Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Цель моего занятия – это развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Прежде чем отправиться в гости к Лесовичку, дети вспомнили правила поведения в лесу. С большим удовольствием воспитанники решали проблемные ситуации, которые перед ними ставил воспитатель. В процессе занятия дети закрепили прямой и порядковый счет в пределах 20, действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа кругов Эйлера, построения моделей в виде двух видов фишек для установления состава числа из двух чисел и использования модели в виде логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом. В конце занятия был подведен итог для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что было самым интересным? С каким заданием ты легко справился? А какие задания вам показались самыми трудными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_lesovichku.docx | 188.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательно-математическому развитию
с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
Тема «В гости к Лесовичку»
Цель
Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
- Закрепить прямой и порядковый счет в пределах 20, действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа кругов Эйлера, построения моделей в виде двух видов фишек для установления состава числа из двух чисел и использования модели в виде логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом.
- Совершенствовать знания о составе числа из 2-х меньших чисел, умение решать задачи со счётными палочками на построение и преобразование фигур.
- Углубить знания о природе родного края, вспомнить правила поведения в природе.
- Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве, стремление к защите растительного и животного мира.
Развивающие:
Развивать:
- интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом;
- смекалку, внимание, логическое мышление, комбинаторные способности и мелкую моторику рук;
- диалогическую речь, любознательность, наблюдательность, познавательные и творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, умение внимательно выслушивать задание, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материал:
Мультимедиа:
- правила поведения в лесу;
- не разоряйте птичьи гнёзда;
- не разоряйте муравейники;
- не забирайте из леса животных домой;
- не обижайте лесных насекомых;
- не рвите редкие растения;
- не оставляйте мусор в лесу;
- не разжигайте костёр в лесу без взрослых;
- не шумите в лесу;
- белка;
Демонстрационный материал:
- осенний листик-письмо;
- карточка-номер автобуса;
- карточки-билеты с заданием 2…4 ;
- карточки с числами;
- «доски» (из картона) для моста;
- карточки с заданиями карточки с заданиями 7< … < 9 ;
- модель в виде логического древа;
- карточка – числовой ряд;
- круги Эйлера;
- фишки двух видов;
- план;
- корзинка с орехами.
Раздаточный материал:
- карточки-билеты с заданием 2…4 ;
- карточки с числами;
- счётные палочки;
- карточки с заданиями 7< … < 9 ;
- карточка – числовой ряд;
- круги Эйлера;
- фишки двух видов.
Предварительная работа:
- решение логических и конструктивных задач;
- решение задач-смекалок на преобразование одной фигуры в другую;
- дидактическая игра «Примеров много – ответ один», « Вычислительная
машина II»;
- дидактическая игра «Какие цифры пропали?», «Считай, не ошибись!»,
«У кого больше?», «Угадай, сколько в какой руке…», «Где чей домик?», «Найди игрушку».
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в окно залетел осенний листик. А на нём написано письмо. Послушайте его. «Ребята, в этом году в моём лесу большой урожай орехов, и я собрал их для вас. Но сам принести не могу, у меня много дел. Жду всех в гости». Как вы думаете, кто его нам прислал?
Предполагаемые ответы детей: Может быть бельчонок, ведь он так любит орешки. Или Лесовичок.
Ход НОД
Воспитатель: А вы помните, кто такой Лесовичок?
Ответы детей: Да. Это сказочный персонаж. Он живёт в лесу. Лесовичок большой друг и защитник природы
Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что Cтаричок-Лесовичок ждёт нас в гости.
Вы хотите отправиться в путешествие в осенний лес?
Ответы детей: Да, очень хотим.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Мы с вами изучаем природу родного края и видим, как прекрасны его леса, золотисты поля, спокойны задумчивые реки, синие озёра. Жуки, стрекозы, бабочки, деревья и цветы не только красивы, но и удивительны. Для того чтобы эта красота не увяла, не исчезла, природу нужно не только изучать, но и любить, и защищать, быть её другом.
Слайд 1-9 Правила поведения в лесу
Фиксация затруднения в деятельности детей.
