НОД по ФЭМП "В гостях у сказки"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Рябова Яна Викторовна

Целью НОД по ФЭМП "В гостях у сказки" является формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности. НОД базируется на материалах Л.Г. Петерсон "Раз - ступенька, два - ступенька" в рамках программы "Школа 2100". На НОД применяются информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии (точечный массаж, гимнастика для глаз, тренажёры для рук). Фото с НОД можно увидеть в альбоме "Немного о работе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_skazki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

                                           Воспитатель Рябова Я.В.

Югорск – 2013

        Тема НОД: «В гостях у сказки».

Цель НОД: формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-  сформировать представление о площади фигур;

              - сформировать умение сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью условной мерки;

              - закрепить вычислительные навыки в пределах 8;

              - закрепить состав числа 8.

Развивающие:

- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;

- развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;

- активизировать словарь новыми словами и понятиями (площадь, наложение);

- развивать зрительное внимание;

- развивать навыки само- и взаимоконтроля;

- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

- развивать интерес к математике и к внедрению в процесс обучения новых технологий;  

- развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;

- развивать интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в работе;        

- воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;

- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в НОД.

Направление: познавательно-речевое.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально - художественная.

Планируемые результаты формирования интегративных качеств:

- проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;

- самостоятельно получает информацию из наблюдений, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;

- сотрудничает со сверстниками и взрослыми на занятиях и в играх; анализирует и оценивает результаты своей и чужой деятельности, замечает и исправляет ошибки; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- принимает участие в групповой беседе, задаёт вопросы и подробно отвечает на вопросы; говорит спокойно, доброжелательно;

- систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем);

- самостоятельно использует систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач;

- преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование;

- точно следует образцу, ориентируется на способ действия в соответствии с требованием взрослого;

- обладает адекватной самооценкой, зависящей от ситуации успеха/неуспеха;

- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Форма проведения НОД: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы: рассказ, беседа, игра, ТРИЗ, логические рассуждения, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, дискуссия,  ситуации столкновения мнений, проблемно-поисковый, создание ситуаций занимательности и новизны, эвристический (метод открытий), проблемно-поисковый.

Применяемые технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя А.Н. Толстого посредством чтения произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение НОД; 8 картонных сердечек разного цвета и размера на отдельном столе; крупные цифры 1-8, прикреплённые к подушкам – думочкам, лежащим на ковре; ширма «В гостях у сказки»; атрибуты восьми персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; золотой ключик.

Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»; простые и цветные карандаши; «математические билеты»; тренажёры для рук.

Группа: подготовительная.

Количество детей: 8.

Тип НОД: формирование новых знаний.

Время реализации: 30 минут.

Место проведения: музыкально-спортивный зал.

Этап, цель этапа

Ход НОД

Слайд

1. Организационно-мотивационный

 (2 мин.).

Цель: создание положительной эмоциональной направленности, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению, повышение уровня учебной мотивации.

2. Основной

 (26 мин.).

2.1. Закрепление знаний о составе числа 8

(5 мин.).

Цель: закрепление представления о составе числа 8 через игру и практическую деятельность; совершенствование навыка самоконтроля.

2.2. Физминутка

(2 мин.).

Цель: снятие мышечного напряжения, поддержание положительного эмоционального фона.

2.3. Формирование представления о площади

(3 мин.).

Цель: ознакомление с понятием «площадь фигуры» и со сравнением её способом наложения.

2.4. Практическая работа по сравнению площади фигур способом наложения (2 мин.).

Цель: практическое закрепление сравнения площади фигур способом наложения; совершенствование навыка взаимоконтроля.

2.5. Точечный массаж (1 мин.).

Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие мышечного напряжения.

2.6. Сравнение площади четырёхугольников способом наложения (усложнение)

(4 мин.).

Цель: развитие зрительного внимания и мышления через создание ситуации столкновения мнений.

2.7. Гимнастика для глаз (2 мин.).

Цель: укрепление глазодвигательных мышц, профилактика зрительных расстройств.

2.8. Измерение площади фигур с помощью условной мерки (2 мин.).

Цель: ознакомление с альтернативными способами измерения площади фигур.

2.9. Практическая работа по измерению площади фигур с помощью условной мерки в рабочих тетрадях + гимнастика для пальцев (5 мин.).

Цель: практическое закрепление измерения площади фигур с помощью условной мерки; развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

3.0. Заключительный этап. Рефлексия

(2 мин.).

