Перспективный план использования занимательных игр и задач для всестороннего развития детей. (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа) по теме
Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с перспективным планом использования занимательных игр и задач для всестороннего развития ребёнка. Работая в речевой группе длительное время, я столкнулась с тем, что у многих детей неустойчивый интерес к играм и занятиям, нет проявлений инициативы и творчества, слабо развито логическое мышление,смекалка. Дети не могут осуществлять элементарное планирование, получать результат, не владеют приёмами самоконтроля, самопроверки, самооценки. Поэтому я решила использовать занимательные игры, задачи, упражнения для решения этих задач. Занимательные игры интересны детям, эмоционально захватывают их. При составлении перспективного плана особое внимание обратила на разный уровень развития детей. Игры и упражнения расположила в порядке возрастания сложности с широким диапазоном трудностей. В плане все игры распределены по месяцам: на занятиях, в совместной деятельности и самостоятельно( с играми,которые вносятся в уголок занимательной математики), а так же в плане отражена работа с родителями. В примечаниях отмечено то, что с разным уровнем развития детей , решаются различные задачи( I подгруппа- дети с более высоким уровнем развития, а II подгруппа- дети с низким уровнем развития). Надеюсь мой перспективный план пригодится вам для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesyac_2.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план использования занимательных игр и задач математического содержания для всестороннего развития детей (подготовительная группа)
Месяц | Вид деятельности | Игры | Цель | Примечания |
Сентябрь | М О Н И Т О Р И Н Г | |||
Октябрь | НОД 1. I неделя 2 1. II неделя 2 1. III неделя 2. 1. IV неделя 2. | Думай, считай, отгадывай. Упражнение «Дорисуй» | Развивать логическое мышление, смекалку. Развивать воображение, игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу. | I подгруппа- Числа 1,2 II подгруппа- задачи в стихах Нарисуй что-нибудь интересное( дана фигура- круг). |
Думай, считай, отгадывай Упражнение «Дорисуй». | Развивать логическое мышление, смекалку. Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры: круг и овал. | I подгруппа- Числа 3,4,5. Нарисуй что-нибудь интересное( даны круг и овал). | ||
Думай, считай, отгадывай. Чудесный мешочек | Развивать логическое мышление, смекалку. Учить детей описывать знакомые фигуры на основе осязательно-двигательного обследования, развивать умение узнавать фигуры по описанию | I подгр.-числа 6, 7 IIподгр.- загадки | ||
Блоки Дьенеша «Где чей гараж» Сложи квадрат | Развитие умений классифицировать. Развивать умение составлять целое из частей. | Iподгр.-3св-ва IIподгр-2св-ва Iподгр.-СК№12-17 IIподгр.-СК№5-9 | ||
Совместная деятельность | 1.Игры с палочками | Развивать умение представлять возможные изменения в фигуре. | Iподгр.-карточка№1 IIподгр.-карточка№4 | |
2. Сложи узор | Развитие внимания, способности к анализу и синтезу. | Iподгр.-из 9 кубиков IIподгр.-из 4-х кубиков | ||
3. Тетрадь «Математика- это интересно» | Развивать внимание, логическое мышление. Упражнять в счёте. | Iподгр-задание1,2,3. IIподгр.-задание 1( с помощью воспитателя) | ||
4. Упражнение «Дорисуй» | Развитие воображения, игрового замысла. | Даны 2 фигуры-квадрат и треугольник. | ||
Работа с родителями | Сообщение на родительском собрании «Значение занимательных игр и задач для всестороннего развития ребёнка». | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Рамки Монтессори», «Геоконт», «Сложи узор», лабиринты, «Сложи квадрат»(СК№2-15). | ||||
Ноябрь Декабрь Январь Февраль | НОД 1. I неделя. 2 1. II неделя 2 1. IIIнеделя 2. 1. IV неделя 2. | Волшебные фигуры Думай, считай, отгадывай | Развивать фантазию, творчество. Упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, смекалку. | Iподгр.-числа7и8 IIподгр.-задачи в стихах. |
