Формирование интереса к математическим категориям у детей раннего возраста
статья по математике (младшая группа) на тему

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Учим детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.odt31.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  интереса к математическим категориям

 у детей раннего возраста»

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период  учим детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся специальные игровые занятия по развитию математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений,  создаем в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе, и во время прогулок на участке детского сада. Прогулки дают богатый материал для развития математических представлений. Подобные игры с математическим содержанием проводим  индивидуально и с небольшими подгруппами детей: 2 группа раннего возраста – 5 человек, 1 младшая группа – 6 человек. При организации игр учитываем доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использую различные сюрпризные моменты. На первых играх учим  детей выделять какой-то один сенсорный эталон. Успешности обучающих воздействий способствуют резкие контрасты формы (шар - куб), цвета (красный - желтый), величины (большой - маленький). Для игр подбираем  знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми используем принципы личностно-ориентированного подхода, подбираю содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка. В начале обучения предоставляем каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оцениваем каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуем развитию его самостоятельности и активности. Демонстрируем дошкольникам успехи всех детей в группе и успех каждого ребенка в отдельности, в особенности детей с низким уровнем активности и самостоятельности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе привлекаем внимание к группам однородных игрушек, побуждаем рассмотреть их, уточняем название. Например, рассматривая мячи, задаем вопросы: «Что это?». После этого переходим к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекаем детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Важно, чтобы группы предметов создавались из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины и материала. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставим следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало. С целью закреплений понятий «один, много, мало», используем народные игрушки (матрешки, неваляшки, деревянные ложки, башенки), пальчиковые игры, подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций. Обращаем внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.

Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обращаем внимание на размер предметов. Например, показываем большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорим: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, передаем ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов используем игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учим их сравнивать. Показываем, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываем шарик на шарик, а из кубиков можно. Попросить ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков. Н всех этапах обучения действиям по обследованию формы используем прием обведения контура предмета пальцем ребенка.

Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми проводим разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку можно спросить, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы.

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка, поэтому в раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. Развиваем у детей ориентировку в частях собственного тела, учим показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Сообщаем, что глазами мы смотрим, ушами – слушаем и т.д. В старшем возрасте знание пространственного расположения частей тела будет служить ребенку образной моделью системы координат трех основных парных пространственных направлений: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева. Также обращаю внимание детей на то, что их окружает в детском саду, на уастке детского сада. Знакомим детей, где находится спальная комната (здесь дети спят, отдыхают), игровая (здесь играем и занимаемся), туалетная (умываемся) комнаты, приемная (здесь раздеваемся и одеваемся на прогулку). Развитию пространственных ориентировок способствуют игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, просим показать, где сидит птичка, куда побежала собачка и т.д.

Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и матеческим категоримматических понятий в школе.

Список литературы:

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №4-2003, «Особенности математического образования детей в группах кратковременного пребывания»
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №9-2004, «Занятия по математике»
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №9-1990, «Педагогическая теория и практика Марии Монтессори»
  5. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г.
  6. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.
  7. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.
  8. Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.
  9. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста"

Настоящая программа адресована воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста. Автор ставит своей задачей  помочь практическим работникам в формировании с...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

"Формирование интереса к художественному слову у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. В статье говорится о том, как воспитать читателя в ребенке....

формирование интереса к математическим категориям у младших дошкольников

формирование интереса к математическим категориям у младших дошкольников...

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей раннего возраста

Презентация. Предметная деятельность в раннем возрасте....

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....