Лунтик в стране Математики
план-конспект занятия (математика, старшая группа) на тему

Лунтик в стране Математики

Старшая группа

Цель. Закреплять знания о сезонных из­менениях в природе, о геометрических фи­гурах; умение ориентироваться на плоско­сти; использовать в речи наречия (вверху, внизу, слева, справа, в середине), предлоги (за, перед, после). Развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, вооб­ражение, инициативу и самостоятельность, чувство коллективизма.

Материал и оборудование. Шапочки-ма­ски времён года. Палочки Кюизенера. Про­ектор. Слайды. Стенд. Мольберты и фланеле­графы. Геометрические фигуры (круги, ова­лы, треугольники, трапеции, прямоугольни­ки). Два экрана. Опорные картинки. Само­клеящаяся бумага, разноцветные нитки, изо­бражение Лунтика - на каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luntik.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Лунтик в стране Математике

Старшая группа

Цель. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о геометрических фигурах; умение ориентироваться на плоскости; использовать в речи наречия (вверху, внизу, слева, справа, в середине), предлоги (за, перед, после). Развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, воображение, инициативу и самостоятельность, чувство коллективизма.

Материал и оборудование. Шапочки-маски времён года. Палочки Кюизенера. Проектор. Слайды. Стенд. Мольберты и фланелеграфы. Геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, трапеции, прямоугольники). Два экрана. Опорные картинки. Самоклеящаяся бумага, разноцветные нитки, изображение Лунтика - на каждого ребёнка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их.

(Дети здороваются с педагогами и родителям). 

Возьмитесь за руки.

Утром солнце в небеса поднимается.

Утром люди в домах просыпаются.

И, встречаясь утром  у детского сада,

Вы и я - все мы видеть друг друга рады.

И Маша здесь. И Саша здесь. И Илюша здесь.

(Называет каждого ребёнка по имени).

И я, Марина Владимировна, здесь.

Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь!»

(Дети выполняют задание).

В детский сад прибыл житель Луны, который очень мало знает о Земле. (Показывает слайд с изображением Лунтика).  Кто это? (Лунтик). Правильно.  Лунтик удивляется всему, что видит на нашей планете, и не понимает, почему на Земле то жарко, то холодно, то распускаются листья на деревьях, то опадают. С чем связаны все эти изменения? (Со сменой времён года). Расскажем Лунтику о временах года. (Показывает шапочки маски времён года). Найдите шапочки, соответствующие разным временам года.

Дети. Белая шапочка принадлежит зиме, зелёная - весне, красная - лету, жёлтая - осени.

Четыре ребёнка (по желанию) надевают шапочки-маски.

Воспитатель. Саша, ты кто? (Зима). Маша, а ты кто? (Весна).  Соня, а ты кто? (Лето). Женя, а ты кто? (Осень).  Дети без шапочек будут моими главными помощниками в игре «Времена года».

Звучит аудиозапись спокойной музыки.

Дети произвольно ходят по залу.

Воспитатель.

Год за годом круглый год

Водят дружный хоровод.

Белоснежная зима,

Ярко-зелёная весна,

Лето красное,

Осень разная.

Времена года, по местам!

Дети в шапочках-масках времён года строятся по порядку, начиная с зимы. Остальные игроки проверяют правильность построения и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель. Правильно ли расположились наши времена года? Какое время года наступает за летом? Какое время года бывает перед весной? После какого времени года наступает зима? Кто соседи лета? Назовите время года, которое бывает между зимой и летом. (Ответы детей) 

Времена года, возьмитесь за руки и встаньте в хоровод.

Дети в шапочках-масках образуют круг. 

Воспитатель. Какое сейчас время года? (Осень.) Лунтик рассматривал книгу «Времена года» и не смог найти картинку, на которой изображена осень.

Поможем ему представить это время года. Вспомните и назовите приметы осени.

Дети поочерёдно отвечают.

Воспитатель. Давайте выложим осеннюю картину из геометрических фигур.

Дети садятся на стулья перед фланелеграфами (на одном выложены геометрические фигуры, другой предназначен для создания картины).

Воспитатель. Рассмотрите геометрические фигуры и назовите их.

Поочерёдно указывает на фигуры, дети их называют.

Воспитатель. Каким цветом раскрашены треугольники? (Зелёным). Что из них можно выложить? (Ёлку). Из каких фигур можно выложить облака? (Из голубых овалов). С помощью каких фигур можно изобразить кусты? (С помощью жёлтых и зелёных овалов).  Как называются эти жёлтые фигуры? (Круги, овалы).  Что из них можно выложить? (Солнце).  Как называются эти фигуры? (Квадраты).  А этот четырёхугольник (показывает) называется «трапеция». Рассмотрим его внимательно. Нижняя сторона трапеции длинная, верхняя - короткая, боковые стороны - одинаковые по длине. Проверим это. (Складывает фигуру пополам, демонстрируя равные боковые стороны.) Что можно выложить из квадрата и трапеции? (Дом).

Маша, покажи нижнюю часть картины. Что можно здесь изобразить? (Землю, кусты).  

Здесь и далее дети выкладывают детали изображения и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель. Ваня, покажи верхнюю часть картины. Что можно выложить сверху? (Солнце, облака).  Выложи солнце в правом верхнем углу. Начни с круга. Сколько лучей у твоего солнца? (Пять) 

Саша, расположи на картине облака. Первое облако выложи в левом верхнем углу, остальные - где хочешь. Сколько облаков ты изобразил? (Три.) Покажи самое большое (самое маленькое) облако. Где они расположены?  