Внимание Что лишнее | Развитие внимания, мелкой моторики. Учить детей самостоятельно проверять и оценивать свою работу. Развитие способности к зрительному анализу, умение доказать выбор. | Карточка №1 | ||
Блоки Дьенеша «Засели домики» Игры с палочками | Развитие классификационных умений Формировать у детей умение обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, ограничивать практические пробы. | Iподгр.-3св-ва IIподгр.-2св-ва Iподгр.-карточка№7 IIподгр.-карточка№8 | ||
Палочки Кюизенера Внимание Сложи узор | Дать детям представление о количественном составе из единиц чисел 6 и 7. Развивать зрительную память, упражнять в ориентировке на плоскости листа. Учить зарисовывать на бумаге в клетку узоры с кубиков. Развивать внимание, мелкую моторику. | Карточка № 2, 3. Iподгр.-9кубиков IIподгр.-4кубика | ||
Совместная деятельность | 1. Уникуб | Развивать пространственное мышление, внимание. | Iподгр.- квадратная площадка из 9 кубиков. IIподгр.- жёлтая квадратная коробка. | |
2. Кубики для всех | Учить мыслить пространственными образами( объёмными фигурами), развивать умение комбинировать. | Iподгр.- КВ-4 IIподгр.- КВ-3 | ||
3. Монгольская игра | Продолжать учить детей составлять фигуры- силуэты. | Iподгр.- по замыслу IIподгр.- по образцу ( расчленённому). | ||
4. Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников» | Упражнять в умении называть соседей числа, развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. | Страница 9. | ||
Работа с родителями | В уголке для родителей выставить новые рабочие тетради для развития внимания, памяти с практическими заданиями. | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Кубики для всех», «Уникуб», «Монгольская игра», «Засели домики» ( блоки Дьенеша). | ||||
НОД 1. I неделя 2. 1. II неделя 2. 1. IIIнеделя 2. 1 IV неделя 2. | Палочки Кюизенера Продолжи ряд Палочки Кюизенера | Дать представления о количественном составе из единиц чисел 8 и 9. Развивать у детей умение осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать. Познакомить детей с составом числа 10 из единиц. | ||
Танграм Игры с палочками | Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру- силуэт, ориентируясь на образец. Продолжать формировать умение обдумывать ходы мысленно, частично решать задачу в уме | Составление фигуры- силуэта зайца. Iподгр.-карточка№8 IIподгр.-карточка№7 | ||
Блоки Дьенеша «Найди недостающую фигуру» Внимание «Угадай-ка» | Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать логическое мышление, зрительное внимание и память. | Карточки№ 1, 2, 3 | ||
Сложи узор Верёвочки Ребусы | Упражнять в зарисовке узора. Развивать внимание, ориентировку на листе бумаги в клетку. Закрепить умение узнавать и правильно называть геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник, называть сходства и различия. Учить отгадывать ребусы, составляя слово из частей. Развивать смекалку, сообразительность. | Iподгр.-9 кубиков IIподгр- 4 кубика Iподгр.- 7Я; С3Ж | ||
Совместная деятельность | 1. Танграм | Упражнять детей в умении самостоятельно составлять новые геометрические фигуры из имеющихся, зарисовать их в тетрадь. | ||
2. Упражнение «Найди фигуры» | Активизировать умственную активность, развивать внимание. | Карточка № 2,3,4. | ||
3. Сложи узор | Развивать воображение, умение самостоятельно составлять узор, зарисовывать в тетрадь. | Iподгр.- придумать и составить узор из 9 кубиков | ||
Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику. | Страница 10. | ||
Работа с родителями | Папка с описанием игры «Танграм»: как можно сделать игру, как играть. Образцы фигур- силуэтов. | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Танграм», «Найди фигуры», «Удивительный квадрат», «Геоконт»( К№3), «Чем отличаются рисунки», новые лабиринты. | ||||
НОД I неделя 1. II неделя. 2. 1. III неделя 2. 1.. IV неделя 2. | К А Н И К У Л Ы | |||
