята, положите на стол столько белых палочек, сколько осталось не сломанных лестниц
-Под ними выложите столько черных палочек, сколько лестниц нужно будет сделать.
-Каких лестниц больше, тех, которые сломал ветер, или тех, которые он не смог сломать?
-На сколько больше?
-В каждом дупле живет по одной белочке.
Посчитайте, сколько белочек живет на этой поляне? (пять).
-Как вы догадались? ( сколько дупел, столько и белочек в них живет)
Физминутка.
Зайцы скачут:
Скок – скок - скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз - согнуться, два разогнутся.
Два - нагнутся, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
-Ребята, вы знаете, кто в лесу самый лучший строитель из зверей?
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
Есть на реках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр)
-Теперь вы догадались, кто лучше всех из зверей строит хатки и плотины на реках?
- А как нам объяснить бобру, какой длины понадобятся лестницы? ( Лестницы должны быть разной длины: длинная, средняя и короткая). Покажите, для какого дерева нужна самая длинная лестница?
-Для какого дерева средняя по длине лестница?
- И где будет стоять короткая лестница?
- Давайте объясним бобру, на сколько одна лестница должна быть длиннее другой?
( дети сами делают мерку короткой лестницы и поясняют свои действия. Прием наложения).
- Давайте сравним по длине все ваши короткие мерки. Что вы можете сказать об их длине? ( они все одинаковые).
- Почему мерки у всех получились одинаковой длины? (потому что мерили расстояние на одном и том же дереве).
- Положим друг за другом на среднюю лестницу короткие мерки. Что вы видите? (На средней по длине мерке поместились две короткие мерки).
- Вот теперь мы можем отправляться на речку к бобру, ведь мы теперь знаем, какие нужно сделать лестницы, нужны жерди.
- Ребята, вы знаете, что такое жерди? И я не знаю.
- Уважаемый бобр, объясните нам, пожалуйста, что такое жерди. Мы плохо разбираемся в строительном материале.
Бобр: - Тогда слушайте. Сначала мы подгрызаем дерево у основания и валим его на землю. Очищаем ствол от коры и веток. Получается хорошее толстое бревно. Из длинных и прямых веток получаются отличные жерди. Остальные веточки пойдут на хворост. У нас, у бобров, ничего зря не пропадает.
- Теперь раскрасьте синим карандашом ту часть дерева , которая пригодна для изготовления жердей, а ту часть дерева, которая годится только на хворост, раскрасьте желтым карандашом.
- И так, дети, как закончите раскрашивать деревья, поменяйтесь работами и проверьте друг у друга правильность выполнения работы и помочь исправить допущенные ошибки.
- Вот теперь бобры могут приступить к работе. Они дружно повалили сразу несколько больших деревьев, и скоро вся поляна была завалена стволами, большими ветками и веточками.
Итог занятия:
- Мы учились измерять длину и высоту предметов. Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...
Конспект по развитию математических представлений «Стоит в поле теремок, теремок»
Упражнять в счете от одного до шести. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры по форме и цвету (круг, квадрат, треугольник)....
Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."
Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...
Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме «Число и цифра 6»
Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме«Число и цифра 6»...
конспект по развитию математических представлений у детей с нарушением зрения младшего возраста
Данный конспект расчитан на детей младшего возраста. В игровой форме развиваются ориентировка в малом и большом пространстве, формируются сенсорные эталоны, глазомер, дети учатся взаимодействовать дру...
Конспект по развитию математических представлений у детей средней группы «Путешествие в город «Посчитайкино»
Выявлять полученные знания,представления и умения на занятии по математике,путешествуя в город"Посчитайкино"...
Конспект по развитию математических способностей у детей младшей группы (повторение)
Конспект по развитию математических способностей у детей младшей группы....