Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины, использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине. Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.
Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.
Методические приёмы:
1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;
2. художественное слово;
3. загадки;
4. сюрпризный момент;
5.физкультминутка;
6. иллюстрации, картинки;
7. поисковые вопросы;
8. хоровые и индивидуальные ответы;
9. оценка и самооценка детской деятельности.
Предварительная работа:
1. Чтение и драматизация сказки "Репка".
2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";
Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"
3. Игра "Покажем кино" (использование широкой и узкой киноленты)
4. Рисование широких и узких дорожек.
5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)
Материал к занятию:
1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).
2. "Билеты" (широкие и узкие)
3. Дедка (кукла)
4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.
5. Картинки, на которых изображен определённый временной отрезок.
6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".
Индивидуальная работа:
1. Упражнять Илью, Арину в различении частей суток, умение называть их по порядку.
2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"
Дифференцированный подход:
Высокий уровень - совершенствовать умение самостоятельно сравнивать по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.
Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no42.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе.
Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ
" ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины, использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине. Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.
Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.
Методические приёмы:
1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;
2. художественное слово;
3. загадки;
4. сюрпризный момент;
5.физкультминутка;
6. иллюстрации, картинки;
7. поисковые вопросы;
8. хоровые и индивидуальные ответы;
9. оценка и самооценка детской деятельности.
Предварительная работа:
1. Чтение и драматизация сказки "Репка".
2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";
Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"
3. Игра "Покажем кино" (использование широкой и узкой киноленты)
4. Рисование широких и узких дорожек.
5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)
Материал к занятию:
1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).
2. "Билеты" (широкие и узкие)
3. Дедка (кукла)
4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.
5. Картинки, на которых изображен определённый временной отрезок.
6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".
Индивидуальная работа:
1. Упражнять Илью, Арину в различении частей суток, умение называть их по порядку.
2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"
Дифференцированный подход:
Высокий уровень - совершенствовать умение самостоятельно сравнивать по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.
Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Действия воспитателя Действия детей
До занятия воспитатель предлагает детям
поиграть в подвижную игру
"Огуречик-огуречик" (динамическая пауза).
Выбирают мышку.
Воспитатель спрашивает детей:
- Где живёт мышка? - В норке.
- Где растёт огурчик? - На грядке.
- мы будем "огуречками", садитесь на грядку!
Дети присаживаются на корточки.
Затем встают, направляются к
норке.
- Где находится норка? Индивидуальные и хоровые
ответы: - За огородом.
Говорят слова:
- Огуречик - огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
Дети убегают от мышки, садятся
на "грядку".
Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель говорит детям:
- "Мышка убежала", приглашает на коврик. Дети садятся на коврик
полукругом, вокруг воспитателя.
Неожиданный стук в дверь, появляется
Дедка (кукла-бибабо)
Дедка: - Здравствуйте, дети, вы меня узнали? - Узнали, дедка!
- Из какой я сказки?
Примерные ответы:
- "Колобок"
- "Курочка Ряба"
- "Репка"
Дедка:
- Молодцы, много сказок знаете.
Но я загадаю вам загадку. чтобы
вы точно догадались:
Кругла, не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. Ответ детей: "Репка"
Дед: - Правильно, я из сказки
"Репка" к вам пришёл. А где растёт репка? Примерные ответы детей:
- в деревне
- в саду
- на огороде
- на грядке
Дед: - Молодцы, догадались. За это я приглашаю
вас ко мне в деревню, поедем на автобусе.
Воспитатель: - А где находится автобус? Дети:
- На остановке.
Воспитатель предлагает детям "покупать"
билеты и занимать места в автобусе.
Спрашивает: - Какой билет по ширине? Индивидуальные ответы
детей:
- узкий
- широкий
- билеты разные по ширине
Воспитатель:
- Места в автобусе имеют "номера".
Будьте внимательны, занимайте место с
номером такой же ширины как ваш билет. Дети выполняют задание. При
сравнении своего билета с
номером. говорят: "одинаковые,
разные по ширине".
Воспитатель:
- Автобус отправляется!
- По чему автобус едет? - По дороге.
- А дорога какая? - Широкая.
- А по узкой дороге сможет автобус поехать? - не может, потому что он
- Почему? большой, широкий.
Воспитатель:
- Вот мы и приехали в деревню! Выходим.
Теперь надо найти, где находится огород.
Дед:
- К огороду ведёт тропинка.
-Где она? - За дорогой.
- Какая она по ширине? - Узкая.
- Идём по тропинке по одному друг за другом.
Кто за кем идёт? Ответы детей:
- Егор за Лизой,
- Вова за Женей и т.д.
Воспитатель предлагает найти свой огород.
Сначала подгруппе детей (высокий уровень):
- Ваш огород находится ближе Дети подходят к первому
ряду столов, на котором
размещены "огороды". Говорят:
"Ближе"
Затем воспитатель предлагает другой подгруппе
(средний уровень) подойти к огородам,
которые расположены дальше. Дети походят ко второму ряду
столов, на котором размещены
"огороды с грядками". Говорят
- Наш огород дальше.
