формирование интереса к математическим категориям у младших дошкольников
статья по математике (младшая группа) по теме
формирование интереса к математическим категориям у младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_realizuemoy_programme.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
В реализуемой Программе «От рождения до школы», по формированию элементарных математических представлений.
Выделены программные задачи:
Количество. Формирование умения составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Формирование умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Знакомство с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Величина. Формирование умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий, одинаковые по ширине, высокий – низкий.
Форма. Знакомство детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследование формы этих фигур.
Ориентировка в пространстве. Развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; различать правую и левую руку.
Ориентировка во времени. Формирование умения ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Формирование математических представлений у детей проводятся с сентября в раз неделю. Продолжительность занятия 15 минут. Новые знания даются постепенно, с учетом того, что дети уже знают и умеют делать.
Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей малышей, так как и то, и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Адекватность и вариативность форм развивающей работы с детьми сказываются не только на эффективности, но и на уровне ее напряженности. Поэтому стоит использовать в работе разные формы:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях (75% материала дети младшего возраста усваивают именно в этой форме)
- демонстрационные опыты
- сенсорные праздники
- коллективные занятия
- занятия с дидактическими играми и игрушками
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Решение поставленных задач требует постоянного внимания к индивидуальной работе с детьми в течение всего дня.
Практическая часть.
Проведенная нами диагностика выявила, проблемы обследования детей, не все дети обладают необходимыми знаниями и умениями, заключающими в себе элементарные математические представления.(см. приложение)
Поэтому, необходимо было создать условия для выполнения программных заданий. Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных и полезных занятий.
В группе в свободном доступе детей на низком столе расположили:
- Ящик с бросовым материалом: лоскутки разных тканей, ленточки разной длины и ширины;
- 2 – 3 набора разрезных картинок (плоскостные и представленных на кубиках); картинки могут быть разрезаны на 6 – 8 частей;
- Матрешки, пирамидки, вкладыши;
- Музыкальные игрушки;
- 2 – 3 вида крупной мозайки;
- Листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
- Штампы;
- «палочка – считалочка»;
- Настольные плоскостные театры;
- Коллекции открыток;
- Коллекции шишек, каштанов;
- Образцы материалов (дерево, пластмасса);
- Лупа;
- Часы, магниты;
- Пластмассовые гвозди, молоточки, дощечки.
Основные методические приемы.
На фронтальных занятиях использовали прием включения математического содержания в продуктивную художественную деятельность детей. Дети выполняют коллективные и индивидуальные аппликации, рисуют и лепят, строят, выполняя математические задания.
Не менее важный прием, это были игры. Во второй младшей группе ведущий тип игры – сюжетно-ролевой на стадии игрового действия, на занятиях – использование дидактических игрушек, игровая мотивация при закреплении навыков. Позволяющие обеспечить мотивацию занятий:
- сенсорная привлекательность материала (наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов), с которым работают дети на занятиях;
- индивидуальная работа; каждому ребенку хочется переживать успех на занятии. Если это произошло, в следующий раз подобное занятие скорее вызовет положительную реакцию. Поэтому отстающие дети с новым материалом знакомились раньше, чем остальные дети группы. Это повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе и собственной ценности;
- посадка детей лицом друг к другу и свободный двигательный режим в ходе занятия, а также отсутствие ограничений на речевое сопровождение деятельности;
- интеллектуальное сотрудничество, совместный поиск решения, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга в ходе выполнения предлагаемых заданий;
- не травмирующая оценка. В младшем возрасте оценка была только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать.
В формирование представлений о признаках предметов.
Особую роль придали, где
Методическому принципу: взрослый указывает на объект, обладающий соответствующим признаком или свойством, и называет (фиксирует, выделяет в сознании ребенка с помощью слова) данный признак или свойство. Подобная процедура должна быть многократно повторена в опыте каждого ребенка.
Перечень основных признаков: цвет (красный, синий, желтый, белый, черный), форма (круг, треугольник, шар, куб), размер (контрастные признаки: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий), контрастные свойства (легкий – тяжелый, мягкий – твердый, теплый – холодный, светлый – темный, гладкий – шероховатый).
Форму работы: индивидуальная или подгрупповая работа в течении всего дня. Развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов следует практически во всех ситуациях, из которых складывается их повседневная жизнь. Опорой при этом должна служить соответствующая мотивация.
Игра с песком создает хорошие возможности для практического выделения в предметах признаков формы, размера и количества. В ходе работы необходимо постоянно фиксировать внимание детей, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого мало. Вводятся слова пустой и полный (например, ведерко или формочка). Детям нужно показать, что ведерко может быть наполнено песком или водой, камешками или шишками. Можно строить гаражи для больших и маленьких автомобилей, выкапывать норки для зверей, соотнося их по размеру с будущими жильцами.
Общение с природой. Осенью с детьми собирала опавшие листья. Сначала мы разобрали их по форме, а затем разложили листья клена от самого маленького до самого большого, от самого желтого до самого красного. Далее мы отдельно отложили маленькие листочки разной формы и отдельно большие. Так же можно сортировать желуди, каштаны, шишки.
Зимой, когда на детях много разнообразной одежды, использовали ее в качестве дидактического пособия: сравнивали по длине шарфы, по высоте сапожки; разбирали по парам перепутанные варежки или носки; сравнивали по цвету шапки.
Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изображения на карточке-образце и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, воспитатель дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действия. Объяснения должны быть предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом воспитатель всякий раз обращает внимание малышей на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий.
В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения должны быть просты и немногословны.
Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Прочнее знания будут от неоднократного повторения однотипных упражнений, но при этом надо менять наглядный материал, варьировать приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют малышей.
По мере накопления у детей математических представлений появляется возможность использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее.
Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляют в точном слове. Новое слово проговаривается не спеша, выделяется интонацией. Варьируя вопросы и задания, педагог обеспечивает включение новых слов в активный словарь детей.
Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять противительный союз а и соединительный и. Вначале приходится задавать вспомогательные вопросы, а затем просить детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на красной полоске и сколько на синей?» Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает.
Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?». Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. Чтобы поддержать интерес к занятиям по математике, необходимо хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце занятия. В заключение можно организовать у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, который использовался на занятии.
В систему работы включили комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно – практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогали детям овладеть способами и приемами познания, получали знания и умения в самостоятельной деятельности. Создаю предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Сюжетность материала и специально подобранные задания способствовали развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагала прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий . Знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, закрепляли в повседневной жизни.
На практике включали дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.
В итоге проведенной работы, дети:
- Умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные , все большие, все круглые предметы).
- Могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- Умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Правильно определяют количественные соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов: больше, меньше, столько же.
- Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Понимают смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).
- Понимают смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...
Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников «Незнайка и его друзья»
Конспект НОДФормирование элементарных математических представлений у младших дошкольников«Незнайка и его друзья»...
Формирование интереса к математическим категориям у детей раннего возраста
У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Учим детей разнообразно действовать с предметами: соб...
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...
Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.
Развивающая игра "Выкладывание ёлочки из треугольников" Млодшщая группаЦель: Развивать способность составлять изображение из...
Сборник дидактических игр, по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников
Данный сборник дидактических упражнений используется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности и в режимных моментах.Дидактические упражнения...
Статья на тему: "Формирование интереса к художественной литературе у младших дошкольников".
Формирование интереса к лмтературным произвидениям различного жанра у младших дошкольников....