Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами ментальной арифметики по теме: "Волшебные счеты".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе
Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой.
Задачи:
Образовательные
Познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем.
Содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Развивающие
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Развивать мелкую моторику и межполушарные связи.
Воспитательные
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к новому материалу.
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Оборудование: Абакус – для педагога, абакусы для воспитанников.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна: «Я хочу с вами поделиться улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом».
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Это необычные счёты, называются Абакус. С абакусом очень интересно работать. Используется только 2 пальца.
Послушайте сказку о двух братьях: (на экране появляется Абакус) младшем проказнике и шалуне, который очень любил играть в игрушки, но забывал их складывать на место (показываю большой палец). А его старший брат был очень аккуратным, он всегда убирал игрушки за братом на место. Были у старшего брата и свои игрушки. Он с ними очень аккуратно обращался, складывал высоко на полку так чтобы младший брат их не достал. Давайте каждый попробует на своём абакусе поиграть с косточками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на мой абакус. Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.
Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В этом ряду находятся единички (показываю, считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5).
Я вам покажу как работать на абакусе.
Но сначала давайте разогреем наши пальчики (кинезиологическая гимнастика, для синхронизации работы правого и левого полушарий, развитие координации движений):
« Разотрите ладони так, чтобы они стали горячими. Поздоровайтесь большим пальчиком по очереди с указательным, средним, безымянным, мизинцем обеими руками одновременно. А теперь в обратном порядке.
А теперь положите ладони на стол (сначала по очереди правой , затем левой рукой, а потом обеими руками) сожмите в кулак, поверните на ребро, ладонь и снова сначала в кулак, ребро, ладонь».
Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной. То есть сейчас мы показали цифру 0.
Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз.
Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки.
Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку.
Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место.
А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7.
Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8.
Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице.
А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус. (откладываю на абакусе числа, а дети их называют). Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число от 1 до 9, а вы поиграйте с абакусом. Молодцы!
Гимнастика для глаз. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли глазки.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть с абакусами за столами. Сядьте ровно.
Выпрямите спины, положите обе руки перед собой.
Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.
Абакус должен лежать на плоской поверхности.
Держим его левой рукой.
Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо соединить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.
А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.
Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) и освободить два пальца.
Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.
Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.
Какие вы молодцы. У вас все получилось.
Ребята, покажите цифру 1 на абакусе, а теперь покажите цифру 2, хорошо. А кто запомнил цифру 5? Давайте проверим. Молодцы!
Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе.
Проверим друг у друга.
Поменяйтесь карточками.
Хорошо, молодцы.
Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Вы запомнили, как называется эти счеты? (абакус). Из чего состоит абакус, (прямоугольная рамка, разделительная перекладина, спицы и небесные и земные косточки). А для чего нужен абакус? (чтобы научиться быстро считать). Какими пальцами работать на Абакусе? (большим и указательным) Молодцы!
Что было сложно? А что вам понравилось?
Мне сегодня тоже очень понравилось с вами играть. Понравилось, как вы выполняли задания, как отвечали на вопросы.
И я хочу подарить вам маленьких сов. Сова - это символ мудрости и знаний. Я желаю вам маленькими шажочками двигаться вперед к новым успехам и победам и стать настоящими гениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_mentalnoy_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП с элементами ментальной арифметики «Волшебные счёты» в старшей группе
Цель: Мотивирование детей к занятиям ментальной арифметикой.
Задачи:
Образовательные
Познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем.
Содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Развивающие
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Развивать мелкую моторику и межполушарные связи.
Воспитательные
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к новому материалу.
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Оборудование: Абакус – для педагога, абакусы для воспитанников.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна: «Я хочу с вами поделиться улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом».
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Это необычные счёты, называются Абакус. С абакусом очень интересно работать. Используется только 2 пальца.
Послушайте сказку о двух братьях: (на экране появляется Абакус) младшем проказнике и шалуне, который очень любил играть в игрушки, но забывал их складывать на место (показываю большой палец). А его старший брат был очень аккуратным, он всегда убирал игрушки за братом на место. Были у старшего брата и свои игрушки. Он с ними очень аккуратно обращался, складывал высоко на полку так чтобы младший брат их не достал. Давайте каждый попробует на своём абакусе поиграть с косточками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на мой абакус. Он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Легко запомнить – небесные находятся наверху - над перекладиной; земные на земле – под перекладиной.
Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз. В этом ряду находятся единички (показываю, считаем 1 2 3 4, а в верху косточка обозначает цифру 5).
Я вам покажу как работать на абакусе.
Но сначала давайте разогреем наши пальчики (кинезиологическая гимнастика, для синхронизации работы правого и левого полушарий, развитие координации движений):
« Разотрите ладони так, чтобы они стали горячими. Поздоровайтесь большим пальчиком по очереди с указательным, средним, безымянным, мизинцем обеими руками одновременно. А теперь в обратном порядке.
А теперь положите ладони на стол (сначала по очереди правой , затем левой рукой, а потом обеими руками) сожмите в кулак, поверните на ребро, ладонь и снова сначала в кулак, ребро, ладонь».
Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Чтобы отнять один – указательным пальцем правой руки опускаем косточку вниз. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной. То есть сейчас мы показали цифру 0.
Чтобы показать цифру 2 - большим пальцем поднимаем 2 косточки, чтобы отнять 2 – указательным пальцем опускаем две земные косточки вниз.
Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем. Что нужно сделать? Правильно указательным пальцем опускаем три косточки.
Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь отнимаем – опускаем указательным пальцем 4 косточки. И как я говорила, что все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине. Отнимаем небесную косточку также указательным пальцем – поднимаем небесную косточку.
Чтобы показать 6. Шесть – это 5 и 1. Необходимо указательным пальцем опустить небесную косточку вниз и поднимаем большим пальцем одну земную косточку. Чтобы отнять 6 – необходимо убрать все косточки обратно на свое место.
А теперь покажите на абакусе цифру 7. Отнимите цифру 7.
Цифру – 8. 8 – это 5 + 3. Отнимаем 8.
Покажите на абакусе цифру 9. Отнимите цифру 9. Девять – это максимальное число, которое мы можем показать на одной спице.
А теперь я буду поднимать косточки, а вы называть цифру, которую показывает нам абакус. (откладываю на абакусе числа, а дети их называют). Замечательно. Попробуйте сами. Я буду называть число от 1 до 9, а вы поиграйте с абакусом. Молодцы!
Гимнастика для глаз. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли глазки.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть с абакусами за столами. Сядьте ровно.
Выпрямите спины, положите обе руки перед собой.
Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.
Абакус должен лежать на плоской поверхности.
Держим его левой рукой.
Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо соединить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.
А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.
Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) и освободить два пальца.
Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.
Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.
Какие вы молодцы. У вас все получилось.
Ребята, покажите цифру 1 на абакусе, а теперь покажите цифру 2, хорошо. А кто запомнил цифру 5? Давайте проверим. Молодцы!
Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе.
Проверим друг у друга.
Поменяйтесь карточками.
Хорошо, молодцы.
Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Вы запомнили, как называется эти счеты? (абакус). Из чего состоит абакус, (прямоугольная рамка, разделительная перекладина, спицы и небесные и земные косточки). А для чего нужен абакус? (чтобы научиться быстро считать). Какими пальцами работать на Абакусе? (большим и указательным) Молодцы!
Что было сложно? А что вам понравилось?
Мне сегодня тоже очень понравилось с вами играть. Понравилось, как вы выполняли задания, как отвечали на вопросы.
И я хочу подарить вам маленьких сов. Сова - это символ мудрости и знаний. Я желаю вам маленькими шажочками двигаться вперед к новым успехам и победам и стать настоящими гениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Счет предметов до 9"
Вторник 25.10.2016Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие (ФЭМП) 3.Вид деятельности д...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Порядковый счет до 8".
Конспект НОД по образовательной области "Познание" в старшей группе...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: « Счет предметов. Ориентировка в пространстве»
Цели: - выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинках, предметно – игровое действие на дифференцировку пространственных...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 10.
Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений.Задачи: 1. Упражнять детей в порядковом счёте, в сравнении групп предметов в пределах 10, в отсчёте предметов в со...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Количественный счет и длина предметов04.09.2019год
Конспет по матиматике в старшей группе....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 10
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Счет в пределах 10"...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с элементами дидактических игр «Цветик-семицветик»
Образовательная область – познавательное развитие.Цель: формировать элементарные математические представления; совершенствовать знания о геометрических фигурах.Задачи:ОбразовательныеУпражнять в ...