Перспективный план использования занимательных игр и задач для всестороннего развития детей. (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа) по теме

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с перспективным планом использования занимательных игр и задач для всестороннего развития ребёнка. Работая в речевой группе длительное время, я столкнулась с тем, что у многих детей неустойчивый интерес к играм и занятиям, нет проявлений инициативы и творчества, слабо развито логическое мышление,смекалка. Дети не могут осуществлять элементарное планирование, получать результат, не владеют приёмами самоконтроля, самопроверки, самооценки. Поэтому я решила использовать занимательные игры, задачи, упражнения для решения этих задач. Занимательные игры интересны детям, эмоционально захватывают их. При составлении перспективного плана особое внимание обратила на разный уровень развития детей. Игры и упражнения расположила в порядке возрастания сложности с широким диапазоном трудностей. В плане все игры распределены по месяцам: на занятиях, в совместной деятельности и самостоятельно( с играми,которые вносятся в уголок занимательной математики), а так же в плане отражена работа с родителями. В примечаниях отмечено то, что с разным уровнем развития детей , решаются различные задачи( I подгруппа- дети с более высоким уровнем развития, а II подгруппа- дети с низким уровнем развития). Надеюсь мой перспективный план пригодится вам для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesyac_2.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план использования занимательных игр и задач математического содержания для всестороннего развития детей (подготовительная группа)

Месяц

Вид деятельности

       Игры

                   Цель

Примечания

Сентябрь

М  О  Н  И  Т  О  Р  И  Н  Г

Октябрь

НОД          1.  

I неделя



                  2



                 

                    1.

II неделя

                    2




                   1.


III неделя

                   2.





                   1.


IV неделя

                   2.

Думай, считай, отгадывай.



Упражнение «Дорисуй»

Развивать логическое мышление, смекалку.



Развивать воображение, игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу.

I подгруппа-

Числа 1,2

II подгруппа- задачи в стихах

Нарисуй что-нибудь интересное( дана фигура- круг).

Думай, считай, отгадывай


Упражнение «Дорисуй».

Развивать логическое мышление, смекалку.


Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры: круг и овал.

I подгруппа-

 Числа 3,4,5.


Нарисуй что-нибудь интересное( даны круг и овал).

Думай, считай, отгадывай.


Чудесный мешочек

Развивать логическое мышление, смекалку.


Учить детей описывать знакомые фигуры на основе осязательно-двигательного обследования, развивать умение узнавать фигуры по описанию

I подгр.-числа 6, 7

IIподгр.- загадки

Блоки Дьенеша

«Где чей гараж»


Сложи квадрат

Развитие умений классифицировать.


Развивать умение составлять целое из частей.

Iподгр.-3св-ва

IIподгр-2св-ва


Iподгр.-СК№12-17

IIподгр.-СК№5-9

Совместная деятельность


1.Игры с палочками

Развивать умение представлять возможные изменения в фигуре.

Iподгр.-карточка№1

IIподгр.-карточка№4

2. Сложи узор

Развитие внимания, способности к анализу и синтезу.

Iподгр.-из 9 кубиков

IIподгр.-из 4-х кубиков

3. Тетрадь «Математика- это интересно»

Развивать внимание, логическое мышление. Упражнять в счёте.

Iподгр-задание1,2,3.

IIподгр.-задание 1( с помощью воспитателя)

4. Упражнение «Дорисуй»

Развитие воображения, игрового замысла.

Даны 2 фигуры-квадрат и треугольник.

Работа с родителями

Сообщение на родительском собрании «Значение занимательных игр и задач для всестороннего развития ребёнка».

В уголок занимательной математики внести игры: «Рамки Монтессори», «Геоконт», «Сложи узор», лабиринты, «Сложи квадрат»(СК№2-15).

Ноябрь




















































Декабрь





















































Январь






















































Февраль










































































НОД           1.


I неделя.


                   2



                   1.


II неделя


                   2



                  1.


IIIнеделя

                  2.




