Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Шамсутдинова  Суфия Хайрулловна

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в  шахматы"Путешествие на шахматную планету".

Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_shahmatnoy_planete.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида д/с «Радуга»

Конспект  занятия по ФЭМП

с элементами обучения детей игре в шахматы

 подготовительной группы

Тема: « На шахматной планете»

Подготовила:

воспитатель Шамсутдинова С.Х.

 

г.Советский

2011 г

Программное содержание:

  1. .Закрепление счета в пределах 10.
  2. Закрепление умения делить  число 10 на две части.
  3. Учить детей взятию фигур противника , которая стоит под боем.
  4. Закрепление названий  шахматных фигур и правил  движения ладьи.
  5. Продолжать учить ориентироваться на шахматной плоскости.  
  6. Развивать память ,внимание и мышление.

6.Вызывать интерес к игре в шахматы.

7.Помочь детям ощутить единение с другими детьми, свою принадлежность к группе.

Словарная работа:

Активизировать  в речи слова:  поля, белая ладья , черная ладья.

Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова

Индивидуальная работа: следить за  тем, чтобы ребенок правильно выполнял ход ладьи (не перескакивая на соседнюю линию.)

Материал к занятию:

Демонстрационный: белые и черные воротники,  шапочки белой и черной ладьи, игровое шахматное поле, магнитофон.

Раздаточный: шахматные доски и  по 2 ладьи на каждое шахматное поле.

Методы и приемы: игровая мотивация, беседа. объяснение , показ, игра.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети садятся на стульчики  полукругом. Звучит музыка про звездную страну.

Воспитатель: Как интересно побывать в сказочной стране. А вы  ребята хотели бы туда отправиться. Не очень-то просто попасть туда. Страна сказочная, и никакой самолет туда не доставит. Отгадайте, на чем же мы туда полетим?

Ответы детей: на самолете, на поезде и т.д.

Воспитатель: На воздушном шаре. Сколько всего нас? (дети считают)

Воспитатель: Но все мы туда не поместимся Нужно разделиться на две команды. Разделитесь на две команды. так чтобы вас стало поровну ( дети  делятся на две команды). По сколько человек  в каждой команде? Как еще можно сказать? (поровну, одинаково)

Воспитатель: Для того чтобы нам выбраться в полет нам нужны капитаны для каждой команды. Капитан должен быть самый сообразительный, смелый. Попробуем, договорится так: каждый поочередно скажет, кого он считает самым смелым, отдаст ему свой квадратик (фишку). У кого окажется больше всех квадратиков, тот и станет капитаном

Воспитатель раздает командам фишки, белые и черные дети подсчитывают фишки  и выбирают капитанов двух команд.

Воспитатель: капитаны поведут свой воздушный шар  к звездной стране.

Все вмести расставляют модули ( звезды, кометы), путь среди них обозначают веревкой. В конце пути шахматное поле (прикрытое тканью).

Воспитатель:  Чтобы надуть шар нужно встать  в круг лицом друг к другу. Чтобы у шара не было дыр, встанем тесно, прижавшись друг к другу, обняв друг друга за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Капитаны , хорошо ли надуты шары.

Продвигаться надо мелкими шагами всем вместе. Капитаны поведут свои шары по лабиринту.

Звучит музыка.

В лабиринтах среди звезд

Путь у нас не так уж прост

.Вот созвездие Гончих Псов

Чуть подальше - Близнецов.

А мы выбираем вот эту

Симпатичную планету.

На нее скорей садимся.

Так, вокруг все оглядимся.

Разноцветия тут нет,

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты,

Почему же так, ребята?

Дети: шахматы.  Шахматная страна. Планета. Шахматное поле.

Воспитатель :

Да прекрасно угадали

Что мы к шахматам попали.

Но почему-то здесь пусто

На поле лежит  мешочек с шахматами  и запиской в которой сказано «Шахматная планета заколдована.  Все шахматные герои потеряли память ничего не помнят .Они не могут защитить  свою планету от нашествия злобных инопланетян.»

