Инновационный проект: Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий
материал на тему

Никулина Тамара Петровна

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) дает возможность сделать процесс обучения и развития детей более интересным, освобождает педагога от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего развития. ИКТ повышает познавательный интерес детей, помогает развить психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx125.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Тополек» с.Чапаево

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Инновационный проект:

Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий

Воспитатель

Никулина Тамара Петровна

Корсаковский городской округ

с.Чапаево

2017

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2. Проблема математического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе

3. Особенности математического развития детей подготовительной к школе группы

4. Практическая реализация проекта

5. Сравнительный анализ уровня математического развития воспитанников по итогам работы за 2016-2017 уч. год.

6. Заключение

Введение

Период дошкольного детства очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) дает возможность сделать процесс обучения и развития детей более интересным, освобождает педагога от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего развития. ИКТ повышает познавательный интерес детей, помогает развить психические процессы.

Формирование элементарных математических представлений, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников, если она организована в игровой интерактивной форме. Интерактивные упражнения и игры обеспечивают ребенку доступный ему объем математических представлений, стимулирует познавательное развитие. Использование ИКТ помогает ребенку легче усваивать понятие формы, цвета и величины. На наглядном материале более эффективно постигаются понятие числа и множества, быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; развиваются мелкая моторика, элементы наглядно-образного и теоретического мышления; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей 6-7 лет в соответствии с современными требованиями и использованием ИКТ  будет способствовать повышению уровня математического развития воспитанников.

Цель работы : Повысить уровень  математических представлений детей подготовительной группы посредством ИКТ с учетом современных требований.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень математического развития детей 6-7 лет.

2.Осуществить систему работы с воспитанниками 6-7 лет по математическому развитию посредством ИКТ технологий (презентаций, интерактивных игр и упражнений).

3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития воспитанников по итогам работы за год.

Работа осуществлялась в ходе трех этапов.

Первый этап – организационный:

• Обследование математических представлений у детей на начало учебного года.

• Подбор, а также самостоятельное составление математических интерактивных игр и упражнений.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Второй этап – основной:

• Работа с детьми с использованием интерактивных игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений.

Третий этап- итоговый:

• Итоговая диагностика детей.

Ожидаемые результаты в итоге проведенной работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников 6-7 лет:

1. Повысился уровень математических представлений в подготовительной группе детского сада.

2. Сформирована готовность к школьному обучению.

2. Проблема математического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все, же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие дошкольников была заложено в работах Л.А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.

По мнению, В.В. Абашиной, математическое развитие дошкольника  это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.

Из исследования Е.И.Щербаковой, под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников  это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемых методикой, достаточно обширен: 

  • научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  • определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;
  • совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
  • разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;
  • реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  • разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  • разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

3. Особенности математического развития детей подготовительной к школе группы

Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является сформированность у него математических представлений. Конечно, очень многому он научится уже в школе, но определенный багаж знаний все же приобретается в дошкольном учреждении.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

К концу 6-7-го года жизни ребенок должен уметь считать до десяти, правильно пользоваться количественным и порядковым счетом,  умеет считать в прямом и обратном порядке в пределах десятка, знать порядковый счет до ста

В этом возрасте ребенок может сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать неравное число предметов. Соотносит цифры и количество предметов, знает и выполняет действия на +/-1,2

Сравнивает предметы различной величины, может размещать их в порядке убывания или возрастания. Измеряет предметы при помощи условной меры, сравнивает длину, ширину, высоту предметов

Различает форму предметов — круглую, четырехугольную, треугольную. Знает многоугольники, ромбы, выполняет различные операции — делит круг, квадрат на две и более частей, составляет из одних фигур другие большего размера, сравнивает часть и целое.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Ориентируется на листе бумаги, в пространстве, свободно может использовать понятия «лево», «право», «верх», «низ»

Называет дни недели, последовательность частей суток. Знает последовательность месяцев, времен года, дней недели, ориентируется в них

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, правильно пользуется арифметическими знаками.

Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.