                   

                   1.

IV неделя




                   2.

Волшебные фигуры



Думай, считай, отгадывай

Развивать фантазию, творчество.

Упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры.

Развивать логическое мышление, смекалку.





Iподгр.-числа7и8

IIподгр.-задачи в стихах.

Внимание




Что лишнее

Развитие внимания, мелкой моторики. Учить детей самостоятельно проверять и оценивать свою работу.

Развитие способности к зрительному анализу, умение доказать выбор.

Карточка №1

Блоки Дьенеша «Засели домики»


Игры с палочками

Развитие классификационных умений


Формировать у детей умение обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Iподгр.-3св-ва

IIподгр.-2св-ва


Iподгр.-карточка№7

IIподгр.-карточка№8

Палочки Кюизенера


Внимание



Сложи узор

Дать детям представление о количественном составе из единиц чисел 6 и 7.

Развивать зрительную память, упражнять в ориентировке на плоскости листа.

Учить зарисовывать на бумаге в клетку узоры с кубиков. Развивать внимание, мелкую моторику.




Карточка № 2, 3.



Iподгр.-9кубиков

IIподгр.-4кубика

Совместная деятельность














1. Уникуб

Развивать пространственное мышление, внимание.

Iподгр.- квадратная площадка из 9 кубиков.

IIподгр.- жёлтая квадратная коробка.

2. Кубики для всех

Учить мыслить пространственными образами( объёмными фигурами), развивать умение комбинировать.

Iподгр.- КВ-4

IIподгр.- КВ-3

3. Монгольская игра

Продолжать учить детей составлять фигуры- силуэты.

Iподгр.- по замыслу

IIподгр.- по образцу

( расчленённому).

4. Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников»

Упражнять в умении называть соседей числа, развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.


Страница 9.

Работа с родителями

В уголке для родителей выставить новые рабочие тетради для развития внимания, памяти с практическими заданиями.

В уголок занимательной математики внести игры: «Кубики для всех», «Уникуб», «Монгольская игра», «Засели домики» ( блоки Дьенеша).

НОД           1.



I неделя




                   2.


                   1.


II неделя


                   2.



             

                   1.


IIIнеделя


                   2.


                   1

IV неделя


                   2.







Палочки Кюизенера


Продолжи ряд




Палочки Кюизенера

Дать представления о количественном составе из единиц чисел 8 и 9.

Развивать у детей умение осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать.

Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.

  Танграм




Игры с палочками

Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру- силуэт, ориентируясь на образец.

Продолжать формировать умение обдумывать ходы мысленно, частично решать задачу в уме

Составление фигуры- силуэта зайца.



Iподгр.-карточка№8

IIподгр.-карточка№7

Блоки Дьенеша

«Найди недостающую фигуру»

Внимание

«Угадай-ка»

Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.


Развивать логическое мышление, зрительное внимание и память.





Карточки№ 1, 2, 3

Сложи узор



Верёвочки




Ребусы

Упражнять в зарисовке узора. Развивать внимание, ориентировку на листе бумаги в клетку.

Закрепить умение узнавать и правильно называть геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник, называть сходства и различия.

Учить отгадывать ребусы, составляя слово из частей. Развивать смекалку, сообразительность.

Iподгр.-9 кубиков

IIподгр- 4 кубика






Iподгр.- 7Я; С3Ж

Совместная деятельность



1. Танграм




Упражнять детей в умении самостоятельно составлять новые геометрические фигуры из имеющихся, зарисовать их в тетрадь.

2. Упражнение «Найди фигуры»

Активизировать умственную активность, развивать внимание.

Карточка № 2,3,4.

3. Сложи узор

Развивать воображение, умение самостоятельно составлять узор, зарисовывать в тетрадь.

Iподгр.- придумать и составить узор из 9 кубиков

Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников»

Развивать зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Страница 10.

Работа с родителями

Папка с описанием игры «Танграм»: как можно сделать игру, как играть. Образцы фигур- силуэтов.

