Формирование элементарных математических представлени старших дошкольников в речевых группах ДОУ.
статья по математике по теме
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлени
старших дошкольников в речевых группах ДОУ.
Введение:
РАБОТА НАД СОСТАВОМ ЧИСЛА
Основное содержание
Развивающая игра «Сравни числа»
Описание игры
Количество и счёт
Форма
Связная речь :
Грамматический строй речи
Развивающая речевая среда
Варианты игры:
Вариант 1
Усложнение игры
Вариант 2
Вариант 3
Заключение
Библиография
Приложение №1
Развивающая игра «Сравни числа»
(комплекты для сборки для воспитателя и дошкольника)
Введение:
«Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открываю-щий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу — имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям советского общества, воспитание уважения к семье, к старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты советского человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.
Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям I искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.
Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания в детском саду».
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?»; «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т. д.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия иногда и не являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и реальных действий. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. !
Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.
Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но... не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что" и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Дети, часто нарушают правила не потому, что делают это сознательно, а потому что не знают, как выполнять, а иногда и забывают о них. Лучше не пожалеть, времени на объяснение, как и почему, когда нужно выполнять правила, проверить понимание необходимости их усвоения, выразить уверенность в том, что дети будут все делать правильно, создать у них эмоционально-волевую готовность.
Соблюдение правил в ходе игры - вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Педагог должен использовать слова, отражающие ступени овладения игровыми действиями и правилами: еще не очень, почти хорошо, хорошо, совсем хорошо. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели. Однако следует учитывать необходимость и порицаний, если отдельные дети используют правила в целях получения для себя особых выгод. Например, дети-вожаки требуют от товарищей по игре выполнять только их указания: «Я так сказал», «Я командир, меня нужно слушать» и т. д. Такие тенденции у некоторых детей воспитатель оценивает отрицательно, разъясняет их недопустимость. Все это создает положительный психологический климат общения детей с воспитателем и детей между собой. Перестраиваются при этом и мотивы игры по правилам, чтобы доставить радость себе и товарищам.
В младших группах значение правил, необходимость их выполнения раскрывает воспитатель. Постепенно, при (их постоянстве, они усваиваются детьми и становятся критерием, ориентируясь на который дети производят игровые действия, оценивают правильность своих поступков и поступков товарищей. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он (она) играет не по правилам». Эти суждения подтверждают положение о том, что усвоенное правило игры становится «точкой опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносить его с поведением товарищей по игре. А все это оказывает глубокое воспитательное воздействие, обеспечивает формирование ценных качеств личности ребенка.
Иногда и нет необходимости напоминать о правилах или вводить дополнительные. Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.
Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указаний: многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.
В опыте творческих воспитателей имеются дидактические игры серьезного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям». Начинаются многие игры с рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает игровой настрой, побуждает к действию.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру-деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества»
Дидактическая игры входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств обучения.
Руководство дидактическими играми включает:
1. отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, и взаимодействия с другими формами обучения.
2. создание или проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры.
3. руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой.
Сейчас многие ученые-педагоги пришли к выводу, что успехи в школьном обучении ребенка зависят не столько от объема полученных до поступления в первый класс знаний, сколько от умения их применять, доказывать свои ответы, рассуждать в поиске правильного решения. Развитие логического мышления детей выходит за рамки подготовки к школе и осуществляется в дошкольном учреждении не только на занятиях по математике, но и в рамках познавательного цикла, а также в повседневной жизни. На данный момент имеются различные рекомендации для работы воспитателей в этом направлении: Е.Е. Кочемасовой, Л.Г. Петерсон, Е.В. Соловьевой, Е.В. Колесниковой и других авторов.
РАБОТА НАД СОСТАВОМ ЧИСЛА:
Тема «Состав числа из двух меньших» — одна из самых объемных и трудных для понимания детей и в то же время важных для усвоения будущими школьниками. К сожалению, в практике дошкольного воспитания ей уделяется незаслуженно мало внимания. В методических рекомендациях для воспитателей предлагаются несколько игр, пособий для реализации данной темы. Но чаще всего большинство дошкольников к концу подготовительной к школе группы не запоминают пары чисел и редко пользуются ими при вычислении.
Таким образом, налицо важная педагогическая проблема: как сделать трудное дело приятным для детей, заинтересовать их, помочь при запоминании пар каждого числа?
