Конспект ННОД по ФЭМП в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Зотова Лариса Анатольевна

Цель - формирование представления о цилиндре как геометрической фигуре на основе сравнения с шаром и кубом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ННОД606.38 КБ
Файл kartinki.rar513.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП (средняя группа)

Задачи:

«Познание»:

  • формировать представление о цилиндре как о геометрической форме на основе сравнения с шаром и кубом;
  • исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;
  • развивать познавательный интерес у детей;
  •  развивать психические процессы: устойчивое внимание, память, воображение.
  • продолжать развивать пространственные представления, закрепить умения показывать направления (право, лево, верх, низ).

«Социализация»:

  • способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения;
  • воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу.

«Коммуникация»:

  • развивать умение выполнять различные игровые действия;
  • развивать математическую речь, любознательность.

Области познания

Содержание (ход НОД)

Центры деятельности

Коммуникация

Ребята, я очень рада  видеть вас.  Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули.  

Социализация

Покажите мне  пальчики правой руки, пальчики левой. Давайте подружим их. (координацию движение и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

            Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

             Мы с тобою дружим маленькие пальчики.

             1, 2, 3, 4, 5!

             Начинаем счет опять:

             1, 2, 3, 4, 5!

             Вот и кончили считать.

Центр двигательной активности «Картотека пальчиковой гимнастики»

Познание

- Сегодня мы отправимся с вами  в путешествие. Мы с вами давно не путешествовали, потому что было очень морозно. Какое время года было? (Зима).

- а сейчас что изменилось? (стало теплее. Пришла весна).

Центр «Информационное поле» (плакат «Времена года»

Познание

Социализация

Коммуникация

Есть такая удивительная страна Страна геометрических фигур. Там мы познакомимся с ее жителями, геометрическими фигурами, узнаем много нового, важного и нужного. А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». Я на выходных была в гостях у одной доброй волшебницы и она подарила мне эту чудесную вещицу. (Разворачиваю «ковёр», а там отверсттия в виде геометрических фигур.)

- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. (на подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).

- Назовите те фигуры, которые вам понадобились. А теперь давайте ребята размещаться на ковре. (Все не помещаются).

-Почему? (Ковер маленький, а детей много).

- не расстраивайтесь: волшебница научила меня одному фокусу. Садитесь на стульчики, закрывайте ладошками глаза и повторяйте за мной:

- крекс, пекс, фекс!(коврик в это время спрятать).

- открывайте глаза. Видите, какой у нас ковер.это волшебный ковер. Вы об этом знали? А что на нашем ковре изображено?

- Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова. (Звучит сказочная музыка).

           - Наш ковёр по небу мчится:

           Что же с нами приключится?

будем мы сейчас летать,

будем знания искать!

Центр развивающих игр (раздаточный материал по математике)

Центр художественного творчества (плейер, фонограмма сказочной музыки)

Коммуникация

Познание

-        Идем на снижение. Сели пристегнули ремни безопасности. Закрыли глазки. Поздравляю вас с удачным приземлением! Можно открыть глаза.

-        Ой ребята, а кто это нас встречает? (цилиндр)

-        Здравствуйте, ребята! Меня зовут Цилиндр. Я живу в стране геометрических фигур. Чтобы войти в нашу страну, нужно выполнить задание, связанное с одной из геометрических фигур.

-        В круг широкий, вижу я, (Дети вместе с воспитателем становятся в круг)

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И опять играть начнем.

(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

- О какой геометрической фигуре шла речь? (речь шла о круге).

Вход открыт. Вперед, друзья!

Познание

Коммуникация

Появляется солнышко.

-здравствуйте, ребята! Я дружу с геометрическими фигурами, я и само геометрическая фигура. Назовите, какая. (шар)

А если меня нарисовать на листе бумаги, то в какую фигуру я превращусь? (круг)

А еще у меня есть волшебный мешочек.

- Определите на ощупь, какая фигура у вас в руках.

ШАР:

Он круглый, как и плоский круг.

Но кругу он объёмный друг.

Такой же формы апельсин,

Арбуз, и мяч, и мандарин.

Фигуру, что могу катать,

Я буду шаром называть.

КУБ:

Принёс нам ящик почтальон –

Посылку мне и брату.

Ящик – куб, в нём шесть сторон,

Все стороны – квадраты.

ЦИЛИНДР:

Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Молодцы, ребята!

Центр конструирования (геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр).

Познание

Социализация

Коммуникация

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,                    

Любят в прятки поиграть.                

Так давайте их, ребята,                      

Будем глазками искать.                    

К ним поближе подбегать. (бег на месте)

Дружно глянем все налево.              

Что там? Это же … квадрат.                

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.  (Дети шагают на         месте).              