Воспитатель: Ребята давайте поможем шахматной планете.

Сначала  чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.

Игра « Назови фигуру»

Дети на ощупь определяют  и называют попавшуюся фигуру ( ферзь, король, ладья, слон,  конь, пешка) из мешочка.

 Воспитатель : Но чтобы оживить их надо выполнить еще одно задание. Необходимо  разделить число 10 между шахматными фигурами. Пожалуйста, возьмите карточки на которых необходимо дорисовать столько пешек ,  чтобы вместе всех фигур получилось 10.

Дети берут карточки на состав числа 10.

Воспитатель: мы расколдовали шахматы, но ладья до сих пор не помнит, как она ходит,  она не может двинуться с места.

Дети : ладья ходит  только по прямым дорожка доски, вправо . влево, вперед, назад.

Воспитатель: А как далеко может ходить ладья за один ход?

Дети:  ладья  может ходить на одну клетку, а может и на несколько  клеток по своей линии.

Игра «Большой прыжок»

(  играют два ребенка одетые в шапочки ладьи делают поочередно ходы через 4, 5, 6, полей).

Воспитатель:  очень хорошо ребята как ладья ходит шахматы вспомнили, а вот  как она бьет?  Бить это не значит делать больно,  в шахматах  фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски , а свою фигуру ставят на ее место ( показ на макете).

Ладья может бить фигуру которая стоит под боем то есть на одной линии( показ).

Воспитатель : Ну а теперь ,  попробуем сыграть в партию  команда белых берет каждый по белой ладье, команда черных берет по черной ладье. Каждый пусть найдет себе пару, в которой будет белая и черная ладья.

 Из каждой команды выбирается по одному игроку, им надеваются шапочки белой и черной ладьи, ставятся на шахматное поле.

Воспитатель : остальные ребята будут судьями. Они будут следить за выполнением правил: ходить по прямой линии, бить если фигура встала на одну линию с противником.

Каждый ход рассматривается судьями , как правильный или неправильный, если ход не правильный значит фигуры возвращаются на позицию назад.

Воспитатель: ребята  но ведь нам пора возвращаться на землю , ведь там нас ждут.   Снова побывать на шахматной планете мы сможем в следующий раз, и продолжим наводить тут порядок. Капитаны готовьте шары к полету.

Воспитатель: Считаем от 10 до 1

Дети: Считают от10 до 1 (убавляя силу голоса) полетели.

Итог:

Воспитатель: что интересного   мы сегодня узнали , кому помогли?

Дети: Мы побывали на  шахматной планете, мы возвращали память шахматным фигурам. Мы учили ладью, как правильно ходить по шахматной доске.

Воспитатель : А сами вы узнали что-нибудь нового?

Дети : Мы узнали как бьет ладья .  Она бьет  другую  фигуру, которая оказалась на одной линии с ней.

Воспитатель: Молодцы. У меня есть разные  похвалы ( фишки). Каждый подумает и выберет похвалу для соседа слева.

                           

Список использованной литературы

1. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких» -Москва  «Издательство Астрель», 2007

2. Трофимова А.С. «Учебник юного шахматитста» - Ростов на-Дону «Феникс»2010


Использованные материалы
.

1.   Песня «Звездная страна»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стоит в поле теремок». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗ.

«Стоит в поле теремок».Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗТема: Стоит в поле теремок.Цель: Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить разл...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе" Следствие по шахматным делам"

Занятие по ФЭМП  в подготовительной группе  "Следствие по шахматным делам"...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________

Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами ментальной арифметики по теме: "Волшебные счеты".

Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой. Задачи: Образоват...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами дидактических игр «Цветик-семицветик»

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: формировать элементарные математические представления; совершенствовать знания о геометрических фигурах.Задачи:ОбразовательныеУпражнять в ...