Какой фигуры не хватает Игры с палочками | Учить на основе зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую фигуру, упражнять детей в доказательстве решения. Упражнять детей в умении обдумывать ходы мысленно, частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы. | Карточки с 2-3 признаками отличия. Iподгр.- карточка№9 IIподгр.-карточка№8 | ||
Блоки Дьенеша «Помоги фигурам выбраться из леса» Танграм Внимание | Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Учить детей самостоятельно провести анализ фигуры и составить её ( фигура – силуэт журавля) Развивать зрительную память, мелкую моторику.. | Iподгр. – 2 свойства IIподгр.- 1 свойство Iподгр.- сам-но IIподгр.- с помощью воспитателя Карточки № 4,5 | ||
Игра головоломка «Пифагор» Сложи узор | Знакомство с новой игрой. Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки, сообразительности. Развивать внимание, воображение. Упражнять в умении зарисовывать узор в тетради. | Iподгр.- 16 кубиков (самостоятельно) IIподгр.- по образцам из 16 кубиков | ||
Совместная деятельность | 1. Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников» | Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику. | ||
2. Загадки в стихах | Развивать смекалку, сообразительность. Упражнять в счёте, в умении выполнять действия сложения и вычитания. | I подгр. – числа 6-10 II подгр – числа 1-5 | ||
3. Блоки Дьенеша «Выращивание дерева» | Упражнять детей в умении выполнять правила (алгоритмы), которые предписывают выполнение практических действий в определённой последовательности. | |||
4. Танграм | Учить самостоятельно анализировать и составлять фигуру-силуэт (по расчленённому образцу) кенгуру. | Iподгр.- самостоятельно IIподгр.-с помощью воспитателя | ||
Работа с родителями | Беседа- консультация: какие игры ещё можно сделать на воссоздание фигур-силуэтов. Показать листы с образцами фигур- силуэтов: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». | |||
В уголок занимательной математики внести игры: головоломка «Пифагор», схемы (алгоритмы) для выращивания дерева, «Пифагор», «Соедини по точкам», «Математический планшет», | ||||
НОД 1. I неделя 2. 1. II неделя 2. 1. III неделя 2. 1. IV неделя 2 . | Реши головоломку Какой фигуры не хватает | Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, логического мышления. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность. Упражнять в доказательстве решения. | Iподгр. – на игровом поле, расчерченном на 16 квадратов, передвигая карточки(16 карточек по 4 на каждый предмет), дети решают головоломку. Iподгр. – 3 признака отличия IIподгр. – 2 признака отличия | |
Блоки Дьенеша «Загадки без слов» Волшебный круг | Развивать умение расшифровывать ( декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств предметов по их знаково-символическим обозначениям. Рассмотреть элементы игры, отобрать одинаковые по размеру, форме детали, воссоздать круг. | Iподгр.- самостоятельно IIподгр. – по образцу I подгр. – сам-но II подгр. – по образцу | ||
Танграм Игры с палочками | Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. Упражнять в преобразовании фигур путём перекладывания палочек. | I подгр. – сам-но II подгр. – с помощью воспитателя Iподгр.- карточка №20 IIподгр. – карточка№15 | ||
Конкурс КВН а)разминка:задачи(из книги Волиной «Праздник числа») б) конкурс капитанов: «соедини по точкам» в) чьи фигуры быстрее выйдут из леса г) домашнее задание: задачи шутки( команды друг другу задают по 2 задачи) д) кто скорее соберёт фигуру-силуэт «домик» Занимательный диктант | Развивать умственную активность детей. Упражнять в умении осуществлять предположительный зрительно- мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (работа всей команды). Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение работать в коллективе. Учить детей выполнять задание на бумаге в клетку под диктовку. Упражнять в ориентировке. | I подгр.- буква П II подгр. - квадрат | ||