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это   –  … круг.            

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся.  (Дети кружатся на месте).

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,  

До овала доставай!   (Дети прыгают с поднятыми вверх руками).

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

Приседаем: раз – два – три,

Все фигуры повторим!     ( Дети приседают).

Центр двигательной активности (картотека физминуток и динамических пауз)

Познание

Коммуникация

Воспитатель показывает куб:

- Как называется фигура? (Куб).

- Из чего состоит куб? (Куб состоит из сторон и углов).

- Какие действия можно с ним выполнить? (Поставить).

А может ли куб катиться? (нет, куб катиться не может)

Почему? (углы мешают)

Воспитатель показывает шар:

- Как называется фигура? (Шар).

- У него есть углы и стороны? (Нет, он гладкий).

- Какие действия можно с ним выполнить? (Прокатить).

Воспитатель показывает цилиндр:

- Как называется эта фигура? (Цилиндр).

- Чем похожи цилиндр и шар? (Их можно прокатить).

- Чем похожи цилиндр и куб? (Их можно поставить).

И здесь вы справились.

Центр конструирования ( геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр)

Познание

Коммуникация

А теперь посмотрите, какие фигуры получатся, если обвести карандашом шар, куб, цилиндр.

Я хочу подарить вам подарки: круг, квадрат, прямоугольник.

С их помощью вы сможете попасть в музей, где собраны геометрические фигуры, которые мы встречаем часто в обычной жизни.

Я буду называть привычные предметы, а вы будете поднимать ту геометрическую фигуру, на которую предметы похожи,  например, тарелка, какой формы? Круглая, значит, показываем круг. А дальше думайте сами.

(Дверь, кубик, мяч, диск, окно).

Центр развивающих игр (раздаточный материал по математике)

Познание

А мы продолжаем наше путешествие по стране геометрических фигур и заглянем в развлекательно-образовательный центр «Угадай-ка».  Места в кафе вы занимаете согласно тем билетам, которые вам подарило солнышко. Посмотрите, какие фигуры стоят на столах и пройдите за тот стол, где стоит фигура, похожая на ту, что у вас  руках.

Я раздам вам листочки, вам нужно соединить геометрические фигуры с теми предметами, на которые они похожи. А мы с цилиндром и солнышком посмотрим, как вы справляетесь.

Центр развивающих игр

Социализация

На этом наше путешествие завершается. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями. И поторопимся на ковер-самолет. Закрывайте глаза, мы возвращаемся. (звучит сказочная музыка)

Наш ковер по небу мчится,

В садик надо торопиться,

Чтобы петь и танцевать,

Играть, лепить и рисовать!

Центр художественного творчества (плейер, фонограмма сказочной музыки)

Социализация

Ребята, вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.

Дети делают свой выбор.

Социализация

Ребята, раз вам сегодня было интересно, то я вам на сегодня оставлю поиграть волшебную подзорную трубу. В нее вы сможете посмотреть на страну геометрических фигур. (Одному дать попробовать и попросить детей сесть на стульчики, желающие смогут посмотреть в калейдоскоп).

Ход занятия

 Ребята, я очень рада  видеть вас.  Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули.    

Покажите мне  пальчики правой руки, пальчики левой. Давайте подружим их. (координацию движение и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

            Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

             Мы с тобою дружим маленькие пальчики.

             1, 2, 3, 4, 5!

             Начинаем счет опять:

             1, 2, 3, 4, 5!

             Вот и кончили считать.

- Сегодня мы отправимся с вами  в путешествие. Мы с вами давно не путешествовали, потому что было очень морозно. Какое время года было? (Зима).

- а сейчас что изменилось? (стало теплее. Пришла весна).

Есть такая удивительная страна Страна геометрических фигур. А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». Я на выходных была в гостях у одной доброй волшебницы и она подарила мне эту чудесную вещицу. (Разворачиваю «ковёр», а там отверсттия в виде геометрических фигур.)

- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. (на подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).

- Назовите те фигуры, которые вам понадобились. А теперь давайте ребята размещаться на ковре. (Все не помещаются).

-Почему? (Ковер маленький, а детей много).

- не расстраивайтесь: волшебница научила меня одному фокусу. Садитесь на стульчики, закрывайте ладошками глаза и повторяйте за мной:

- крекс, пекс, фекс!(коврик в это время спрятать).

- открывайте глаза. Видите, какой у нас ковер. А что на нашем ковре изображено?

- Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:

           Наш ковёр по небу мчится:

           Что же с нами приключится?

будем мы сейчас летать,

будем знания искать!