Воспитатель: Вот мы с вами и готовы отправиться в путешествие. Но лес так далеко. Может быть, воспользуемся каким-нибудь транспортом?
Ответы детей: Да.
Воспитатель подводит детей к решению данной проблемы при помощи вопросов.
Воспитатель: А на каком виде транспорта мы можем добраться до леса?
Ответы детей: Можно на трамвае, если там есть железная дорога. А можно на маршрутном такси. Но все мы в неё не поместимся.
Воспитатель: Да, мы все в маршрутное такси не поместимся, и железной дороги там нет. А на каком виде транспорта мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответы детей: Это автобус.
Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте узнаем его номер. Первая цифра в номере автобуса означает число, стоящее перед числом 2. Какое это число?
Ответы детей: Один.
Воспитатель: А второе число в номере автобуса – число, стоящее после 8. Что это за число?
Ответы детей: Девять.
Воспитатель: Какой же номер нашего автобуса?
Ответы детей: 19.
Воспитатель: Правильно, автобус номер 19.
Воспитатель подводит детей к конструкции из стульев, помещает на него «номер» (карточку с цифрой 19). На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места.
Воспитатель: Вот наш автобус. Но прежде чем сесть в него, получите билеты.
На каждой карточке не хватает какого-то числа. Догадайтесь какого. Полученный ответ укажет номер вашего места.
Воспитатель раздаёт билеты – карточки с примерами заданиями. Дети выполняют задание, берут соответствующие числа и рассаживаются по местам. Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание.
0 … 2 , 1 … 3 , 2 … 4
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее. А пока мы едем, я предлагаю сделать разминку для нашего мозга.
Под тихую музыку дети отвечают на математические вопросы.
Сколько пальцев на руках?
Сколько пальцев на ногах?
Сколько ножек у змеи?
Сколько хвостиков у лисы?
Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьёв?
Кто сидит справа от тебя?
Кто сидит слева от тебя?
Кто сидит перед тобой?
Кто сидит за тобой?
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и подъехали к лесу. Выходим из автобуса. Дальше пойдём пешком. Но что это? Перед нами речка. Как же нам перебраться на другую сторону?
Ответы детей: Можно перейти.
Воспитатель: Но вдруг там глубоко.
Ответы детей: Можно переплыть на лодке.
Воспитатель: Но у нас нет лодки.
Ответы детей: Нужно построить мост.
Воспитатель обращает внимание детей на стопку «досок». На каждой доске написано число от1до20.
Воспитатель: Ребята, а вот и доски для нашего моста. Смотрите, на каждой доске написано число. Значит, их нужно положить попорядку.
Дети «строят» мост, укладывая доски соответственно от 1 до 20.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы положили доски.
Ответы детей: Правильно. Первая доска, вторая, третья…
Воспитатель: Назовите «соседей» восьмой доски.
Ответы детей: Седьмая и девятая.
Воспитатель: Правильно. Назовите «соседей» двенадцатой доски.
Ответы детей: Одиннадцатая и тринадцатая.
Воспитатель: Верно. Какая доска лежит перед шестой?
Ответы детей: Пятая доска лежит перед шестой.
Воспитатель: Верно. Какая доска лежит после шестнадцатой?
Ответы детей: Семнадцатая.
Воспитатель: Замечательно. Идёмте.
Воспитатель с детьми «переходят» по мосту через речку.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Идём тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц. Ребята, посмотрите, наша тропинка разветвляется в 3-х направлениях: прямо, вправо и влево. В начале каждого направления находится указательный знак, показывающий цифрам направление дальнейшего движения. Вспомните номер своего места в автобусе или посмотрите на билет и идите в своём направлении.
…>8
4<…<9
…<5
- прямо идут цифры больше четырех, но меньше семи;
- направо пойдут все цифры, которые больше восьми;
- налево идут цифры меньше пяти.
Таким образом, каждый ребенок идет в определенном направлении. Подходя к своему ряду столов, дети рассаживаются. Воспитатель указывает на столы, на котором лежат счётные палочки.
Воспитатель: Ребята, на столах палочки-веточки! Сосчитайте, сколько их?
Ответы детей: Двенадцать.
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
- Постройте из них один большой и четыре маленьких квадрата.
