НОД по ФЭМП "В гостях у сказки"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме
Целью НОД по ФЭМП "В гостях у сказки" является формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности. НОД базируется на материалах Л.Г. Петерсон "Раз - ступенька, два - ступенька" в рамках программы "Школа 2100". На НОД применяются информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии (точечный массаж, гимнастика для глаз, тренажёры для рук). Фото с НОД можно увидеть в альбоме "Немного о работе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_skazki.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП
в подготовительной к школе группе
Воспитатель Рябова Я.В.
Югорск – 2013
Тема НОД: «В гостях у сказки».
Цель НОД: формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о площади фигур;
- сформировать умение сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью условной мерки;
- закрепить вычислительные навыки в пределах 8;
- закрепить состав числа 8.
Развивающие:
- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;
- развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
- активизировать словарь новыми словами и понятиями (площадь, наложение);
- развивать зрительное внимание;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- развивать интерес к математике и к внедрению в процесс обучения новых технологий;
- развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;
- развивать интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в работе;
- воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;
- воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в НОД.
Направление: познавательно-речевое.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально - художественная.
Планируемые результаты формирования интегративных качеств:
- проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
- самостоятельно получает информацию из наблюдений, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;
- сотрудничает со сверстниками и взрослыми на занятиях и в играх; анализирует и оценивает результаты своей и чужой деятельности, замечает и исправляет ошибки; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- принимает участие в групповой беседе, задаёт вопросы и подробно отвечает на вопросы; говорит спокойно, доброжелательно;
- систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем);
- самостоятельно использует систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач;
- преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование;
- точно следует образцу, ориентируется на способ действия в соответствии с требованием взрослого;
- обладает адекватной самооценкой, зависящей от ситуации успеха/неуспеха;
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Форма проведения НОД: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы: рассказ, беседа, игра, ТРИЗ, логические рассуждения, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, проблемно-поисковый, создание ситуаций занимательности и новизны, эвристический (метод открытий), проблемно-поисковый.
Применяемые технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.
Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя А.Н. Толстого посредством чтения произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение НОД; 8 картонных сердечек разного цвета и размера на отдельном столе; крупные цифры 1-8, прикреплённые к подушкам – думочкам, лежащим на ковре; ширма «В гостях у сказки»; атрибуты восьми персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; золотой ключик.
Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»; простые и цветные карандаши; «математические билеты»; тренажёры для рук.
Группа: подготовительная.
Количество детей: 8.
Тип НОД: формирование новых знаний.
Время реализации: 30 минут.
Место проведения: музыкально-спортивный зал.
Этап, цель этапа | Ход НОД | Слайд |
1. Организационно-мотивационный (2 мин.). Цель: создание положительной эмоциональной направленности, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению, повышение уровня учебной мотивации. 2. Основной (26 мин.). 2.1. Закрепление знаний о составе числа 8 (5 мин.). Цель: закрепление представления о составе числа 8 через игру и практическую деятельность; совершенствование навыка самоконтроля. 2.2. Физминутка (2 мин.). Цель: снятие мышечного напряжения, поддержание положительного эмоционального фона. 2.3. Формирование представления о площади (3 мин.). Цель: ознакомление с понятием «площадь фигуры» и со сравнением её способом наложения. 2.4. Практическая работа по сравнению площади фигур способом наложения (2 мин.). Цель: практическое закрепление сравнения площади фигур способом наложения; совершенствование навыка взаимоконтроля. 2.5. Точечный массаж (1 мин.). Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие мышечного напряжения. 