"Формирование элементарных математических представлений у детей ЗПР"
статья по математике по теме
Рекомендации для педагогов ДОУ по организации образовательной деятельности с детьми при реализации задач ОО "Познание"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование количественных представлений у детей с ЗПР
Формируя количественные представления у детей с ЗПР соблюдаем последовательность в усложнении материала и комплексный подход к решению простейших задач.
- Знакомство с числами до 10
- Знакомство с увеличением и уменьшением числа на 1
- Совершенствование умений сравнивать числа
- Усвоение образования и порядка следования чисел в пределах 10
- Знакомство детей со сложением и вычитанием в пределах 10 и решением арифметических задач
- ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ 10 И
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЗНАКОМ ЦИФРОЙ.
- На основе сравнения множеств путём попарного соотнесения элементов
детям показываем принцип образования чисел. Одновременно с показом образования числа знакомим с цифрами от 0 до 9
ИГРА «Математическое лото»
- Пересчитывая количество предметов на карточке называем число, а затем показываем какой цифрой записывается
Знакомя с цифрой проводим ИГРУ «Какой цифры не стало»
Раскладываем карточки с цифрами, дети закрывают глаза, одна цифра убирается. Дети должны назвать какой цифры не стало. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему.
ИГРА «Пройди по кочкам»
Дети должны не только пройти по кочкам, но и назвать все цифры от 1 до 10.
ИГРЫ С МЯЧОМ. «Назови соседей числа», «Кто знает, тот дальше считает»
Для закрепления цифр используются различные обследовательские действия: «Обведи пальцем»
«Штриховка»
«Лепка»
Выкладывание с помощью палочек
- Когда дети познакомятся со всеми цифрами предлагаем игру «ДОМИНО» на закрепление знаний детей о цифре.
- Знакомство с увеличением и уменьшением чисел на 1.
- формирование умения сравнивать числа
Дети совершенствуют все известные способы сравнения групп предметов:
- Наложением
- Приложением
- Составлением групп пар
- Соединением предметов линиями
Например: сравниваем две группы предметов, находящихся одна под другой; листочки и пуговицы. Ребёнок пересчитывает их, выясняет, что листочков больше (5) чем пуговиц (4). Следовательно: 4 меньше 5ти, а 5 больше 4х.
Сравнивая две группы предметов, важно показать зависимость, 4 всегда меньше 5 , а 5 больше 4х. Необходимо, чтобы ребёнок в речи отражал отношения между последовательными числами. На конкретном материале дети учатся делать из равенства неравенство, и наоборот, из неравенства равенство.
На верхней полоске - шесть ёлочек, на нижней - пять машин. Сравниваем количество ёлочек и машинок, и выясняем, что ёлочек больше. Что нужно сделать, чтобы стало поровну, по шесть? Как ещё можно сделать, чтобы стало поровну? (Убрать одну ёлочку)
Смысл подобных операций в том, чтобы дети на наглядном материале поняли отношения между последовательными числами: 6 больше 5 на 1, 5 меньше 6 на 1. На основе этого дети познают закономерность числового ряда.
ИГРА « Поймай мяч и назови число больше (меньше) на 1»
Задания на увеличение или уменьшение числа могут быть различными : постучать, подпрыгнуть, подбросить мяч определённое число раз, показать числовую фигурку с количеством кружков на один больше (меньше) названного числа или обозначенного цифрой.
Аналогичное сравнение переносится и на три, четыре числа: 1,2,3 и т.д. Это позволяет формировать представления о направленности ряда чисел, способах образования смежных данному числу. Решению этих задач способствует использование таких приёмов, как числовая лесенка.
Здесь уместно проводить работу по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ» (2 больше 1, но меньше 3)
- Усвоение образования и порядка
следования чисел в пределах 10
Детей учим различать числа по количественному и порядковому значению. Упражнения в счёте в пределах 10 со сменой направления счёта. Считают по порядку слева направо, справа налево, в зависимости от условий, убеждаются, количественный счёт не зависит от направления, а порядковый зависит.
Используем ЧИСЛОВУЮ ЛЕСЕНКУ.
На числовую лесенку ставим машинку, и предлагаем посчитать на какой ступеньке снизу она стоит. Машинка - стоит на 2ой ступеньке снизу. Предлагаем посчитать на какой ступеньке сверху стоит этаже машинка. Машинка - на 4 ступеньке сверху. Приходим к выводу, что порядковый счёт зависит от направления счёта.
