Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ
статья по математике (старшая группа) на тему
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорошо освоили, то в дошкольных учреждениях воспитатели тоже привыкают к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_femp_i_ikt.docx | 377.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Актанышский муниципальный район
Формирование у детей дошкольного возраста
элементарных математических представлений
посредством развивающих игр и ИКТ
Воспитатель : Галимова Рима Николаевна
2015 г.
Огромные научно-технические сдвиги, которые произошли в жизни человеческого общества за последние десятилетия, диктуют необходимость умственного развития человека, формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в пункте 2.1 говорится: «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта, среди которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Поиск привел к предположению, что формирование логического мышления у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если систематически применять развивающие игры как средство обучения в процессе математического развития.
Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих компьютерных игр при развитии математических представлений у детей дошкольников возраста
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать систему мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих и компьютерных игр.
3. Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
средства позволяют включить в процесс воспитания и звук, и действия, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием.
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорошо освоили, то в дошкольных учреждениях воспитатели тоже привыкают к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе. Большинство воспитателей привыкло проводить традиционные занятия с детьми, тогда как использование компьютера позволяет сделать занятия более современными, нетрадиционными. Однако ДОУ не может оставаться в стороне, являясь носителем знаний и культуры. Воспитатели должны стремиться повышать эффективность образовательного процесса воспитанников. Именно развитие этой образовательной области является одним из приоритетов, государственных документов об образовании. Рассмотрим возможности проведения современных занятий с использованием ИКТ в ДОУ подробнее.
Использование в процессе обучения дошкольников ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из способов сделать занятие современным и нетрадиционным и позволяет существенно повысить качество предлагаемой детям информации. Информатизация системы образования постепенно предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности
Современный воспитатель должен не только сам уметь хорошо владеть компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и уметь разнообразить с их помощью занятия детей, активно использовать их в своей педагогической деятельности. Только педагог, который с радостью познает сам что-то новое и привносит это в свою работу, умело сочетает традиционные и современные методы обучения, может стать по-настоящему интересным детям и проводить занятия не только познавательно, но и с увлечением. Именно такой педагог сможет воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка.
Призвание воспитателя стать для ребенка проводником в мир новых технологий, познакомить со всеми образовательными технологиями.
Целью работы при использовании ИКТ в дошкольных учреждениях, является, повышение качества образования через активное использование традиционных и современных методов обучения в воспитательно-образовательном процессе.
Задачами воспитателя при разработке современного занятия с использованием информационно-компьютерных технологий являются:
• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
• подготовка банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
• создание комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которая гармонично сочетает традиционные и современные занятия с детьми.
Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Проведение нетрадиционных занятий в ДОУ с использованием ИКТ имеет множество преимуществ:
• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет:
• расширить возможности педагога;
• повысить качество образования детей;
• повысить качество демонстрационных материалов-иллюстраций;
• использовать показ видеофрагментов;
• экономить время на занятиях за счет высокой скорости обновления дидактического материала;
• развивать творческие способности детей;
• компактно хранить большие объемы информации;
• легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме;
• представлять детям информацию сразу в нескольких видах (звуковую, визуализированную) .
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером на занятиях с дошкольниками является проведение медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций. При проведении ОД с детьми я стремлюсь максимально использовать возможности презентаций, поскольку они позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Проведение традиционных занятий и современных с использованием ИКТ позволило мне сделать вывод, что на занятиях современного типа у детей существенно повышается интерес к представленной информации, лучше развивается память, словесно-логическое мышление. Кроме того, за отведенное для занятий время, дети получают больший объем информации в более наглядном виде.
Однако, несмотря на множество преимуществ, которые дает использование ИКТ на занятиях с детьми, необходимо учитывать множество факторов:
- «общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя;
- для проведения фронтальных занятий необходимо использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2-, 5 метра;
- не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Таким образом, в процессе работы, я смогла сделать вывод, что проведение нетрадиционных занятий в ДОУ и в частности занятий с использованием ИКТ и развивающих игр ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. Однако следует помнить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Приложение 1
План игры «Игра – логика»
Задачи:
Образовательные:
1.Учить решать задачи на сложение и вычитание.
2.Уметь самостоятельно находить закономерность по признакам, найти нарушение закономерности.
3.Учить анализировать.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки у детей: умение работать группой.
2.Воспитывать усидчивость.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.
2.Развивать внимание.
Материал: кружки, набор игры «Учимся считать».
Ход игры:
- Игра «Башни»
- Какая башня лишняя? Почему?
- В какой башне сумма цифр меньше?
- В какой башне сумма цифр больше?
- В какой башне сумма цифр четное?
- В какой башне сумма цифр нечетное?
- Игра «Фигуры»
- Сколько фигур?
- По какому признаку можно сгруппировать фигуры?
- По цвету сколько групп?
- По фигурам сколько групп?
- По размеру сколько групп?
- Придумайте задачу.
- Игра «Числа»
- Сколько чисел?
- Какое число стоит между 6 и 8, 5 и 7, т.д.?
- Из каких двух меньших чисел можно составить число 6, 8 и т.д.
- Игра «Фигуры»
- Сколько фигур?
- По каким признакам можно группировать фигуры?
- Придумайте задачи.
- Игра «Дуги»
- Каких чисел нет?
- Из каких 2-х чисел составить число 4, 6, 8, 5, 7, 9?
- Придумайте задачи.
Список литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2007.
2. Богат В. Развивать творческое мышление/ В. Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание – 2005.
3. Волошина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В. Г. Горецского. – М. - Белгород, 2005.
4. Волчкова В. Занимательный счет //Дошкольное воспитание. - 2008.
5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М., 2009.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 2009.
7. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками/ И. Гудкович. - Ульяновск 2006.
8. Давыдов В. В. Проблема развивающегося обучения/ В. В. Давывов. – М. : Просвещение, 2000.
9. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /. – М., 2009.
10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. - М., 2006.
11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. И., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., 2007.
12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, 2007. 13. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М. : Гном-Пресс, 2011.
13. Е. А. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников. - СПб., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивационные возможности ИКТ в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
В последнее время в связи введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовате...
«Использование развивающих и дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений"
Закрепление знаний о геометрических фигур....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры
Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....
Презентация Использование дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
Цель:формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"
Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....