Цель: инициирование рефлексии воспитанников своей деятельности и эмоционального состояния во время НОД.

Педагог с воспитанниками заходит в зал, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам:

- Здравствуй, солнце золотое,

  Здравствуй, небо голубое,

  Здравствуйте, мои друзья,

  Всех вас рада видеть я!

- Ребята, вы все поздоровались с нашими гостями?

Обращаясь к гостям:

- Уважаемые гости, удачно ли вы добрались до нашего детского сада? Нам с ребятами тоже очень нравится путешествовать, особенно по увлекательной стране Математике. Правда, ребята? И сегодня нас ждёт Город Сказок, где на площади имени писателя А.Н. Толстого мы встретимся с героями его сказки…(«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»).

До города мы поедем на поезде, а потом до площади ещё и на автобусе. Но, чтобы попасть на поезд, вам нужно получить математический билет, решить его и сесть на ковре около той цифры, которая получится в ответе. (Воспитанники вытягивают билеты с примерами и занимают свои места; педагог собирает билеты).

- Вот и наш состав. У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы с помощью наводящих вопросов попробуете его отгадать. Это число и будет номером нашего поезда (ТРИЗ, воспитанники определяют, что номер поезда - 8).

- Цифра 8 показывает, что в каждом вагоне должно ехать по 8 пассажиров, а в нашем поезде  вагончики не заполнены. Давайте подскажем, сколько пассажиров нужно подсадить в каждый вагончик, чтобы их стало 8. (Воспитанники выполняют задание, из паровоза начинает идти дым).

 - Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, мы закрепим, как же можно получить число 8, выполнив работу в тетрадях. Прошу всех сесть на свои стульчики и открыть тетрадь по закладке. (Воспитанники садятся, а педагог закрывает изображение поезда на мультимедийной доске).

Не забывайте правило:

+Чтоб уметь писать красиво, надо правильно сидеть,

  На пол ровно ножки ставить, головою не вертеть!

  Проверь рукою расстоянье от парты до своей груди,

  Склони головку чуть-чуть набок, тетрадку верно положи!

(задание № 5, стр. 45).

- Найдите поезд, обведённый в красную рамочку. На нём тоже нарисовано 8 точек. Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось число 8. (Воспитанники выполняют задание; педагог открывает изображение поезда).

- А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если правильно, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, « - « (самоконтроль).

Наш поезд прибыл на вокзал, мы пересаживаемся в автобус, который довезёт нас до площади имени А.Н. Толстого. Становитесь на ковёр в кружок, мы отправляемся в путь! (Имитация движений по тексту песни «Автобус»; далее воспитанники садятся на ковёр возле своей цифры).

- Вот мы и добрались до площади!

- Знаком ли вам этот деревянный человечек? (Это Буратино).

- А эта девочка с голубыми волосами? (Это Мальвина).

- У них сегодня проходит урок математики, Мальвина учит Буратино красиво писать цифру 8, но, о, ужас, на его листе бумаги появляются две кляксы – одна синяя, а другая - красная.

- Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя клякса занимает больше места на листе бумаги).

- А как можно это проверить? (Надо наложить красную кляксу на синюю).

- Этот способ называется способом наложения.  Действительно, вы правы, красная клякса стала частью синей, значит, она меньше.

- Послушайте внимательно, что вам скажет умница Мальвина: «Свойство фигуры, которое показывает, сколько места она занимает на листе, называется «площадью». Смотрите, как интересно, прямо как площадь имени А.Н. Толстого!

- Повторите хором это слово – «площадь». (Хором и индивидуально).

- А теперь ответьте мне правильным математическим языком: «Площадь какой кляксы больше? Меньше?» (Площадь синей кляксы больше,  площадь красной кляксы меньше).

- Давайте попробуем способом наложения сравнить площади других фигур. Мальчики остаются на местах, они будут контролёрами, девочки подходят к столу, берут два сердечка любого цвета, накладывают их друг на друга, определяют, площадь какого сердечка больше, а какого меньше, рассказывают об этом мальчикам, а мальчики проверяют правильность выполнения. Потом контролёрами будут девочки (например, «Площадь красного сердечка больше, площадь зелёного сердечка меньше»).

- А сейчас мы с вами поиграем в одну математическую игру, но перед этим сделаем точечный массаж, чтобы хорошо мыслить. Тщательно массируем те точки, на которые я буду показывать.

* Здесь живёт Хмурилка (массаж переносицы);

* Здесь живёт Дразнилка (массаж крыльев носа);

* Здесь живёт Смешилка (массаж подбородка);

* Здесь живёт Страшидка (массаж мочек ушей);

* Это носик - Бибка (массаж кончика носа),

* Где твоя улыбка? (массаж уголков рта).