Вася, выложи дом в центре картины. Какие фигуры ты использовал? (Квадраты и трапецию.)

Вова, изобрази ёлку слева от дома. Какую фигуру ты поставил в основание ёлки? (Прямоугольник.) Сколько треугольников тебе понадобилось, чтобы изобразить крону дерева? (Три.) Какой треугольник ты выложил первым? (Большой.)

Что ещё можно изобразить на картине, чтобы украсить её, и какие фигуры для этого нужны? (Падающие листья. Для этого можно использовать маленькие круги и овалы красного и жёлтого цвета.) Лена, возьми четыре овала, размести их на левой стороне картины. Таня, выложи четыре круга на правой стороне. Олег, разложи остальные круги и овалы в центре картины.

Расскажите о нашей картине. Что находится в центре картины? Справа от дома? Где растёт елка? Где светит солнце? Где находится большое (среднее, маленькое) облако? Где на картине кусты? (Ответы детей.)

Как мы назовём этот пейзаж? (Осень», «Осенний день», «Пришла осень».)

Молодцы! Лунтику очень понравился осенний пейзаж. Посмотрите, как он улыбается. Давайте поиграем с нашим гостем.

Встаньте в круг.

Проводится разминка (по показу).

На Землю Лунтик приземлился, (Дети приседают.)

С детворой он подружился. (Берутся за руки.)

Будем с Лунтиком играть:

Руки выше поднимать.

(Поднимают руки вверх.)

Вправо, влево наклонитесь. (Наклоняются вправо, затем влево.)

Улыбнитесь, покружитесь. (Кружатся.)

Воспитатель. Лунтик познакомился с геометрическими фигурами, но изображать их он не умеет. Покажем, как это можно сделать с помощью разноцветных палочек. Научите Лунтика выкладывать трапецию.

Дети садятся за столы и выкладывают  из палочек Кюизенера трапецию.

Воспитатель. Какие ещё геометрические фигуры можно изобразить с помощью палочек. (Треугольник, квадрат, прямоугольник.) Лунтик просит выложить из палочек круг и овал. Вы это сделаете? (Нет.) Почему? (Из палочек можно выложить только фигуры, у которых есть углы.)

Дети выкладывают из палочек Кюизенера различные фигуры (по желанию).

Воспитатель. Интересно, подойдут ли для изображения геометрических фигур нитки? Прежде чем раскладывать нитки, давайте разогреем пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев, (Поворачивают ладони.)

Пять хватальцев, пять держальцев,

 (Сжимают и разжимают кулаки.)

Чтобы резать, рисовать,

(Имитируют названные действия)

Чтоб предметы ими брать.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Их не трудно сосчитать:

(Разводят пальцы в стороны)

Один, два, три, четыре, пять.

(Поочерёдно загибают пальцы )

Сделаем для Лунтика аппликацию. Рассмотрите нитки. Найдите самую длинную и самую короткую.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Сравните оставшиеся нитки. Какие они? (Рaвныe по длине.) Обратите внимание на бумагу. На ней можно сделать аппликацию без клея и кисти. Прикоснитесь к поверхности бумаги. Что вы можете о ней сказать? (Она липкая.) На бумаге нарисованы точки, которые пронумерованы цифрами. Назовите точки по порядку. (Первая, вторая, третья, четвёртая.)

Какую нужно выбрать нитку, чтобы последовательно соединить точки с первой по четвёртую? (Длинную.)

Здесь и далее дети выкладывают нитки, соединяя точки.

Воспитатель. Какая нитка понадобится для соединения точек под номерами два и три? (Короткая.) Какими должны быть нитки для соединения точек с цифрами 1 и 2, 3 и 4?

(Они должны быть равными по длине.) Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Трапеция.) Какие стороны у трапеции равны по длине? (Боковые.) А какие стороны различаются? (Верхняя и нижняя.) На что похожа трапеция? (На крышy дома, лодку, юбку, вазу.) Дополните изображение трапеции различными деталями так, чтобы получилась красивая картина.

Дети выполняют аппликации из ниток.

По окончании выставляют готовые работы на стенд.

Воспитатель. Расскажите Лунтику о том, что вы изобразили с помощью ниток.

Три-четырe ребёнка рассказывают о своих аппликациях.

Воспитатель. Молодцы! У всех получились красивые, интересные поделки. Они так понравились Лунтику, что он захотел показать их своим друзьям.                  

Вспомните, что нового узнал Лунтик на нашем занятии? (показывает oпopные картинки.) Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось? Что было самым интересным? (ответы детей.) Перед вами два экрана. Какого цвета левый экран? (Синего.) А правый? (Жёлтого.) Если вам было интересно на занятии, прикрепите изображение Лунтика на жёлтый экран, а если вы скучали - на синий.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. На прощание Лунтик дарит вам книгу с пустыми страницами и предлагает заполнить её историями про него и его друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие Лунтика в страну Толерантности»

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего...

Интегрированное занятие ООД «Путешествие с Лунтиком в мир математики» с детьми старшей группы

Программное содержание.Интеграция областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая. Задачи:1.Образовательная.- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: тре...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группе «Путешествие Лунтика в Страну правил дорожного движения».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группе «Путешествие Лунтика в Страну правил дорожного движения»....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Пособие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Лунтик и веселая математика"

В данном пособие представлены наглядные материалы для формирования математических представлений...