Развитие математических представлений "Пещерные люди"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) на тему

Канестерова Светлана Владимировна

Счет в прямом и обратном порядке, закрепление состава числа 5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskikh_predstavleniy.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию элементарных математических преставлений

в подготовительной группе на тему:

«Первобытные люди».

                                                                            Составила и провела  

                                                                                          воспитатель МБДОУ №121 ,

                                                                                          подготовительной группы

                                                                                           Канестерова С. В.

г. Екатеринбург.

 

         Задачи: познакомить  детей со значением слов «предыдущий»,  «последующий». Учить использовать эти слова  при выстраивании числового ряда. Развивать у детей слуховое восприятие: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант), закрепить понимание смысла взаимообратных задач. Учить рассуждать, доказывать правильность ответа, продолжать учить пересчитываться в прямом и обратном порядке. Упражнять в составлении чисел в пределах 10 из двух меньших, учить определять число больше на 1 , меньше на 1 названного. Закреплять последовательность дней недели.

Оборудование: Демонстрационный материал:  В группе создан макет  пещеры, возле которой находиться  очаг. На шкуре  «медведя» сидит хозяйка пещеры (воспитатель), одетая так, как одевались древние люди. На полу по всей группе  нарисованы следы. Возле окна группы макет реки с плавающей в ней « рыбой». Дети тоже одеты как первобытные люди. Большая  «скала-стульчик» с перевернутой карточкой.

Раздаточный материал: карточки с числами на шнурках, листы бумаги в крупную клетку, карандаши, «стульчики-камни» (по кол-ву детей),морские камни с написанными на них днями недели, бумажные рыбки разного размера.

                                                    Ход занятия.

 На полу,  перед входом в группу обведены чьи-то следы. (расстояние между следами соответствует шагу ребенка). На «стуле-скале» висит карточка с цифрой 1. На «камнях-стульях» «рубашкой» кверху лежат карточки с числами по кол-ву детей. Дети подходят к «камням - стульям»  и каждый выбирает одну карточку, вешает ее себе на шею так, чтобы всем было видно. Затем встают полукругом.

Воспитатель разыгрывает ситуацию.

Воспитатель; « Ребята, сегодня я, как хозяйка одной из пещер, предлагаю вам отправиться в пещеру к первобытным людям, познакомиться с их бытом, увидеть,  как люди познавали основы математики. Хотите?»

Дети отвечают.

Воспитатель разыгрывает ситуацию: «Кто это наследил возле пещеры?»

Подходит к «стульчику-скале» переворачивает карточку с цифрой 1 и все получают ответ на вопрос – кто наследил: «Наследил тот, кто прошел первым, а мы сейчас пойдем по его следу».

Хозяйка пещеры спрашивает: «Кто следующий? Кто пойдет по следу?»

Ребенок, на груди у которого цифра 2, подходит к следам .

Хозяйка пещеры: «Иди по следам аккуратно, старайся точно попасть в каждый след. Ты будешь последующий».

Дети один за другим, в соответствии с числовым рядом, идут по следам и встают в ряд в другой стороне комнаты.

Хозяйка пещеры, показывая на любого идущего, спрашивает: «Ты- четвертый, ты был у кого последующий?»

Так опрашивая всех детей, прошедших по следу закрепляются понятия «предыдущий», «последующий».

Хозяйка пещеры: «Мы с вами подошли к пещере. Здесь живу я со своей общиной. Древние люди жили в пещере, охотились на диких зверей. Кого первого приучили дикие люди вы узнаете , если выполните мои задания. Присаживайтесь на «стулья-камни»  и слушайте».

Дети берут по одному листочку в крупную клетку и карандаш.

Хозяйка пещеры диктует задание:

«!. От точки провести 2 клетки вправо, поставьте в конце точку.

2. от точки 2 клетки наискосок вправо вверх.

3. от точки 2 клетки вверх.

4. от точки 1 клетку наискосок влево вверх.

5. от точки 1 клетку наискосок влево вниз.

6. от точки 1 клетка влево.

7. от точки 1 клетка влево наискосок вверх.

8. от точки 1 клетка влево наискосок вниз.

9. от точки  2 клетки вниз.

10. от точки 2 клетки наискосок вправо вниз.

 Хозяйка пещеры спрашивает: «Кто у вас получился?» ( дети отвечают: «котенок»).

Хозяйка пещеры предлагает детям разделиться на две общины. Дети сидят полукругом вокруг поленьев ( имитации костра ) по две стороны друг от друга.

Хозяйка пещеры: «Первобытные люди сами добывали себе пропитание, охотились, ловили рыбу. Охотились в основном мужчины, а женщины занимались хозяйством. Сегодня я предлагаю нашим мальчикам отправиться на рыбалку, выполняя мои задания».

Каждый ребенок получает задание от хозяйки пещеры: «наловить по 5 штук рыб, разными способами (н-р, 1 маленькая и 4 больших, 2маленьких и 3 больших и т. п.)».

Тем самым дети закрепляют состав числа 5 из двух меньших. Девочки проверяют правильность выполнение задания, пересчитывая «рыбу» в прямом и обратном порядке.

Хозяйка пещеры благодарит мальчиков за правильность выполненного задания и предлагает всем сесть поближе к «костру». Предлагается детям решить задачи.

Хозяйка пещеры: «Возле пещеры сидели 3 охотника. Когда к ним подошли еще охотники, их стало 5.Сколько охотников подошло к костру?

Организуется рассуждение вслух.

Хозяйка пещеры: «Известно ли нам, сколько охотников сидело у «костра» сначала? (Да,3 охотника, это условие задачи).

- Известно ли нам, сколько еще охотников пришло? (Нет, это надо узнать).

- Когда другие охотники пришли, стало больше или меньше охотников? (Больше). Сколько их стало? (5).

- Значит,  до этого момента их было меньше? (Да). Значит, чтобы узнать, сколько  охотников пришло, надо от 5 отнять 3».

Далее детям раздаются  камни, на которых написаны дни недели, каждой общине свой набор. Задание разложить  камни по порядку следования дней недели.

Хозяйка пещеры: « Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы побывали в пещере, помогли наловить рыбу ( закрепление состава числа из двух меньших), составили древний календарь. Научились считать в прямом и обратном порядке , определять « последующего» и  «предыдущего». Узнали, кого первого приучили древние люди  (графический диктант). За  правильное выполнение всех заданий,  я угощаю вас «живой водой»  из нашего водопада (дети  пьют сок).

Путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию "Космос и люди"

Продолжать расширять знания детей о космонавтах,и космосе.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.Воспитиывать чувство гордости за нашу родину и героев - космонавтов....

конспект по художественно-эстетическому развитию "На чем люди ездят"

Учить изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение распологать рисунок посередине листа. Доводить свой замысел до конца....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

Конспект занятия по познавательному развитию тема "Зачем людям нужна одежда"

1. Образовательные задачи • Познакомить с основными видами одежды и обуви, с обобщающими понятиями одежда, обувь • Учить находить и называть предметы зимней одежды 2. Развивающие задачи • Продолжа...

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...