"Путешествие в математическую галактику"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Активизация познавательной и творческой деятельности немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.

Формирование математических представлений  приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач. 

 

 В ходе НОД  интегрируется интеллектуальная и практическая деятельность ребенка, так как

одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность.  

Содержание  НОД  насыщено, не слишком сложными и не слишком простыми задачами.

Используются  разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы,  наглядность, загадки, элементы викторины, проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_podgotovit._gruppa.docx378.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в математическую галактику»

Цель: Систематизация основных знаний,  умений и навыков  посредством игры – путешествия в математическую  галактику. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Образовательные области:

Познание

- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше;

- Закрепить знания по временным представлениям;

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

- Закрепить умение рисовать по точкам;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение, быстроту реакции;

Коммуникация: 

- Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

- Формировать умение понимать учебную задачу по слуховой инструкции педагога и выполнять её самостоятельно;

Социализация:

- Воспитывать чувство коллективизма и умение сопереживать за успех команды.

Художественное творчество:

- Продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры, используя схему;

- Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление.

Здоровье

 Следить за правильной осанкой детей.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Дидактические игры: «Найди лишнюю фигуру», «Какой цифры не стало?», «Считай – не ошибись», «Зашифруй цифру».

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Найди пару», «Чьё звено скорее соберётся».

Материал: листы, расчерченные на девять клеток по одному на команду; простые карандаши и листы бумаги; эмблемы с названием экипажей; развивающая игра В. Воскобовича: «Геоконт», «Методическая сказка о приключениях Квадрата» - превращение 8-е; доска; указка; аудиокассета с записью голоса педагога; мультимедийное оборудование; презентация с заданиями

Методические приёмы:


• Игровой (игровая ситуация – путешествие в математическую  галактику);
• Наглядный (использование иллюстраций);
• Словесный (объяснение, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
• Поощрение, анализ деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в фантастическое путешествие в математическую галактику. Хотите там побывать? Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей). В это путешествие могут отправиться только космонавты. Космонавты очень смелые, сильные, умные, здоровые, они умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Вы согласны?

Ребята, а на чем же мы с вами отправимся?  

Загадка.  

Чудо-птица, алый хвост,

полетела в стаю звёзд.

Дети: На ракете.

- Правильно, но нас так много, в одну ракету мы с вами не войдем. Я предлагаю поделиться на 2 экипажа  и отправиться в путешествие на двух ракетах.

Воспитатель предлагает взять каждому ребенку по одной карточке – эмблеме, которые лежат на столе и разделиться на команды в соответствии  с выбранной эмблемой. Дети стоят по командам.

В игре за правильный ответ дети  получают  звездочку.

2. Основная часть

Для того чтобы отправиться в путешествие по математической галактике, нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм.

Командам по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе.

- Сколько хвостов у четырех котов?

- Сколько ушей у пяти журавлей?

- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?

- Если бы сегодня была пятница, то завтра будет …?

- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если стол выше стула, то стул…?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Если сестра старше брата, то брат…?

- Сколько месяцев в году?
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Сколько дней в неделе?

- Назови третий день недели.

- Сколько времен года вы знаете?

- Как называется геометрическая фигура без углов?

Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться в путешествие. Но только у нас нет космического корабля. Не огорчайтесь, я помогу вам. С помощью этих схем и координат вы сможете построить космический корабль.

- Ребята, посмотрите на схемы и координаты. Читать их нужно слева направо. Давайте вместе прочитаем:  Б-4, Ж-2, Ж-4, З-3, Г-4, Г-2, Ф-2, Б-4.

А теперь, сядьте ровно и приступайте к работе. (Дети на своих «Геоконтах» конструируют космический корабль по координатам.)

Молодцы! Теперь у нас есть космический корабль. Вы, конечно знаете, что на корабле должен быть пульт управления. И мы сейчас его нарисуем. Возьмите листок, расчерченный на девять клеток, и карандаш.

- Найдите среднюю клетку, в ней мы нарисуем треугольник – это будет кнопка «Старт».

- В нижней правой клетке нарисуем квадрат – это кнопка «Стоп».

- В нижней левой клетке нарисуем круг – это кнопка включения света.

- Найдите верхнюю левую клетку и нарисуйте в ней прямоугольник – это будет кнопка связи с землей.

- В верхней правой клетке нарисуйте овал, эту кнопку мы будем нажимать, когда нужно открыть или закрыть иллюминаторы.

- В средней правой клетке нарисуем стрелочку снизу вверх – это кнопка ускорения, увеличения скорости.

- В средней левой клетке нарисуем стрелочку сверху вниз – это кнопка снижения скорости.

- В средней верхней клетке нарисуйте стрелочку справа налево. Это поворот корабля налево.

- В средней нижней клетке нарисуем стрелочку слева направо – это поворот направо.

Молодцы. Перед полетом проведем проверку готовности пульта управления:

- Какая фигура нарисована в средней клетке?

- Где находится прямоугольник?

- Найдите овал и скажите, где он нарисован?

- Какая фигура расположена в нижней левой клетке?

Итак, пульт готов, можно отправляться в путь. Садитесь поудобней. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Нажимаем кнопку «Старт»! Полетели!