Расположение "грядок" на "огороде"
Средний уровень: "Ближе"
Высокий уровень: "Дальше"
Дедка:
- Вот у нас огород.
Что же, что же здесь растёт?
- Что можно посадить на грядках? Дети называют овощи, какие
они знают.
Воспитатель:
- Сначала давайте поможем дедке
вскопать грядки. - Давайте.
- надо посмотреть внимательно, как
размечены грядки и найти подходящую
коричневую полоску, правильно
расположить её.
- Какие грядки? Ответы детей:
- Разные по ширине
- Широкие и узкие
- На какие грядки мы потом посадим
репки? - На широкие.
- на какие грядки посадим морковки? - На узкие.
Воспитатель напоминает, как сравнивать
полоски методом наложения и приложения. Дети выполняют задание,
"копают грядки"
Воспитатель следит за точностью выполнения.
тем детям, которые справились с этим заданием,
предлагает наборы жёлтых кругов ("репки")
и красных треугольников ("морковки")
и предлагает их посадить на грядки Дети раскладывают на
широкие грядки репки,
на узкие - морковки.
Воспитатель спрашивает, где находятся
"вершки" и "корешки". - Корешки под землёй
- Вершки над землёй
(хоровые и индивидуальные
ответы)
Физкультминутка
"Дедке мы вскопали грядки, Дети имитируют "копание грядок"
В огороде много гряд.
Мы посадим здесь рассаду:
И морковку и салат.
Ежедневно прибегаем,
Наши грядки поливаем. Дети "поливают"
Овощей, поверь, ребята,
Урожай соберём богатый" Дети "собирают урожай"
Дедека: (приносит репку)
- Посмотрите, какая репка выросла!
Покажите, какая она по ширине. Дети раздвигают руки в стороны:
"Ширину представим -
Шире руки ставим!
Шире, шире, шире..."
Воспитатель:
"Вот какая репка
выросла большая,
Крепкая и сочная,
Словно налитая"
Воспитатель:
- А вы помните, как дедка вытянул репку?
Кто ему помогал? - Бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка
Воспитатель:
- Долго тянули они репку, почти целые сутки!
Сейчас мы с вами поиграем.
Воспитатель раздаёт одной подгруппе
детей (средний уровень) картинки с
изображением персонажей сказки, а другой
подгруппе (высокий уровень) картинки с
изображением частей суток.
Воспитатель просит одну подгруппу
по очереди показывать картинки в
правильной последовательности
по ходу рассказа воспитателя,
а другую - поднимать картинки - отгадки
к загадкам воспитателя.
Первая загадка:
- Первый лучик солнышка
Выглянул в окошко.
Все проснулись: дедка,
Бабка, внучка, Жучка, кошка!" Дети показывают картинку: "утро"
- Какое это время суток? Почему? - Утро, потому что солнышко
проснулось и все проснулись.
- Кого позвал дедка? - Бабку (находят и ставят картинки)
Говорят: - Всё утро тянули репку.
- Хотите знать, когда бабка позвала
внучку, а внучка - кошку.
Отгадайте вторую загадку:
- Солнце в небе светит,
На прогулку вышли дети. Дети находят картинку: "день",
потому что солнце светит ярко и т.д.
Ставят по порядку за дедкой, бабкой,
внучку и Жучку.
Говорят: - Весь день тянули репку!
- Хотите знать, когда Жучка позвала
кошку, а кошка - мышку, отгадайте
третью загадку:
- Стало за окном темнеть,
Птицы стали тише петь,
Убирать игрушки нужно,
Мама всех зовёт на ужин. Дети ставят картинки кошки и
мышки, находят картинку "вечер",
говорят: - Вечер, потому что уже
темно. - Весь вечер тянули репку.
- Когда закончили тянуть?
Отгадайте загадку:
- Звёзды на небе зажглись,
Спать ребята улеглись.
Вечер, день умчались прочь,
Им пришла на смену ... (ночь) Дети находят картинку "ночь",
говорят: - ночь, потому что ребята
спать улеглись...
- Ночью закончили тянуть репку.
Воспитатель подводит итог:
Дедка благодарит детей за помощь:
помогли найти узкие и широкие грядки,
вспомнили сказку, позвали героев,
назвали время суток по порядку.
Воспитатель отмечает успехи детей,
хвалит, благодарит.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой/
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М., 2000, с. 63.
3. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997,
4. Журнал "Дошкольное воспитание".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: "Сравнение предметов по ширине "Путешествие на лесную поляну"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи:-Учить сравнивать два предмета по ширине;-Продолжать сравнивать предметы по длине;-Упражнять в различении и назывании геометрических фигур;-Находить...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные задачи: Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные задачи: Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕОбразовательные задачи:Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);Активизировать детей в ис...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Трансформер – грузовик».
Формирование у детей первоначального интереса к транспорту, через математические представления....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений /вторая младшая группа/ Тема: «У ЗАЙЧИКА В ГОСТЯХ»
Программное содержание:1. Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»2. Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте.3. Уточнит...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Сравнение двух предметов по ширине».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группеТема: «Сравнение двух предметов по ширине»....