"Формирование элементарных математических представлений у детей ЗПР"
статья по математике по теме
Рекомендации для педагогов ДОУ по организации образовательной деятельности с детьми при реализации задач ОО "Познание"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование количественных представлений у детей с ЗПР
Формируя количественные представления у детей с ЗПР соблюдаем последовательность в усложнении материала и комплексный подход к решению простейших задач.
- Знакомство с числами до 10
- Знакомство с увеличением и уменьшением числа на 1
- Совершенствование умений сравнивать числа
- Усвоение образования и порядка следования чисел в пределах 10
- Знакомство детей со сложением и вычитанием в пределах 10 и решением арифметических задач
- ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ 10 И
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЗНАКОМ ЦИФРОЙ.
- На основе сравнения множеств путём попарного соотнесения элементов
детям показываем принцип образования чисел. Одновременно с показом образования числа знакомим с цифрами от 0 до 9
ИГРА «Математическое лото»
- Пересчитывая количество предметов на карточке называем число, а затем показываем какой цифрой записывается
Знакомя с цифрой проводим ИГРУ «Какой цифры не стало»
Раскладываем карточки с цифрами, дети закрывают глаза, одна цифра убирается. Дети должны назвать какой цифры не стало. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему.
ИГРА «Пройди по кочкам»
Дети должны не только пройти по кочкам, но и назвать все цифры от 1 до 10.
ИГРЫ С МЯЧОМ. «Назови соседей числа», «Кто знает, тот дальше считает»
Для закрепления цифр используются различные обследовательские действия: «Обведи пальцем»
«Штриховка»
«Лепка»
Выкладывание с помощью палочек
- Когда дети познакомятся со всеми цифрами предлагаем игру «ДОМИНО» на закрепление знаний детей о цифре.
- Знакомство с увеличением и уменьшением чисел на 1.
- формирование умения сравнивать числа
Дети совершенствуют все известные способы сравнения групп предметов:
- Наложением
- Приложением
- Составлением групп пар
- Соединением предметов линиями
Например: сравниваем две группы предметов, находящихся одна под другой; листочки и пуговицы. Ребёнок пересчитывает их, выясняет, что листочков больше (5) чем пуговиц (4). Следовательно: 4 меньше 5ти, а 5 больше 4х.
Сравнивая две группы предметов, важно показать зависимость, 4 всегда меньше 5 , а 5 больше 4х. Необходимо, чтобы ребёнок в речи отражал отношения между последовательными числами. На конкретном материале дети учатся делать из равенства неравенство, и наоборот, из неравенства равенство.
На верхней полоске - шесть ёлочек, на нижней - пять машин. Сравниваем количество ёлочек и машинок, и выясняем, что ёлочек больше. Что нужно сделать, чтобы стало поровну, по шесть? Как ещё можно сделать, чтобы стало поровну? (Убрать одну ёлочку)
Смысл подобных операций в том, чтобы дети на наглядном материале поняли отношения между последовательными числами: 6 больше 5 на 1, 5 меньше 6 на 1. На основе этого дети познают закономерность числового ряда.
ИГРА « Поймай мяч и назови число больше (меньше) на 1»
Задания на увеличение или уменьшение числа могут быть различными : постучать, подпрыгнуть, подбросить мяч определённое число раз, показать числовую фигурку с количеством кружков на один больше (меньше) названного числа или обозначенного цифрой.
Аналогичное сравнение переносится и на три, четыре числа: 1,2,3 и т.д. Это позволяет формировать представления о направленности ряда чисел, способах образования смежных данному числу. Решению этих задач способствует использование таких приёмов, как числовая лесенка.
Здесь уместно проводить работу по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ» (2 больше 1, но меньше 3)
- Усвоение образования и порядка
следования чисел в пределах 10
Детей учим различать числа по количественному и порядковому значению. Упражнения в счёте в пределах 10 со сменой направления счёта. Считают по порядку слева направо, справа налево, в зависимости от условий, убеждаются, количественный счёт не зависит от направления, а порядковый зависит.
Используем ЧИСЛОВУЮ ЛЕСЕНКУ.
На числовую лесенку ставим машинку, и предлагаем посчитать на какой ступеньке снизу она стоит. Машинка - стоит на 2ой ступеньке снизу. Предлагаем посчитать на какой ступеньке сверху стоит этаже машинка. Машинка - на 4 ступеньке сверху. Приходим к выводу, что порядковый счёт зависит от направления счёта.