2.6. Сравнение площади четырёхугольников способом наложения (усложнение) (4 мин.). Цель: развитие зрительного внимания и мышления через создание ситуации столкновения мнений. 2.7. Гимнастика для глаз (2 мин.). Цель: укрепление глазодвигательных мышц, профилактика зрительных расстройств. 2.8. Измерение площади фигур с помощью условной мерки (2 мин.). Цель: ознакомление с альтернативными способами измерения площади фигур. 2.9. Практическая работа по измерению площади фигур с помощью условной мерки в рабочих тетрадях + гимнастика для пальцев (5 мин.). Цель: практическое закрепление измерения площади фигур с помощью условной мерки; развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. 3.0. Заключительный этап. Рефлексия (2 мин.). Цель: инициирование рефлексии воспитанников своей деятельности и эмоционального состояния во время НОД. | Педагог с воспитанниками заходит в зал, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам: - Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуйте, мои друзья, Всех вас рада видеть я! - Ребята, вы все поздоровались с нашими гостями? Обращаясь к гостям: - Уважаемые гости, удачно ли вы добрались до нашего детского сада? Нам с ребятами тоже очень нравится путешествовать, особенно по увлекательной стране Математике. Правда, ребята? И сегодня нас ждёт Город Сказок, где на площади имени писателя А.Н. Толстого мы встретимся с героями его сказки…(«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»). До города мы поедем на поезде, а потом до площади ещё и на автобусе. Но, чтобы попасть на поезд, вам нужно получить математический билет, решить его и сесть на ковре около той цифры, которая получится в ответе. (Воспитанники вытягивают билеты с примерами и занимают свои места; педагог собирает билеты). - Вот и наш состав. У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы с помощью наводящих вопросов попробуете его отгадать. Это число и будет номером нашего поезда (ТРИЗ, воспитанники определяют, что номер поезда - 8). - Цифра 8 показывает, что в каждом вагоне должно ехать по 8 пассажиров, а в нашем поезде вагончики не заполнены. Давайте подскажем, сколько пассажиров нужно подсадить в каждый вагончик, чтобы их стало 8. (Воспитанники выполняют задание, из паровоза начинает идти дым). - Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, мы закрепим, как же можно получить число 8, выполнив работу в тетрадях. Прошу всех сесть на свои стульчики и открыть тетрадь по закладке. (Воспитанники садятся, а педагог закрывает изображение поезда на мультимедийной доске). Не забывайте правило: +Чтоб уметь писать красиво, надо правильно сидеть, На пол ровно ножки ставить, головою не вертеть! Проверь рукою расстоянье от парты до своей груди, Склони головку чуть-чуть набок, тетрадку верно положи! (задание № 5, стр. 45). - Найдите поезд, обведённый в красную рамочку. На нём тоже нарисовано 8 точек. Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось число 8. (Воспитанники выполняют задание; педагог открывает изображение поезда). - А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если правильно, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, « - « (самоконтроль). Наш поезд прибыл на вокзал, мы пересаживаемся в автобус, который довезёт нас до площади имени А.Н. Толстого. Становитесь на ковёр в кружок, мы отправляемся в путь! (Имитация движений по тексту песни «Автобус»; далее воспитанники садятся на ковёр возле своей цифры). - Вот мы и добрались до площади! - Знаком ли вам этот деревянный человечек? (Это Буратино). - А эта девочка с голубыми волосами? (Это Мальвина). - У них сегодня проходит урок математики, Мальвина учит Буратино красиво писать цифру 8, но, о, ужас, на его листе бумаги появляются две кляксы – одна синяя, а другая - красная. - Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя клякса занимает больше места на листе бумаги). - А как можно это проверить? (Надо наложить красную кляксу на синюю). - Этот способ называется способом наложения. Действительно, вы правы, красная клякса стала частью синей, значит, она меньше. - Послушайте внимательно, что вам скажет умница Мальвина: «Свойство фигуры, которое показывает, сколько места она занимает на листе, называется «площадью». Смотрите, как интересно, прямо как площадь имени А.