В уголок занимательной математики внести игры: «Танграм», «Найди фигуры», «Удивительный квадрат», «Геоконт»( К№3), «Чем отличаются рисунки», новые лабиринты.

НОД

I неделя


                    1.



II неделя.

                    2.





                   1.


III неделя


                    2.



                   



                  1..


IV неделя


                   2.


                                К   А   Н   И   К   У   Л   Ы  

Какой фигуры не хватает



Игры с палочками

Учить на основе зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую фигуру, упражнять детей в доказательстве решения.

Упражнять детей в умении обдумывать ходы мысленно, частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Карточки с 2-3 признаками отличия.



Iподгр.- карточка№9

IIподгр.-карточка№8

Блоки Дьенеша «Помоги фигурам выбраться из леса»

 

 Танграм




Внимание

Развивать логическое мышление, умение рассуждать.



Учить детей самостоятельно провести анализ фигуры и составить её ( фигура – силуэт журавля)

Развивать зрительную память, мелкую моторику..

Iподгр. – 2 свойства

IIподгр.- 1 свойство



Iподгр.-  сам-но

IIподгр.- с помощью воспитателя


Карточки № 4,5

Игра головоломка «Пифагор»




Сложи узор

Знакомство с новой игрой. Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки, сообразительности.

Развивать внимание, воображение. Упражнять в умении зарисовывать узор в тетради.






Iподгр.- 16 кубиков (самостоятельно)

IIподгр.- по образцам из 16 кубиков

Совместная деятельность

1. Тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников»

Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.

2. Загадки в стихах

Развивать смекалку, сообразительность. Упражнять в счёте, в умении выполнять действия сложения и вычитания.

I подгр. – числа 6-10

II подгр – числа 1-5

3. Блоки Дьенеша «Выращивание дерева»

Упражнять детей в умении выполнять правила (алгоритмы), которые предписывают выполнение практических действий в определённой последовательности.

4. Танграм

Учить самостоятельно анализировать и составлять фигуру-силуэт (по расчленённому образцу) кенгуру.

Iподгр.- самостоятельно

IIподгр.-с помощью воспитателя

Работа с родителями

Беседа- консультация: какие игры ещё можно сделать на воссоздание фигур-силуэтов. Показать листы с образцами фигур- силуэтов: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».

В уголок занимательной математики внести игры: головоломка «Пифагор», схемы (алгоритмы) для выращивания дерева, «Пифагор», «Соедини по точкам», «Математический планшет»,

   НОД        1.

   


I неделя




                   2.




                   

                    1.



II неделя



                   2.



                   1.


III неделя


                   2.


                   


                   1.








IV неделя










                   2


.

Реши головоломку







Какой фигуры не хватает

Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, логического мышления.





Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность. Упражнять в доказательстве решения.

Iподгр. – на игровом поле,  расчерченном на 16 квадратов, передвигая карточки(16 карточек по 4 на каждый предмет), дети решают головоломку.

Iподгр. – 3 признака отличия

IIподгр. – 2 признака отличия

Блоки Дьенеша «Загадки без слов»





Волшебный круг

Развивать умение расшифровывать ( декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Рассмотреть элементы игры, отобрать одинаковые по размеру, форме детали, воссоздать круг.

Iподгр.- самостоятельно

IIподгр. – по образцу




I подгр. – сам-но

II подгр. – по образцу

   Танграм




Игры с палочками

Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

Упражнять в преобразовании фигур путём перекладывания палочек.

I подгр. – сам-но

II подгр. – с помощью воспитателя


Iподгр.- карточка №20

IIподгр. – карточка№15

Конкурс КВН       а)разминка:задачи(из книги Волиной «Праздник числа») б) конкурс капитанов: «соедини по точкам»

 в) чьи фигуры быстрее выйдут из леса

 г) домашнее задание: задачи шутки( команды друг другу задают по 2 задачи)

 д) кто скорее соберёт фигуру-силуэт «домик»

Занимательный диктант

Развивать умственную активность детей. Упражнять в умении осуществлять предположительный зрительно- мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (работа всей команды). Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение работать в коллективе.