- Мальвина написала письмо героям нашей сказки, в котором рассказала, какие подарки она им приготовила, и положила письмо вот в этот конверт. «Посчитай, Буратино, - попросила Мальвина, - сколько всего четырёхугольников в моём конверте?» Буратино сразу ответил, что 2. Вы с ним согласны? (Нет не согласны). Тогда посчитайте сами (В конверте 6 четырёхугольников).

- А теперь помогите Буратино среди всех шести четырёхугольников найти самый большой по площади? (Это сам конверт).

- Давайте проверим это способом наложения. (Посредством мультимедиа на большой конверт накладываются составляющие детали, и делается вывод о том, что все они являются частью самого конверта, следовательно, он самый большой четырёхугольник по площади)

- Перед тем, как узнать, о каких подарках написала в письме Мальвина, давайте сделаем гимнастику для глаз, потому что они у вас уже устали, а зрение нужно беречь. Сядьте поудобней и, не отрывая глаз, следите за двигающимися фигурками.

- Вскрываем конверт? Оказывается, Мальвина связала тёплые коврики для Пьеро, черепахи Тортиллы и пуделя Артемона, ведь на улице холодно, т.к. наступила зима. Давайте попробуем определить, чей коврик больше по площади. Сможем мы это сделать способом наложения, как делами с кляксами,сердечками и ковертом?  (Нет, потому что коврики разные по длине и ширине). Как нам решить эту проблему? ( Каждый коврик состоит из квадратиков, и если мы их сосчитаем, то по их  количеству узнаем, площадь какого коврика больше. Главное условие – квадратики должны быть одинаковые по размеру. Этот способ измерения площади называется «измерение с помощью условной мерки». Дети определяют, что самая большая площадь у коврика Пьеро, а самая маленькая – у коврикаТортиллы).

- Давайте   таким же способом измерим площади других фигур. Но перед работой сделаем зарядку для пальчиков. Садимся за столы и берём тренажёры для рук.

* катание по ладони продольными и круговыми движениями;

* катание по тыльной стороне продольными и круговыми движениями;

* катание по каждому пальцу от корней до кончиков;

* катание по столу правой и левой рукой.

(задание № 2, стр. 44).

- В задании № 2 фигуры тоже состоят из одинаковых квадратиков. Вам нужно закрасить одним цветом фигуры, равные по площади так, как это сделано с зелёными фигурами. Я предлагаю вам взять сначала простой карандаш, посчитать все квадратики в каждой фигуре, написать рядом с фигурой цифру, соответствующую площади, а потом закрасить одним цветом фигуры, у которых цифры будут одинаковые.

- А теперь поменялись тетрадями со своим соседом и проверили правильность выполнения задания. Если всё выполнено правильно, вы ставите « +», а если есть ошибка - «-«. (Взаимоконтроль).

- Молодцы, выходите на ковёр.

- Понравилось ли вам в Городе Сказок?

- На площади имени какого писателя мы с вами сегодня побывали?

- С каким новым свойством помогли нам познакомиться герои его сказки? Что мы с вами учились измерять?

- Каким способом мы сравнивали площади клякс и сердечек? А площади ковриков?

- Кто-то из вас не понял материал? Кому было трудно?

- Что вам понравилось в путешествии больше всего?

- Помогла ли вам наша волшебная доска?

- В следующий раз нас ждёт не менее увлекательное задание -  мы будем работать с зеркалами и познакомимся с другими произведениями А.Н. Толстого, а сегодня Мальвина и я хотим сказать , что вы все большие молодцы!

* Вы все молодцы, вы все удальцы,

  Про площадь никто не забудет!

  И пусть на года любимой всегда

  Для вас математика будет!

  Она и серьёзна, она и трудна,

  Но если чуть-чуть постараться,

  То можно и в ней играть и шутить,

  Смеяться и улыбаться!

- Ребята, а хотите ненадолго сами превратиться в героев сказки про Золотой ключик. Тогда… «крекс – пекс – фекс!» (в руках у педагога появляется золотой ключик). Я ведь тоже немного волшебница…У меня есть своя потайная дверка. (Включается музыка А. Рыбникова «Буратино», дети открывают ключиком «волшебную дверь» на ширме, достают костюмы героев и переодеваются. НОД продолжается в группе через театрализованную деятельность).

2

3

4

5

6 – 11

12

13

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...