Н. Толстого! - Повторите хором это слово – «площадь». (Хором и индивидуально). - А теперь ответьте мне правильным математическим языком: «Площадь какой кляксы больше? Меньше?» (Площадь синей кляксы больше, площадь красной кляксы меньше). - Давайте попробуем способом наложения сравнить площади других фигур. Мальчики остаются на местах, они будут контролёрами, девочки подходят к столу, берут два сердечка любого цвета, накладывают их друг на друга, определяют, площадь какого сердечка больше, а какого меньше, рассказывают об этом мальчикам, а мальчики проверяют правильность выполнения. Потом контролёрами будут девочки (например, «Площадь красного сердечка больше, площадь зелёного сердечка меньше»). - А сейчас мы с вами поиграем в одну математическую игру, но перед этим сделаем точечный массаж, чтобы хорошо мыслить. Тщательно массируем те точки, на которые я буду показывать. * Здесь живёт Хмурилка (массаж переносицы); * Здесь живёт Дразнилка (массаж крыльев носа); * Здесь живёт Смешилка (массаж подбородка); * Здесь живёт Страшидка (массаж мочек ушей); * Это носик - Бибка (массаж кончика носа), * Где твоя улыбка? (массаж уголков рта). - Мальвина написала письмо героям нашей сказки, в котором рассказала, какие подарки она им приготовила, и положила письмо вот в этот конверт. «Посчитай, Буратино, - попросила Мальвина, - сколько всего четырёхугольников в моём конверте?» Буратино сразу ответил, что 2. Вы с ним согласны? (Нет не согласны). Тогда посчитайте сами (В конверте 6 четырёхугольников). - А теперь помогите Буратино среди всех шести четырёхугольников найти самый большой по площади? (Это сам конверт). - Давайте проверим это способом наложения. (Посредством мультимедиа на большой конверт накладываются составляющие детали, и делается вывод о том, что все они являются частью самого конверта, следовательно, он самый большой четырёхугольник по площади) - Перед тем, как узнать, о каких подарках написала в письме Мальвина, давайте сделаем гимнастику для глаз, потому что они у вас уже устали, а зрение нужно беречь. Сядьте поудобней и, не отрывая глаз, следите за двигающимися фигурками. - Вскрываем конверт? Оказывается, Мальвина связала тёплые коврики для Пьеро, черепахи Тортиллы и пуделя Артемона, ведь на улице холодно, т.к. наступила зима. Давайте попробуем определить, чей коврик больше по площади. Сможем мы это сделать способом наложения, как делами с кляксами,сердечками и ковертом? (Нет, потому что коврики разные по длине и ширине). Как нам решить эту проблему? ( Каждый коврик состоит из квадратиков, и если мы их сосчитаем, то по их количеству узнаем, площадь какого коврика больше. Главное условие – квадратики должны быть одинаковые по размеру. Этот способ измерения площади называется «измерение с помощью условной мерки». Дети определяют, что самая большая площадь у коврика Пьеро, а самая маленькая – у коврикаТортиллы). - Давайте таким же способом измерим площади других фигур. Но перед работой сделаем зарядку для пальчиков. Садимся за столы и берём тренажёры для рук. * катание по ладони продольными и круговыми движениями; * катание по тыльной стороне продольными и круговыми движениями; * катание по каждому пальцу от корней до кончиков; * катание по столу правой и левой рукой. (задание № 2, стр. 44). - В задании № 2 фигуры тоже состоят из одинаковых квадратиков. Вам нужно закрасить одним цветом фигуры, равные по площади так, как это сделано с зелёными фигурами. Я предлагаю вам взять сначала простой карандаш, посчитать все квадратики в каждой фигуре, написать рядом с фигурой цифру, соответствующую площади, а потом закрасить одним цветом фигуры, у которых цифры будут одинаковые. - А теперь поменялись тетрадями со своим соседом и проверили правильность выполнения задания. Если всё выполнено правильно, вы ставите « +», а если есть ошибка - «-«. (Взаимоконтроль). - Молодцы, выходите на ковёр. - Понравилось ли вам в Городе Сказок? - На площади имени какого писателя мы с вами сегодня побывали? - С каким новым свойством помогли нам познакомиться герои его сказки? Что мы с вами учились измерять? - Каким способом мы сравнивали площади клякс и сердечек? А площади ковриков? - Кто-то из вас не понял материал? Кому было трудно? - Что вам понравилось в путешествии больше всего? - Помогла ли вам наша волшебная доска? - В следующий раз нас ждёт не менее увлекательное задание - мы будем работать с зеркалами и познакомимся с другими произведениями А.Н. Толстого, а сегодня Мальвина и я хотим сказать , что вы все большие молодцы! * Вы все молодцы, вы все удальцы, Про площадь никто не забудет! И пусть на года любимой всегда Для вас математика будет! Она и серьёзна, она и трудна, Но если чуть-чуть постараться, То можно и в ней играть и шутить, Смеяться и улыбаться! - Ребята, а хотите ненадолго сами превратиться в героев сказки про Золотой ключик. Тогда… «крекс – пекс – фекс!» (в руках у педагога появляется золотой ключик). Я ведь тоже немного волшебница…У меня есть своя потайная дверка. (Включается музыка А. Рыбникова «Буратино», дети открывают ключиком «волшебную дверь» на ширме, достают костюмы героев и переодеваются. НОД продолжается в группе через театрализованную деятельность). | 2 3 4 5 6 – 11 12 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Гость группы "В гостях у сказки"
Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...