Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами ментальной арифметики по теме: "Волшебные счеты".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Алена Байыр-ооловна Оюн

Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе

 

Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой.

 

Задачи:

 

Образовательные

 

Познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем.

 

Содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.

 

Развивающие

 

Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

 

Развивать мелкую моторику и межполушарные связи.

 

Воспитательные

 

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к новому материалу.

 

Воспитывать самостоятельность.

 

Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

 

Оборудование: Абакус – для педагога, абакусы для воспитанников.

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна: «Я хочу с вами поделиться улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом».

 

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Это необычные счёты, называются Абакус. С абакусом очень интересно работать. Используется только 2 пальца.

 

Послушайте сказку о двух братьях: (на экране появляется Абакус) младшем проказнике и шалуне, который очень любил играть в игрушки, но забывал их складывать на место (показываю большой палец). А его старший брат был очень аккуратным, он всегда убирал игрушки за братом на место. Были у старшего брата и свои игрушки. Он с ними очень аккуратно обращался, складывал высоко на полку так чтобы младший брат их не достал. Давайте каждый попробует на своём абакусе поиграть с косточками.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на мой абакус. Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.

 

Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В этом ряду находятся единички (показываю, считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5).

 

Я вам покажу как работать на абакусе.

 

Но сначала давайте разогреем наши пальчики (кинезиологическая гимнастика, для синхронизации работы правого и левого полушарий, развитие координации движений):

 

« Разотрите ладони так, чтобы они стали горячими. Поздоровайтесь большим пальчиком по очереди с указательным, средним, безымянным, мизинцем обеими руками одновременно. А теперь в обратном порядке.

 

А теперь положите ладони на стол (сначала по очереди правой , затем левой рукой, а потом обеими руками) сожмите в кулак, поверните на ребро, ладонь и снова сначала в кулак, ребро, ладонь».

 

Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной. То есть сейчас мы показали цифру 0.

 

Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз.

 

Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки.

 

Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку.

 

Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место.

 

А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7.

 

Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8.

 

Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице.

 

А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус. (откладываю на абакусе числа, а дети их называют). Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число от 1 до 9, а вы поиграйте с абакусом. Молодцы!

 

Гимнастика для глаз. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли глазки.

 

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

 

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с абакусами за столами. Сядьте ровно.

 

Выпрямите спины, положите обе руки перед собой.

 

Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.

 

Абакус должен лежать на плоской поверхности.

 

Держим его левой рукой.

 

Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо соединить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.

 

А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.

 

Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) и освободить два пальца.

 

Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

 

Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.

 

Какие вы молодцы. У вас все получилось.

 

Ребята, покажите цифру 1 на абакусе, а теперь покажите цифру 2, хорошо. А кто запомнил цифру 5? Давайте проверим. Молодцы!

 

Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе.

 

Проверим друг у друга.

 

Поменяйтесь карточками.

 

Хорошо, молодцы.

 

Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

 

Вы запомнили, как называется эти счеты? (абакус). Из чего состоит абакус, (прямоугольная рамка, разделительная перекладина, спицы и небесные и земные косточки). А для чего нужен абакус? (чтобы научиться быстро считать). Какими пальцами работать на Абакусе? (большим и указательным) Молодцы!

 

Что было сложно? А что вам понравилось?

 

Мне сегодня тоже очень понравилось с вами играть. Понравилось, как вы выполняли задания, как отвечали на вопросы.

 

И я хочу подарить вам маленьких сов. Сова - это символ мудрости и знаний. Я желаю вам маленькими шажочками двигаться вперед к новым успехам и победам и стать настоящими гениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_mentalnoy_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе

Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой.

Задачи:

Образовательные

Познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем.

Содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Развивающие

Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Развивать мелкую моторику и межполушарные связи.

Воспитательные

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к новому материалу.

Воспитывать самостоятельность.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Оборудование: Абакус – для педагога, абакусы для воспитанников.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна: «Я хочу с вами поделиться улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом».

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Это необычные счёты, называются Абакус. С абакусом очень интересно работать. Используется только 2 пальца.

Послушайте сказку о двух братьях: (на экране появляется Абакус) младшем проказнике и шалуне, который очень любил играть в игрушки, но забывал их складывать на место (показываю большой палец). А его старший брат был очень аккуратным, он всегда убирал игрушки за братом на место. Были у старшего брата и свои игрушки. Он с ними очень аккуратно обращался, складывал высоко на полку так чтобы младший брат их не достал. Давайте каждый попробует на своём абакусе поиграть с косточками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на мой абакус. Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.

Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В этом ряду находятся единички (показываю, считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5).

Я вам покажу как работать на абакусе.

Но сначала давайте разогреем наши пальчики (кинезиологическая гимнастика, для синхронизации работы правого и левого полушарий, развитие координации движений):

« Разотрите ладони так, чтобы они стали горячими. Поздоровайтесь большим пальчиком по очереди с указательным, средним, безымянным, мизинцем обеими руками одновременно. А теперь в обратном порядке.

А теперь положите ладони на стол (сначала по очереди правой , затем левой рукой, а потом обеими руками) сожмите в кулак, поверните на ребро, ладонь и снова сначала в кулак, ребро, ладонь».

Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной. То есть сейчас мы показали цифру 0.

Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз.

Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки.

Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку.

Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место.

А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7.

Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8.

Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице.

А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус. (откладываю на абакусе числа, а дети их называют). Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число от 1 до 9, а вы поиграйте с абакусом. Молодцы!

Гимнастика для глаз. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли глазки.

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с абакусами за столами. Сядьте ровно.

Выпрямите спины, положите обе руки перед собой.

Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.

Абакус должен лежать на плоской поверхности.

Держим его левой рукой.

Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо соединить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.

А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.

Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) и освободить два пальца.

Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.

Какие вы молодцы. У вас все получилось.

Ребята, покажите цифру 1 на абакусе, а теперь покажите цифру 2, хорошо. А кто запомнил цифру 5? Давайте проверим. Молодцы!

Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе.

Проверим друг у друга.

Поменяйтесь карточками.

Хорошо, молодцы.

Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Вы запомнили, как называется эти счеты? (абакус). Из чего состоит абакус, (прямоугольная рамка, разделительная перекладина, спицы и небесные и земные косточки). А для чего нужен абакус? (чтобы научиться быстро считать). Какими пальцами работать на Абакусе? (большим и указательным) Молодцы!

Что было сложно? А что вам понравилось?

Мне сегодня тоже очень понравилось с вами играть. Понравилось, как вы выполняли задания, как отвечали на вопросы.

И я хочу подарить вам маленьких сов. Сова - это символ мудрости и знаний. Я желаю вам маленькими шажочками двигаться вперед к новым успехам и победам и стать настоящими гениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Счет предметов до 9"

Вторник 25.10.2016Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие (ФЭМП) 3.Вид деятельности д...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Порядковый счет до 8".

Конспект НОД по образовательной области "Познание" в старшей группе...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: « Счет предметов. Ориентировка в пространстве»

Цели: - выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинках, предметно – игровое действие на дифференцировку пространственных...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 10.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений.Задачи: 1. Упражнять детей в порядковом счёте, в сравнении групп предметов в пределах 10, в отсчёте предметов в со...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 10

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Счет в пределах 10"...