Совместная деятельность | 1. Реши головоломку | Развивать умение анализировать, ориентироваться на плоскости. | На игровом поле из 9 квадратов разложить 9 карточек( по 3 на каждый предмет) | |
2. Головоломка «Пифагор» | Упражнять в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически. | I подгр. – сам-но II подгр. –с помощью воспитателя | ||
3. Рабочая тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников» | Развивать логическое мышление, мелкую моторику. | |||
4. Блоки Дьенеша Где спрятался Мишка» | Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать её. | Iподгр. – 3 св-ва IIподгр. – 2 св-ва | ||
Работа с родителями | Беседы – консультации о решении головоломок на игровом поле из 16 квадратов. | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Реши головоломку», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», блоки Дьенеша: «Загадки без слов», «Зачеркни лишнее», «Угадай фигуру»; карточки для занимательных диктантов, «Математический планшет». | ||||
Март | НОД 1. I неделя 2. 1. II неделя 2. 1. III неделя 2. 1. IV неделя 2. | Чем отличается одна группа фигур от другой Какой фигуры не хватает Внимание- угадайка | Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из обеих групп, обоснование найденного решения. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику. | Iподгр.- карточка № 1 IIподгр.-карточка№12 Карточки №4,5,6 |
Блоки Дьенеша «Построй дом Игры с палочками | Развитие логического мышления, внимания. Продолжать учить детей решать задачи путём сочетания практических и мыслительных проб, с обоснованием, выражением в речи хода решения. | 3 свойства Карточка №24 | ||
Занимательный диктпнт Внимание | Развивать графические навыки, упражнять в ориентировке при движении в заданном направлении. Упражнять в чтении рисунка от заданной точки. Развивать внимание, зрителную память, мелкую моторику, самоконтроль. | Iподгр. – буква «Г» IIподгр. – машина I подгруппа Карточка №6 | ||
Сложи узор Ребусы | Развивать внимание, ориентировку. Упражнять в зарисовке. Развивать смекалку, сообразительность. | Iподгр.- сложи гласные буквы (сам-но) IIподгр.-из 16 кубиков «Красный крест» | ||
Совместная деятельность | 1. Занимательный диктант | Учить находить исходную точку, упражнять в ориентировке. | ||
2. «Составь фигуру» | Используя игры (на выбор) придумать и сложить фигуру- силуэт, зарисовать в тетрадь. | |||
3. Алгоритмы | Учить детей пользоваться схемами движения. | I подгруппа | ||
4. Палочки Кюизенера «Составь ковёр» | Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки. | |||
Работа с родителями | Внести в уголок для родителей книги- тесты «Готов ли ваш ребёнок к школе». | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Сложи узор»( серия СУГ), блоки Дьенеша «Построй дом», «Внимание- угадайка» (карточки №4,5,6), «Внимание» (карточка № 6), новые лабиринты, «Кубики для всей семьи». | ||||
Апрель | 1. НОД I неделя 2. 1. II неделя 2. 1. III неделя 2. 1. IV неделя 2. | Блоки Дьенеша «Игра с одним обручем» Пентамино | Формирование понятия об отрицании некоторого свойства предмета. Познакомить с частями игры, со способами присоединения одной части к другой. | |
Алгоритмы Чем отличается одна группа фигур от другой | Упражнять в ориентировке. Учить детей выполнять ход по схеме. Упражнять в последовательном анализе, в умении обосновывать найденное решение. | I подгруппа Iподгр.- самостоятельно II подгр. – с помощью воспитателя | ||
Сложи фигуру Игры с палочками Блоки Дьенеша «Игра с двумя обручами Реши головоломку | Развивать воображение, творчество, умение самостоятельно составлять фигуру- силуэт, зарисовка в тетрадь. Развивать умение планировать в уме полный или частичный ход решения, высказывать предположения. Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по 2 свойствам. Развивать логическое мышление, внимание, память. | Использовать игры трансформирования. 3 разные фигуры расположить в 6-ти рядах так, чтобы в каждом ряду они были расположены по разному. | ||