  • Идем на снижение. Сели пристегнули ремни безопасности. Закрыли глазки. Поздравляю вас с удачным приземлением! Можно открыть глаза.
  • Ой ребята, а кто это нас встречает? (цилиндр)
  • Здравствуйте, ребята! Чтобы войти в нашу страну, нужно выполнить задание, связанное с одной из геометрических фигур.
  • В круг широкий, вижу я, (Дети вместе с воспитателем становятся в круг)

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И опять играть начнем.

(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

- с какой геометрической фигурой мы сейчас имели дело? (круг).

Вход открыт. Вперед, друзья!

Появляется солнышко.

-здравствуйте, ребята! Я дружу с геометрическими фигурами, я и само геометрическая фигура. Назовите, какая. (шар)

А если меня нарисовать на листе бумаги, то в какую фигуру я превращусь? (круг)

А еще у меня есть волшебный мешочек.

- Определите на ощупь, какая фигура у вас в руках.

ШАР:

Он круглый, как и плоский круг.

Но кругу он объёмный друг.

Такой же формы апельсин,

Арбуз, и мяч, и мандарин.

Фигуру, что могу катать,

Я буду шаром называть.

КУБ:

Принёс нам ящик почтальон –

Посылку мне и брату.

Ящик – куб, в нём шесть сторон,

Все стороны – квадраты.

ЦИЛИНДР:

Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Молодцы, ребята!

Воспитатель показывает куб:

- Как называется фигура? (Куб).

- Что у него есть? (Стороны и углы).

- Какие действия можно с ним выполнить? (Поставить).

Воспитатель показывает шар:

- Как называется фигура? (Шар).

- У него есть углы и стороны? (Нет, он гладкий).

- Какие действия можно с ним выполнить? (Прокатить).

Воспитатель показывает цилиндр:

- Как называется эта фигура? (Цилиндр).

- Чем похожи цилиндр и шар? (Их можно прокатить).

- Чем похожи цилиндр и куб? (Их можно поставить).

И здесь вы справились.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,                    

Любят в прятки поиграть.                

Так давайте их, ребята,                      

Будем глазками искать.                    

К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.              

Что там? Это же … квадрат.                

Не уйти тебе проказник,                  

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.            Дети шагают на месте.              

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это   –  … круг.            

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся.            Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,                Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай!                          вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем!                  Дети приседают.

А теперь посмотрите, какие фигуры получатся, если обвести карандашом шар, куб, цилиндр.

Я хочу подарить вам подарки: круг, квадрат, прямоугольник.

С их помощью вы сможете попасть в музей, где собраны геометрические фигуры, которые мы встречаем часто в обычной жизни.

Я буду называть привычные предметы, а вы будете поднимать ту геометрическую фигуру, на которую предметы похожи,  например, тарелка, какой формы? Круглая, значит, показываем круг. А дальше думайте сами.

(Дверь, кубик, мяч, диск, окно).

А мы продолжаем наше путешествие по стране геометрических фигур и заглянем в кафе «Угадай-ка».  Места в кафе вы занимаете согласно тем билетам, которые вам подарило солнышко. Посмотрите, какие фигуры стоят на столах и пройдите за тот стол, где стоит фигура, похожая на ту, что у вас  руках.

Я раздам вам листочки, вам нужно соединить геометрические фигуры с теми предметами, на которые они похожи.

На этом наше путешествие завершается. Скорее садитесь на ковер-самолет. Закрывайте глаза, мы возвращаемся.

Ребята, вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.

Дети делают свой выбор.

Физминутка  «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,                    

Любят в прятки поиграть.                

Так давайте их, ребята,                      

Будем глазками искать.                    

Будем глазками искать

К ним поближе подбегать.         Бег на месте.

Дружно глянем все налево.              

Что там? Это же … квадрат.                

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.            Дети шагают на месте.              

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это   –  … круг.            

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся.         Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,

До овала доставай!     Дети прыгают с поднятыми  вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

Приседаем: раз – два – три,

Все фигуры повторим!            Дети приседают.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе

Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Конспект ННОД по ФЭМП в средней группе «Сундучок домовёнка Кузи».

Цель: Совершенствование  умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепление знаний количественного и порядкового счета, умение правиль...

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе

Открытое занятие в подготовительной группе "Математический аукцион"...

Конспект ННОД по ФЭМП в средней компенсирующей группе Тема: «Трое из Простоквашино»

Цель: закрепить умения по всему пройденному материалу: прямой и порядковый счет в пределах 5, умение сравнивать фигуры по величине, ориентироваться во времени и пространстве, различать геометрические ...

Конспект ННОД по краеведению в средней группе на тему: <<Флаг города Новосибирска>>

Цели: сформировать представление о флаге горда Новосибирска.Задачи:Образовательные:- Формировать умение собирать целое из частей;- Закреплять умение объединять предметы или явления по признаку;- Совер...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....