- Наше путешествие начинается. Но вот беда часы на корабле сломались, нам обязательно надо следить за временем, чтобы вовремя вернуться домой. Давайте починим (дети вставляют пропущенные  числа в циферблат часов).

- Часы идут, можно посмотреть, что происходит за бортом. Откроем иллюминаторы и посмотрим, как красиво вокруг. Нажмите на кнопку иллюминатор. Посмотрите, какие забавные созвездия, они похожи на элементы от цифр. Вы узнали, на какие цифры они похожи? (Каждой команде показывают карточку, дети отгадывают  на какую цифру похожи элементы).

- Пока мы рассматривали созвездия, незаметно приблизились к первой планете – планета Звездочетов. А вот и сам Звездочет. Он любит изучать звезды и созвездия, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет определять где больше, где меньше звезд в созвездиях и ставить между ними знаки <, >, =. И поэтому все звезды из его подзорной трубы пропали. Помогите ему. Нажимайте кнопку стоп. Приземляемся.

К доске вызываются несколько желающих из каждого экипажа.

Задание на сравнение чисел.

7*3, 5*5, 4*1, 9*8, и т.д.

- Мы очень хорошо поработали, и смело можем отправляться дальше. А пока мы с вами летим, мы проведём разминку

Физкультминутка (2-3 раза)

Раз, два - стоит ракета.

Три, четыре - самолет,

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили.

Пять, шесть – тихо сесть.

- Наше путешествие продолжается. Давайте откроем иллюминаторы и посмотрим, как красиво вокруг. Но куда пропали все звезды? В темноте мы не найдем дорогу на планету.  Ничего, огорчаться не стоит. Ведь у нас есть друг, «Волшебный квадрат», который умеет превращаться. Послушайте сказку об очередном превращении квадрата: «Может быть оттого, что звезды такие же колючие, как ежики, а может быть, всем ежикам снятся такие сны, Квадрату приснился необычный сон. Ему приснился … звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели звезды, но все они пролетали сквозь него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездочкой. Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в бок. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в звездочку.

- Спасибо тебе Волшебный квадрат. Мы обязательно научимся делать звезды и поможем вернуть их на небо. Внимательно послушайте, как нужно сделать звезду. Сначала нужно сделать мышку. А мышку мы уже умеем делать. Затем угол квадрата согнуть во внутрь. Вот и получилась звезда. Пожалуйста приступайте к работе. (Дети конструируют звезду.)

- Все молодцы, справились с заданием. Сейчас звезды будут освещать нам дорогу и наше путешествие продолжается.

- Ребята, слева по борту появилась планета роботов (на пульте управления дети нажимают кнопку - поворот налево). Можно покинуть свои отсеки и ознакомиться с планетой. (Дети встают со своих мест.) Назовите, из каких фигур состоят роботы. Дети рассматривают и называют.

- Смотрите, нас просят о помощи. Их звездный сторож где-то спрятался и найти его не так-то просто, а кто это – я не знаю. Чтобы узнать, кто же он, необходимо выполнить следующее задание. А задание такое - графический диктант и выполнять его будут капитаны. Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем.

2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево, 2 – вверх.

-  Кто же охраняет эту планету? ( Звёздная Собачка) С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами.

- Ребята, пришло время связаться с Землей, нажмите кнопку – связь с Землей на пульте управления.

(Педагог включает видеозапись с обращением педагога, о том, что пора возвращаться домой.)

- Пора нам возвращаться домой, садитесь поудобнее. Ускоряйте ход. Полетели!

- Ребята, беда! Мимо нас пролетают математические метеориты. Может случиться столкновение, но если мы решим задачки, которые написаны на них, то этого не произойдет.

Педагог читает стихи – задачки,  ответ высвечивается на экране.

      Четыре спелых груши

      На веточке качалось

      Две груши снял Павлуша,

      А сколько груш осталось?

      Пять цветочков у Наташи,

      И ещё два дал ей Саша.

      Кто тут сможет посчитать,

      Сколько будет два и пять?

      Внуку Шуре добрый дед

      Дал вчера семь штук конфет.

      Съел одну конфету внук.

      Сколько же осталось штук?

Ёжик по лесу шёл                                        

На обед грибы нашёл -                                      

Два под берёзой,                                                

Три у осины.                                                        

Сколько их будет,                                                

В  плетённой корзине?

- А вот и наша планета Земля – самая удивительная, так как только на ней есть воздух,  вода, живые организмы. Это наш общий дом, мы должны его беречь и охранять. Замедляйте ход!

Мы прилетели, Нажмите кнопку «Стоп». Вот мы и вернулись в детский сад.

Заключительная часть:

Заходит корреспондент газеты «Удивительный космос» с микрофоном.

- Здравствуйте, ребята! Я корреспондент газеты «Удивительный космос». Я очень рада, что вы  удачно приземлились на нашей планете Земля. Скажите, пожалуйста,

- Где вы были?        

- Кто живет в математической галактике?

 - Вам понравилось путешествие?        

- Что понравилось больше всего?

- Скажите, какие были трудности во время путешествия?

- Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зантие по ФЭМП "Путешествие в математическую Галактику"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе....

Путешествие в математическую галактику

Решая программные задачи для детей старшего дошкольного возраста, путём попадания в необычные условия космической математической галактики закрепляем знания детей о составе числа, о геометрических фор...

«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе

«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...