Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы"Путешествие на шахматную планету".
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_shahmatnoy_planete.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида д/с «Радуга»
Конспект занятия по ФЭМП
с элементами обучения детей игре в шахматы
подготовительной группы
Тема: « На шахматной планете»
Подготовила:
воспитатель Шамсутдинова С.Х.
г.Советский
2011 г
Программное содержание:
- .Закрепление счета в пределах 10.
- Закрепление умения делить число 10 на две части.
- Учить детей взятию фигур противника , которая стоит под боем.
- Закрепление названий шахматных фигур и правил движения ладьи.
- Продолжать учить ориентироваться на шахматной плоскости.
- Развивать память ,внимание и мышление.
6.Вызывать интерес к игре в шахматы.
7.Помочь детям ощутить единение с другими детьми, свою принадлежность к группе.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова: поля, белая ладья , черная ладья.
Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова
Индивидуальная работа: следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял ход ладьи (не перескакивая на соседнюю линию.)
Материал к занятию:
Демонстрационный: белые и черные воротники, шапочки белой и черной ладьи, игровое шахматное поле, магнитофон.
Раздаточный: шахматные доски и по 2 ладьи на каждое шахматное поле.
Методы и приемы: игровая мотивация, беседа. объяснение , показ, игра.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети садятся на стульчики полукругом. Звучит музыка про звездную страну.
Воспитатель: Как интересно побывать в сказочной стране. А вы ребята хотели бы туда отправиться. Не очень-то просто попасть туда. Страна сказочная, и никакой самолет туда не доставит. Отгадайте, на чем же мы туда полетим?
Ответы детей: на самолете, на поезде и т.д.
Воспитатель: На воздушном шаре. Сколько всего нас? (дети считают)
Воспитатель: Но все мы туда не поместимся Нужно разделиться на две команды. Разделитесь на две команды. так чтобы вас стало поровну ( дети делятся на две команды). По сколько человек в каждой команде? Как еще можно сказать? (поровну, одинаково)
Воспитатель: Для того чтобы нам выбраться в полет нам нужны капитаны для каждой команды. Капитан должен быть самый сообразительный, смелый. Попробуем, договорится так: каждый поочередно скажет, кого он считает самым смелым, отдаст ему свой квадратик (фишку). У кого окажется больше всех квадратиков, тот и станет капитаном
Воспитатель раздает командам фишки, белые и черные дети подсчитывают фишки и выбирают капитанов двух команд.
Воспитатель: капитаны поведут свой воздушный шар к звездной стране.
Все вмести расставляют модули ( звезды, кометы), путь среди них обозначают веревкой. В конце пути шахматное поле (прикрытое тканью).
Воспитатель: Чтобы надуть шар нужно встать в круг лицом друг к другу. Чтобы у шара не было дыр, встанем тесно, прижавшись друг к другу, обняв друг друга за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Капитаны , хорошо ли надуты шары.
Продвигаться надо мелкими шагами всем вместе. Капитаны поведут свои шары по лабиринту.
Звучит музыка.
В лабиринтах среди звезд
Путь у нас не так уж прост
.Вот созвездие Гончих Псов
Чуть подальше - Близнецов.
А мы выбираем вот эту
Симпатичную планету.
На нее скорей садимся.
Так, вокруг все оглядимся.
Разноцветия тут нет,
Только черно-белый цвет.
Клетки тут везде, квадраты,
Почему же так, ребята?
Дети: шахматы. Шахматная страна. Планета. Шахматное поле.
Воспитатель :
Да прекрасно угадали
Что мы к шахматам попали.
Но почему-то здесь пусто
На поле лежит мешочек с шахматами и запиской в которой сказано «Шахматная планета заколдована. Все шахматные герои потеряли память ничего не помнят .Они не могут защитить свою планету от нашествия злобных инопланетян.»
Воспитатель: Ребята давайте поможем шахматной планете.
Сначала чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.
Игра « Назови фигуру»
Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру ( ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.
Воспитатель : Но чтобы оживить их надо выполнить еще одно задание. Необходимо разделить число 10 между шахматными фигурами. Пожалуйста, возьмите карточки на которых необходимо дорисовать столько пешек , чтобы вместе всех фигур получилось 10.
Дети берут карточки на состав числа 10.
Воспитатель: мы расколдовали шахматы, но ладья до сих пор не помнит, как она ходит, она не может двинуться с места.
Дети : ладья ходит только по прямым дорожка доски, вправо . влево, вперед, назад.
Воспитатель: А как далеко может ходить ладья за один ход?
Дети: ладья может ходить на одну клетку, а может и на несколько клеток по своей линии.
Игра «Большой прыжок»
( играют два ребенка одетые в шапочки ладьи делают поочередно ходы через 4, 5, 6, полей).
Воспитатель: очень хорошо ребята как ладья ходит шахматы вспомнили, а вот как она бьет? Бить это не значит делать больно, в шахматах фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски , а свою фигуру ставят на ее место ( показ на макете).
Ладья может бить фигуру которая стоит под боем то есть на одной линии( показ).
Воспитатель : Ну а теперь , попробуем сыграть в партию команда белых берет каждый по белой ладье, команда черных берет по черной ладье. Каждый пусть найдет себе пару, в которой будет белая и черная ладья.
Из каждой команды выбирается по одному игроку, им надеваются шапочки белой и черной ладьи, ставятся на шахматное поле.
Воспитатель : остальные ребята будут судьями. Они будут следить за выполнением правил: ходить по прямой линии, бить если фигура встала на одну линию с противником.
Каждый ход рассматривается судьями , как правильный или неправильный, если ход не правильный значит фигуры возвращаются на позицию назад.
Воспитатель: ребята но ведь нам пора возвращаться на землю , ведь там нас ждут. Снова побывать на шахматной планете мы сможем в следующий раз, и продолжим наводить тут порядок. Капитаны готовьте шары к полету.
Воспитатель: Считаем от 10 до 1
Дети: Считают от10 до 1 (убавляя силу голоса) полетели.
Итог:
Воспитатель: что интересного мы сегодня узнали , кому помогли?
Дети: Мы побывали на шахматной планете, мы возвращали память шахматным фигурам. Мы учили ладью, как правильно ходить по шахматной доске.
Воспитатель : А сами вы узнали что-нибудь нового?
Дети : Мы узнали как бьет ладья . Она бьет другую фигуру, которая оказалась на одной линии с ней.
Воспитатель: Молодцы. У меня есть разные похвалы ( фишки). Каждый подумает и выберет похвалу для соседа слева.
Список использованной литературы
1. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких» -Москва «Издательство Астрель», 2007
2. Трофимова А.С. «Учебник юного шахматитста» - Ростов на-Дону «Феникс»2010
Использованные материалы.
1. Песня «Звездная страна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Стоит в поле теремок». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗ.
«Стоит в поле теремок».Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗТема: Стоит в поле теремок.Цель: Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить разл...
конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие на планету нерешенных задач"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе" Следствие по шахматным делам"
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Следствие по шахматным делам"...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Путешествие на планету Математика»
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________
Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами ментальной арифметики по теме: "Волшебные счеты".
Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой. Задачи: Образоват...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами дидактических игр «Цветик-семицветик»
Образовательная область – познавательное развитие.Цель: формировать элементарные математические представления; совершенствовать знания о геометрических фигурах.Задачи:ОбразовательныеУпражнять в ...