Закладывая основы математических умений и навыков, считаю целесообразным использование ИКТ, ведь ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, в понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

4. Практическая реализация проекта

Целенаправленное изучение уровня сформированности элементарных математических представлений воспитанников подготовительной группы осуществлялось в период с сентября по октябрь 2016 г. по методике Комаровой Т.С, Вераксы Н.Е., Дубровина И.В. и др.

 Изучение математических представлений включало задания следующей направленности:

- количество и счет

-величина

- геометрические фигуры

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- ориентировка на листе бумаги в клетку.

В результате были выявлены неутешительные показатели указывающие на уровень сформированности элементарных математических представлений. (приложение 1)

Особые трудности проявлялись в неумении сравнивать числа, соотношение числа к множеству. Многие дети не дифференцируют плоские и объемные геометрические фигуры. У некоторых детей слабо развито чувство времени и временных интервалов.

Учитывая, что начальные знания в области математики у воспитанников были сформированы недостаточно, мы приступили к разработке и подборке интерактивных игр, упражнений, составлению демонстрационных презентаций. Задания включали в себя такие направления работы как:

  • Количество и счет
  • Величина
  • Геометрические представления
  • Ориентировка в пространстве
  • Ориентировка во времени
  • Ориентировка на листе бумаги

Работа по данным направления осуществлялась в течение 2016-2017 учебного года.

При работе с интерактивными играми и упражнениями решались не только задачи, направленные на развитие математических представлений у детей, но и задачи на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Кроме этого, в интерактивные игры и упражнения включались задачи на развитие зрительно-моторной координации, развитие познавательных интересов.

Ценность интерактивных игр заключалась и в том, что мы использовали в ходе организации непосредственно-образовательной деятельности игры как полностью, так и частично в зависимости от задач, которые ставили перед детьми. Это облегчало и построение индивидуальной работы. Определив трудности ребенка, выбирала необходимые упражнения и отрабатывала их при помощи компьютера.

У всех упражнений продуман финал, все игры имеют логическое завершение и поощрительную анимацию в конце. Ребенок знает результат, получая одобрение или предложение подумать ещё. При необходимости имеется возможность повторения игрового упражнения сначала.

Управление осуществляется при помощи компьютерной «мышки» (если работа проводится на ноутбуке) или касанием по интерактивной доске.

Следует отметить, что продолжительность игры на ноутбуке не должна превышать более 10 минут.

5. Сравнительный анализ уровня математического развития воспитанников по итогам работы за 2016-2017 уч. год.

В конце учебного года проводилась итоговая диагностика по уровню сформированности математических представлений у детей, которая показала следующие результаты:

Дети улучшили свои результаты в заданиях по ориентировке. Показали высокие и средние показатели.

В играх, направленных на количественный и порядковый счет, дети допускали единичные ошибки, которые исправляли самостоятельно.

Дети хорошо научились составлять и решать арифметические задачи.

Уменьшилось количество ошибок в умении распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.

У воспитанников повысился положительный эмоциональный настрой при выполнении математических упражнений.

Отмечается повышение познавательной активности, качественное улучшение психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Исходя из выше сказанного, сравнительный анализ уровня математического развития воспитанников подготовительной группы детского сада «Тополек» с.Чапаево   на начало и конец учебного года показал достаточно хороший уровень успешности выполнения заданий у большинства, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. (см. приложение 2)

6. Заключение

В заключении хочу сказать, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Для меня использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по математике стало обычным явлением, которое позволило не только расширить мое информационное поле, но и стимулировать интерес и пытливость ребят. Даже самые пассивные ребята с большим желанием включаются в работу, с интересом рассматривают слайды и отвечают на поставленные вопросы.
Надеюсь, что представленный опыт моей работы по использованию электронных интерактивных игр поможет и вам разнообразить образовательную деятельности с детьми.


 

 Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и игровых упражнений".

Изучать математику с ребёнком четырёх лет-это увлекательное занятие, заниматься, которым можно в любое время.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, разв...

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель  Тип проекта: обучающи...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...

"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр".

Влияние игровых технологий - математический кейс - на формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость легкой степени)...