Учить детей выполнять задание на бумаге в клетку под диктовку. Упражнять в ориентировке.



















I подгр.- буква П

II подгр. - квадрат

Совместная деятельность

1. Реши головоломку

Развивать умение анализировать, ориентироваться на плоскости.

На игровом поле из 9 квадратов разложить 9 карточек( по 3 на каждый предмет)

2. Головоломка «Пифагор»

Упражнять в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически.

I подгр. – сам-но

II подгр. –с помощью воспитателя

3. Рабочая тетрадь «Весёлые задачки для маленьких умников»

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

4. Блоки Дьенеша Где спрятался Мишка»

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать её.

Iподгр. – 3 св-ва

IIподгр. – 2 св-ва

Работа с родителями

Беседы – консультации о решении головоломок на игровом поле из 16 квадратов.

В уголок занимательной математики внести игры: «Реши головоломку», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», блоки Дьенеша: «Загадки без слов», «Зачеркни лишнее», «Угадай фигуру»; карточки для занимательных диктантов, «Математический планшет».


Март
















































     НОД      1.





I неделя



                   2.



                   

                    1.

II неделя

                    2.





                    1.



III неделя



                    2.



                    1.


IV неделя


                    2.

Чем отличается одна группа фигур от другой




Какой фигуры не хватает

Внимание- угадайка

Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из обеих групп, обоснование найденного решения.

Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Iподгр.- карточка № 1






IIподгр.-карточка№12


Карточки №4,5,6

Блоки Дьенеша «Построй дом

Игры с палочками

Развитие логического мышления, внимания.

Продолжать учить детей решать задачи путём сочетания практических и мыслительных проб, с обоснованием, выражением в речи хода решения.

3 свойства


Карточка №24

Занимательный диктпнт





  Внимание

Развивать графические навыки, упражнять в ориентировке при движении в заданном направлении.

Упражнять в чтении рисунка от заданной точки.

Развивать внимание, зрителную память, мелкую моторику, самоконтроль.

Iподгр. – буква «Г»

IIподгр. – машина



I подгруппа


Карточка №6

Сложи узор




  Ребусы

Развивать внимание, ориентировку.

Упражнять в зарисовке.


Развивать смекалку, сообразительность.

Iподгр.- сложи гласные буквы (сам-но)

IIподгр.-из 16 кубиков «Красный крест»

Совместная деятельность

1. Занимательный диктант

Учить находить исходную точку, упражнять в ориентировке.

2. «Составь фигуру»

Используя игры (на выбор) придумать и сложить фигуру- силуэт, зарисовать в тетрадь.

3. Алгоритмы

Учить детей пользоваться схемами движения.

I подгруппа

4. Палочки Кюизенера «Составь ковёр»

Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки.

Работа с родителями

Внести в уголок для родителей книги- тесты «Готов ли ваш ребёнок к школе».

В уголок занимательной математики внести игры: «Сложи узор»( серия СУГ), блоки Дьенеша «Построй дом», «Внимание- угадайка» (карточки №4,5,6), «Внимание» (карточка № 6), новые лабиринты, «Кубики для всей семьи».


 Апрель

                    1.

   НОД

I неделя

                    2.



                    1.

II неделя

                    2.



                   

                    1.



III неделя


                    2.





                  1.


IV неделя


                   2.


                   


Блоки Дьенеша «Игра с одним обручем»

Пентамино

Формирование понятия об отрицании некоторого свойства предмета.

Познакомить с частями игры, со способами присоединения одной части к другой.

Алгоритмы


Чем отличается одна группа фигур от другой

Упражнять в ориентировке. Учить детей выполнять ход по схеме.

Упражнять в последовательном анализе, в умении обосновывать найденное решение.