Решение ее следует искать в деятельностном подходе к обучению и опять же игре. Хорошие результаты даст использование таких интересных игр и пособий, как: «Домики» (в демонстрационном и раздаточном варианте), «Волшебная линейка», «Составь поезд» и игра-соревнование «Золотая лихорадка» (по типу телевизионной игры).
Основное содержание :
Развивающая игра «Сравни числа»:
До знакомства с данной игрой необходимо ознакомить детей с отношениями между числами натурального ряда. Дети должны находить место каждого в натуральном ряду, называть последующее и предыдущее число — «соседей». Такая же работа проводится с цифрами.
Вначале необходимо познакомить детей с действием-" сложения" и знаком "+" ; затем, с -"вычитанием", знаком «-».
Развивающая игра «Реши примеры».
Описание игры :
Игра состоит из карточек с цифрами от 0 до 10 и знаков > < ; геометрических форм разного цвета. Т.к, карточки разрезаны их можно двигать и фиксировать в разных варианта х (см. приложение №1). Дети произвольно могут составлять неравенства или фиксировано, по заданию воспитателя.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны понять некоторые математические знаки, в частности «больше» и меньше», научиться располагать их между двумя множествами, а также «читать» получившиеся выражения. К началу работы над употреблением знаков дошкольники уже умеют сравнивать множества, знают два способа их уравнивания. Поэтому, в игре закрепляется умение сравнивать два множества.
На первой стадии сравниваем числа "+"," -" 1, усвоив неравенства на "1" усложняем задачу — ребёнок должен знать предыдущие и последующие числа от заданного и сравнивать цвет и геометрическую форму.
В игре реализуются следующие программные задачи:
Количество и счёт:
Развивать общие представления о множестве: Умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определёнными признаками.
- Упражнять в объединении, дополнении множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счёта.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1). Умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Учить называть число в прямом и обратном порядке (устный счёт), последнее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой. Определять пропущенное число.
- Учить раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе).
Форма :
- Уточнить знание известных геометрических фигур и их свойств. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырёхугольника.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Группировать по цвету, форме размерам.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10. Отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «Какой?».
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильную постановку в слове, ошибку чередования согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Помогать правильно употреблять существительные множественного числа, в именительном и винительном падежах.
Связная речь:
Продолжать совершенствовать идеологическую и монологическую форму речи. Формировать умение вести диалоги между воспитателем и ребёнком и между детьми. Совершенствовать умение составлять рассказ по карточкам.
Грамматический строй речи:
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающая речевая среда:
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтение подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей. Помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположение и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Игра может проводиться как часть занятия (игра раздаётся каждому ребёнку)., и также игра может проводиться в свободное время, как индивидуальная работа.
Варианты игры:
Вариант 1 : Воспитатель называет одну из цифр — дети составляют неравенство, читают его по карточкам. Правильно составляя предложения, согласовывая числительное, существительное (геометрическая форма), прилагательное (цвет).
На первой стадии сравниваем числа + - 1, усвоив неравенства на "1" усложняем задачу — ребёнок должен знать предыдущие и последующие числа от заданного и сравнивать цвет и геометрическую форму.
Например: 7 жёлтых прямоугольников больше 6 жёлтых прямоугольников.
Усложнение игры:
7 жёлтых прямоугольников больше 0 зелёных овалов
1 жёлтого прямоугольника;
2 синих ромбов
3 зелёных прямоугольников
4 красных квадратов
5 коричневых прямоугольников
Вариант 2
7 синих треугольников меньше 8 синих треугольников
9 зелёных многоугольнике
10 коричневых четырёхугольников
Вариант 3
Ребёнок называет число, а все остальные сравнивают это число и называют свои варианты.
Заключение :
Детям старшей группы необходимо предложить правильную форму высказываний: «я считаю, что...», «я думаю, что...», «мое мнение...», которые в повседневной жизни они используют крайне редко. Если не проводить работу в этом направлении с дошкольного возраста, есть опасность упустить главное — желание каждого ребенка искать правильный ответ и научиться его формулировать.
Лучше проводить ее регулярно в третьей части занятия. В результате дети уже в подготовительной к школе группе не будут бояться высказываться, а педагог получит целый «букет мнений», в котором все вместе будут искать самое верное, самое красивое доказательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...
Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»
Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия....
Инновационный проект: Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютериза...
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...
Применение инструментов интерактивной доски в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников
Формирование элементарных математических представлений дошкольников происходит во всех видах деятельности ребенка на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Как организованная форма образ...
Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через ...