Совместная деятельность | 1. Пентамино | Развивать образное мышление, конструктивные способности, практические и умственные действия. | ||
2. Сложи узор | Развивать сообразительность, внимание, смекалку, конструктивные умения. | Iподгр.- серия СУг II подгр- серия СУв | ||
3. Палочки Кюизенера | Закрепить знания о составе числа из двух меньших чисел, умение узнавать и правильно называть и писать знаки +, -, =. | |||
4. Книга «20 – много или мало?» (страница 10) | Упражнять в счёте двойками, в сравнении чисел в пределах 20. | |||
Работа с родителями | Беседы-консультации о значении занимательных диктантов, как правильно диктовать рисунок. | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Пентамино», алгоритмы, новые лабиринты, «Сложи узор» ( серия СУд ). | ||||
Май | НОД 1. I неделя 2. 1. II неделя 2. 1. III неделя 2. 1. IV неделя 2. | Игры с тремя обручами Занимательный диктант | Классификация по трём признакам. Познакомить детей с правилом расположения фигур. Упражнять в умении ориентироваться при движении в заданном направлении, развивать графические навыки. Упражнять в чтении рисунка от заданной точки. | Iподгр.- собака IIподгр.- пистолет I подгруппа |
Фабрика Танграм | Формирование представления о действии и о композиции (последовательном выполнении) действий. Упражнять детей в умении составлять фигуру- силуэт по замыслу, зарисовывать в тетрадь. | Iподгр.- 2, 3 машины IIподгр.- 1 машина | ||
Чудо-мешочек Чем одна группа фигур отличается от другой | Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта), подготовка к восприятию вероятности, решение соответствующих задач. Упражнять в самостоятельном решении задач, доказательстве правильности или ошибочности решения. | Опыт по выниманию одного, двух кружков. I подгр.- карта №4 II подгр.- карта №1 | ||
Головоломка «Пифагор» Путешествие в страну математики | Развивать воображение, смекалку, сообразительность, творчество. | Итоговое занятие. | ||
Совместная деятельность | 1. Вычислительная машина (1) | Формирование навыков устных вычислений, создание предпосылок для подготовки к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок- схема, вычислительные машины. | I подгруппа | |
2. Фабрика | Формирование представлений о действии и о композиции. | II подгр. – 2-ая и 3-ья машины | ||
3. Чудо- мешочек | Формирование представлений о случайных и достоверных событиях. | Опыт по выниманию трёх кружков | ||
4. Внимание | Развивать зрительную память, самоконтроль. | I подгр.- запомнить 3 рисунка II подгр.- запомнить 2 рисунка. | ||
5. Сложи узор | Развивать сообразительность, смекалку, конструктивные умения. | I подгр.- придумай что-нибудь интересное II подгр.- серия СУг | ||
Работа с родителями | Собрание на тему: «Подведение итогов за учебный год. Готовность к школе» | |||
В уголок занимательной математики внести игры: «Фабрика», «Вычислительная машина», «Сложи узор», «Чем одна группа фигур отличается от другой».Открыть «Копилку»: использовать в играх карточки с рисунками, которые придумали дети. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
Перспективный план по физическому развитию детей подготовительной группы
Перспективный план на год...
Развитие детей подготовительной группы в игровой деятельности (Перспективный план)
Для воспитателей детских садов...
Развитие детей подготовительной группы в игровой деятельности (Перспективный план)
Для воспитателей детского сада...
План работы по самообразованию : "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей
Цель, перспективный план работы, литература...
Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач «Приобщение к искусству» в старшей группе
Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач«Приобщение к искусству» в старшей группе...
Комментарии
Перспективный план.
Очень понравилось Ваше перспективное планирование. Взяла себе на заметку математические игры.