При формирование представлений о составе числа из двух меньших –учим раскладывать число на два меньших и получать из двух меньших одно большее. Для этого используем следующие игры «Палочки Кьюзенера», «Юный математик», «Числовые домики» и т.д.
Знакомство с составом числа из двух меньших содействует овладению навыкам решения простых задач на сложение и вычитание.
- ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СЛОЖЕНИЕМ И ВЫЧИТАНИЕМ В ПРЕДЕЛАХ 10, РЕШЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Обучение строится на основе предварительно проведённой работы по усвоению операций с множествами ( объединение частей и удаление части из множества), а также изучения состава числа из единиц и из двух меньших чисел.
В работе с детьми по этому направлению используем следующие игры:
ЧИСЛОВОЙ ПОЕЗД.
Учим детей выполнять арифметическое действие и соотносить результат с количеством предметов.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Дети в уме выполняют арифметическое действие и выкладывают цепочку в виде цветочков.
НАЙДИ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Предлагаем сосчитать предметы и соотнести их с числом цифрой.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ
Используя разноцветные прищепки, воспитатель предлагает детям прикрепить к карточке с арифметическим действием, например, 3+2, соответствующее количество прищепок двух цветов и сосчитать.
ЗАДАЧИ В КАРТИНКАХ
Дети учатся составлять задачи по иллюстрации. Например, на ветке сидело 3 снегиря. К ним прилетел ещё один снегирь. Сколько снегирей стало сидеть на ветке.
Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи. Сколько было снегирей? Сколько прилетело? Больше или меньше стало снегирей после того как один прилетел? И только убедившись в том, что дети заполнили числовые данные задачи и отношения можно приступать к решению задачи.
Важно научить различать две части задачи:
Первая- условие ( о чём говориться в задаче)
Вторая –вопрос ( о чём спрашивается)
Дети должны понимать –для того чтобы ответить на вопрос необходимо решить задачу.
В нашей работе для развития математических представлений у детей мы
используем игры с песком. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету и развивать пространственную ориентацию.
При знакомстве с числами и цифрами, мы считаем предметы и игрушки, находим нужное количество предметов в песке, выкладываем в песок столько игрушек, сколько слышали звуков; рисуем пальчиком на песке цифры и выкладываем по контуру мелким природным материалом; выполняем задание по образцу из бросового материала, где для повторения рисунка, необходимо посчитать количество предметов и определить их цвет.
В игре «НАЙДИ ЦИФРУ» ребёнок ищет и откапывает в песке цифру, называет её, проверяет, нет ли зеркального отображения, и определяет чётное или не чётное это число. Для этого рядом с цифрой ребёнок кладёт нужное количество предметов и делит их по двум сторонам.
Для развития пространственной ориентации, мы используем игры:
«ИДИ ПО ДОРОЖКЕ»
где для того, чтобы дойти до игрушки или откопать в песке сюрприз, надо слушать указания товарища – 5 шагов вверх, 2 шага вправо, 4 шага вверх и т. д. Или взрослый предлагает выбрать ребёнку понравившуюся игрушку и рассказать, какой дорожкой он пойдёт (сколько шагов и в каком направлении он будет делать).
«ПОЛОЖИ,КУДА СКАЖУ»
3 крышки слева, вверху на одну крышку больше, чем слева и т.д. Игра проводится с любым бросовым или природным материалом.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»
игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, 3 квартира или 4 этаж, 4 квартира. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.
«Попробуй, угадай»
ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным,.. Найди, что я спрятала в верхнем левом углу; расскажи, куда ты хочешь положить свою пуговку?
«Выложи узор»
узор выкладывается в любой геометрической фигуре. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету.
«Пройди по дорожке»
дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 4 налево – здесь живёт котик; 4 вверх, 4 налево, 1 вверх, 5 вправо – здесь живёт волк и т.д., но начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
«Вертикаль – горизонталь»
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.
Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.
В результате работы в песке, у детей повышается концентрация внимания, мотивация к математической деятельности, развивается речь, логическое мышление, снимается стресс, снижается уровень нервно-психического напряжения и улучшается эмоциональное состояние.
Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только учитель – дефектолог и воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке. Во время таких игр, дети брали на себя ведущую роль, выбирали игры и обучали игре взрослых, что способствовало формированию доверительных отношений между ними, возникновению совместных положительных эмоций.
Что ведёт к лучшему усвоению математического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726554-1450290966.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483742-1411142064.jpg)
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-706672-1545268508.jpg)
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983469-1512671163.jpg)
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-618741-1446399365.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...