При формирование представлений о составе числа из двух меньших –учим раскладывать число на два меньших и получать из двух меньших одно большее. Для этого используем следующие игры «Палочки Кьюзенера», «Юный математик», «Числовые домики» и т.д.
Знакомство с составом числа из двух меньших содействует овладению навыкам решения простых задач на сложение и вычитание.
- ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СЛОЖЕНИЕМ И ВЫЧИТАНИЕМ В ПРЕДЕЛАХ 10, РЕШЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Обучение строится на основе предварительно проведённой работы по усвоению операций с множествами ( объединение частей и удаление части из множества), а также изучения состава числа из единиц и из двух меньших чисел.
В работе с детьми по этому направлению используем следующие игры:
ЧИСЛОВОЙ ПОЕЗД.
Учим детей выполнять арифметическое действие и соотносить результат с количеством предметов.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Дети в уме выполняют арифметическое действие и выкладывают цепочку в виде цветочков.
НАЙДИ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Предлагаем сосчитать предметы и соотнести их с числом цифрой.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ
Используя разноцветные прищепки, воспитатель предлагает детям прикрепить к карточке с арифметическим действием, например, 3+2, соответствующее количество прищепок двух цветов и сосчитать.
ЗАДАЧИ В КАРТИНКАХ
Дети учатся составлять задачи по иллюстрации. Например, на ветке сидело 3 снегиря. К ним прилетел ещё один снегирь. Сколько снегирей стало сидеть на ветке.
Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи. Сколько было снегирей? Сколько прилетело? Больше или меньше стало снегирей после того как один прилетел? И только убедившись в том, что дети заполнили числовые данные задачи и отношения можно приступать к решению задачи.
Важно научить различать две части задачи:
Первая- условие ( о чём говориться в задаче)
Вторая –вопрос ( о чём спрашивается)
Дети должны понимать –для того чтобы ответить на вопрос необходимо решить задачу.
В нашей работе для развития математических представлений у детей мы
используем игры с песком. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету и развивать пространственную ориентацию.
При знакомстве с числами и цифрами, мы считаем предметы и игрушки, находим нужное количество предметов в песке, выкладываем в песок столько игрушек, сколько слышали звуков; рисуем пальчиком на песке цифры и выкладываем по контуру мелким природным материалом; выполняем задание по образцу из бросового материала, где для повторения рисунка, необходимо посчитать количество предметов и определить их цвет.
В игре «НАЙДИ ЦИФРУ» ребёнок ищет и откапывает в песке цифру, называет её, проверяет, нет ли зеркального отображения, и определяет чётное или не чётное это число. Для этого рядом с цифрой ребёнок кладёт нужное количество предметов и делит их по двум сторонам.
Для развития пространственной ориентации, мы используем игры:
«ИДИ ПО ДОРОЖКЕ»
где для того, чтобы дойти до игрушки или откопать в песке сюрприз, надо слушать указания товарища – 5 шагов вверх, 2 шага вправо, 4 шага вверх и т. д. Или взрослый предлагает выбрать ребёнку понравившуюся игрушку и рассказать, какой дорожкой он пойдёт (сколько шагов и в каком направлении он будет делать).
«ПОЛОЖИ,КУДА СКАЖУ»
3 крышки слева, вверху на одну крышку больше, чем слева и т.д. Игра проводится с любым бросовым или природным материалом.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»
игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, 3 квартира или 4 этаж, 4 квартира. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.
«Попробуй, угадай»
ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным,.. Найди, что я спрятала в верхнем левом углу; расскажи, куда ты хочешь положить свою пуговку?
«Выложи узор»
узор выкладывается в любой геометрической фигуре. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету.
«Пройди по дорожке»
дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 4 налево – здесь живёт котик; 4 вверх, 4 налево, 1 вверх, 5 вправо – здесь живёт волк и т.д., но начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
«Вертикаль – горизонталь»
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.
Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.
В результате работы в песке, у детей повышается концентрация внимания, мотивация к математической деятельности, развивается речь, логическое мышление, снимается стресс, снижается уровень нервно-психического напряжения и улучшается эмоциональное состояние.
Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только учитель – дефектолог и воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке. Во время таких игр, дети брали на себя ведущую роль, выбирали игры и обучали игре взрослых, что способствовало формированию доверительных отношений между ними, возникновению совместных положительных эмоций.
Что ведёт к лучшему усвоению математического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...