I подгруппа


Iподгр.- самостоятельно

II подгр. – с помощью воспитателя


Сложи фигуру





Игры с палочками




Блоки Дьенеша «Игра с двумя обручами



Реши головоломку

Развивать воображение, творчество, умение самостоятельно составлять фигуру- силуэт, зарисовка в тетрадь.

Развивать умение планировать в уме полный или частичный ход решения, высказывать предположения.


Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по 2 свойствам.


Развивать логическое мышление, внимание, память.

Использовать игры трансформирования.













3 разные фигуры расположить в 6-ти рядах так, чтобы в каждом ряду они были расположены по разному.

Совместная деятельность

1. Пентамино



Развивать образное мышление, конструктивные способности, практические и умственные действия.




2. Сложи узор

Развивать сообразительность, внимание, смекалку, конструктивные умения.

Iподгр.- серия СУг

II подгр- серия СУв

3. Палочки Кюизенера



Закрепить знания о составе числа из двух меньших чисел, умение узнавать и правильно называть и писать знаки +, -, =.

4. Книга «20 – много или мало?»

(страница 10)

Упражнять в счёте двойками, в сравнении чисел в пределах 20.

Работа с родителями

Беседы-консультации о значении занимательных диктантов, как правильно диктовать рисунок.

В уголок занимательной математики внести игры: «Пентамино», алгоритмы, новые лабиринты,

«Сложи узор» ( серия СУд ).

Май

НОД           1.

I неделя


                   2.






                   1.


II неделя


                   2.



                   1.



III неделя



                   2.




                    1.

IV неделя


                    2.

Игры с тремя обручами


Занимательный диктант

Классификация по трём признакам. Познакомить детей с правилом расположения фигур.

Упражнять в умении ориентироваться при движении в заданном направлении, развивать графические навыки. Упражнять в чтении рисунка от заданной точки.




Iподгр.- собака

IIподгр.- пистолет


I подгруппа

Фабрика




Танграм

Формирование представления о действии и о композиции (последовательном выполнении) действий.

Упражнять детей в умении составлять фигуру- силуэт по замыслу, зарисовывать в тетрадь.

Iподгр.- 2, 3 машины

IIподгр.- 1 машина

Чудо-мешочек






Чем одна группа фигур отличается от другой

Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта), подготовка к восприятию вероятности, решение соответствующих задач.

Упражнять в самостоятельном решении задач, доказательстве правильности или ошибочности решения.

Опыт по выниманию одного, двух кружков.





I подгр.- карта №4

II подгр.- карта №1

Головоломка «Пифагор»


Путешествие в страну математики

Развивать воображение, смекалку, сообразительность, творчество.





Итоговое занятие.

Совместная деятельность

1. Вычислительная машина (1)

Формирование навыков устных вычислений, создание предпосылок для подготовки к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок- схема, вычислительные машины.

I подгруппа

2. Фабрика

Формирование представлений о действии и о композиции.

II подгр. – 2-ая и 3-ья машины

3. Чудо- мешочек

Формирование представлений о случайных и достоверных событиях.

Опыт по выниманию трёх кружков

4. Внимание

Развивать зрительную память, самоконтроль.

I подгр.- запомнить 3 рисунка

II подгр.- запомнить 2 рисунка.

5. Сложи узор

Развивать сообразительность, смекалку, конструктивные умения.

I подгр.- придумай что-нибудь интересное

II подгр.- серия СУг

Работа с родителями

Собрание на тему: «Подведение итогов за учебный год. Готовность к школе»

 В уголок занимательной математики внести игры: «Фабрика», «Вычислительная машина», «Сложи узор», «Чем одна группа фигур отличается от другой».Открыть «Копилку»: использовать в играх карточки с рисунками, которые придумали дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач «Приобщение к искусству» в старшей группе

Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач«Приобщение к искусству» в старшей группе...


 

Комментарии

Дмитриева Ирина Владимировна

Очень понравилось Ваше перспективное планирование. Взяла себе на заметку математические игры.