- Переложите три палочки так, чтобы получилось три маленьких
квадрата.
Воспитатель: Замечательно! Какие вы сообразительные.
Физкультминутка.
Дети под тихую музыку выполняют движения по тексту:
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложим назад.
Слайд 10 – Белка
Белка: Здравствуйте, ребята.
Ответы детей: Здравствуй, белка!
Белка: Лесовичок приготовил для детей из детского сада подарок – корзинку с лесными орехами. Орехов в нашем лесу в этом году видимо-невидимо. Но сам Лесовичок сейчас очень занят: помогает зверям и птицам к зиме готовиться. Вот и попросил он меня передать корзинку. Но только я не знаю, вам ли отдать её или другим ребятам.
Ответы детей: Нам отдай.
Белка: Лесовичок сказал, что вы умные-разумные. И если хотите получить его подарок, то выполните мои задания. Согласны?
Ответы детей: Да, согласны.
Белка: На зиму я, белка, заготовила орехи. Их больше семи, но меньше девяти. Сколько орехов я заготовила?
Воспитатель повторяет задание и предлагает одному ребёнку поработать у доски.
В своей работе дети используют числовой ряд и круги Эйлера.
7 < …< 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Воспитатель: И так, сколько орехов заготовила белка?
Ответы детей: На зиму белка заготовила восемь орехов.
Воспитатель: Молодцы, вы быстро справились с этим заданием.
Белка: Да, правильно. Эти 8 орехов я спрятала в двух дуплах. Сколько штук орехов может быть в каждом дупле?
Воспитатель повторяет задание и предлагает другому ребёнку поработать у доски.
Дети, используя фишки двух цветов, выкладывают возможные комбинации состава числа 8 из двух меньших: 1 и 7, 2 и 6, 3 и5, 4 и 4, 5 и 3,6 и 2, 7 и 1.
Воспитатель: Как же спрятала белка 8 орехов в 2 дуплах? Назовите, пожалуйста, все возможные варианты.
Ответы детей: 1 и 7, 2 и 6, 3 и5, 4 и 4, 5 и 3,6 и 2, 7 и 1.
Воспитатель: Очень хорошо! Белка, ребята справились с твоими заданиями.
Белка: Ребята! Теперь я уверена, что Лесовичок именно для вас приготовил подарок. Вот вам карта. Она поможет найти орешки. А я очень тороплюсь. Мне нужно продолжать заготавливать на зиму орехи и грибы. До свидания!
Ответы детей: До свидания! До встречи!
Воспитатель: Передавай привет и большое спасибо Лесовичку. Ребята, давайте посмотрим, что изображено на карте.
Воспитатель с детьми рассматривают карту, обсуждают и решают, что отмерять расстояние будут шагами. А идти надо от моста вперёд пять шагов, затем налево четыре шага и опять вперёд шесть шагов. Там должен быть пенёк.
Дети находят корзинку с орехами.
6 х
4
6
Воспитатель: Вот мы с вами и нашли полную корзинку орехов. Спасибо Лесовичку и белочке. А нам пора возвращаться в детский сад. Идёмте к автобусу.
Подведение итогов
Воспитатель: Что понравилось сегодня на занятии?
Что не понравилось?
Что было самым интересным?
С каким заданием ты легко справился?
А какие задания вам показались самыми трудными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья»...
Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкально-ритмическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми средней группы тема: «В госте к Мишке»
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной дея...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Загадочный космос» с детьми подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Использование современных образовательных технологий -...
Конспект непосредственно образовательной деятельности но ОО «Познавательное развитие» Тема: «Мой любимый город» для детей подготовительной группы
Задачи:Обобщить и систематизировать знания о городе Санкт-Петербург.Закрепить названия главных достопримечательностей города.Воспитывать любовь и уважение к своему городу и его жителям.Воспитание граж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Строительство «Парка аттракционов» в городе Роботариуме» с детьми подготовительной группы.
Закрепить навыки конструирования. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему: «Загадки осени» для детей подготовительной группы с ОНР
Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия. Коррекция мелкой моторики кистей рук. Коррекция общей моторики. Кор...