Совместная деятельность воспитателя и детей старшей группы по математике "Спасем планету"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по математике и дополнительные материалы к нему (раздаточные, демонстрационные)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад присмотра и оздоровления» № 179

Конспект проведения совместной деятельности

воспитателя и детей по РЭМП в старшей группе

Тема: «Спасаем планету»

Составила:

Вербицкая Татьяна Леонидовна,

воспитатель.

Кемерово 2012

Задачи: 

побуждать детей применять полученные ранее знания в различных игровых ситуациях;

продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги;

закреплять знание цифр, прямой и обратный счет в пределах 10;

упражнять в измерении объема жидкости;

расширять представления детей о геометрических телах;

развивать пространственное мышление, умение анализировать, создавать модели по образцу, тренировать логическое мышление;

Материал: 

Оформление: постеры на космическую тему; табличка с надписью «склад»; слайды с видом Земли из космоса; аудиозаписи: сигнала тревоги, спокойной музыки.

Демонстрационный материал: конверт с письмом от астронома, 6 больших желтых кругов с подсказками; плакат с изображениями ракеты, самолета и машины, напротив каждой – прямоугольник с закрашенной частью: у ракеты – 2/3, у самолета ½, у машины – 1/3; три различных сосуда с красной, голубой и желтой водой, три разноцветных маркера, один измерительный сосуд; два обруча красного и синего цвета.

Раздаточный материал: по количеству групп-команд: эмблемы для различных ролей; листы цветной бумаги с точками, пронумерованными от 1 до 10 в виде контура ракеты, к ним – по фломастеру, 2-3 кружка-иллюминатора и одному прямоугольнику-люку, клеящие карандаши; постеры с изображениями различной профессиональной формы (по 3 вида + скафандр), сзади к скафандру прикреплена металлическая пластина, изображения птиц с магнитами на обороте; наборы цифр для выкладывания числового ряда от 1 до 10; объемный конструктор и изображения моделей робота, дома, машины;

на каждого ребенка: лист бумаги, разлинованный на квадраты, карандаш; объемные геометрические тела различного цвета: шар, конус, куб, цилиндр, параллелепипед.

Вспомогательный материал: открытки с вопросами для журналистов.

План:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Двигательная разминка – 1 минут

3. Индивидуальная работа. Графический диктант – 2 минуты

4. Групповая работа (по цепочке). Конструирование ракеты. Полет. – 2 минуты

5. Экспериментальная деятельность – измерение объема – 4 минуты

6. Дидактическая игра «Одень космонавта» – 2 минуты

7. Выкладывание числового ряда от 0 до – 1 минуты

8. Обратный отсчет. Старт и полет ракеты – 1 минута

9. Минутка отдыха – 1 минута

10. Дидактическая игра «Собери метеориты» – 3 минуты

11. Индивидуальная работа. Конструирование по образцу – 5 минут.

12. Заключение – 1 минута

13. Итог занятия. Игра-рефлексия «Ложь – истина» – 1 минута 


Ход деятельности:

  1. Оргмомент

Воспитатель: Ребята, вы знаете, почему у нас сегодня столько гостей? Сегодня утром нам пришло необычное письмо. Представляете от кого? От астронома! Кто такие астрономы, вы знаете?.. (выслушать ответы детей) А раньше их называли звездочетами, потому что они умели считать звезды. Послушайте, что он пишет:

«Здравствуйте, ребята! Я – астроном Иван Солнцев. Я очень люблю смотреть на звезды и планеты, разгадывать их тайны. И недавно я увидел сигнал бедствия на одной из планет нашей Солнечной системы – на Марсе. Срочно нужны добровольцы, готовые отправиться в космос ей на помощь.

Может, вы поможете? Я знаю, вы – очень смелые и отважные ребята. Если согласитесь, то я буду посылать вам подсказки – вот такие солнечные зайчики с зашифрованными посланиями, чтобы ваш полет был успешным

                                                                        С уважением, астроном Солнцев».

Ребята, хотите помочь? Как называют людей, которые летают в космос? Как вы думаете, легко стать космонавтом?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Нужно много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы представьте-ка,

Космонавтам помогает

МАТЕМАТИКА!!!

Вы готовы к серьезной работе? Сумеете применить все свои знания и умения? Для этого нужно быть очень внимательными и сосредоточенными!

  1. Двигательная разминка

Воспитатель: На чем можно полететь в космос? Где можно сесть в ракету? Как же нам туда попасть?.. Ребята! На солнечном зайчике, который прислал астроном, что-то написано! Наверное, это первая подсказка! (читает)

«Отгадайте загадку, и сможете попасть на космодром:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это? – ...

(Самолет

Чтобы попасть на космодром, нужно долететь туда на самолете. Предлагаю разделиться на экипажи. Занимайте свои места! (дети подходят к столам) В каждом экипаже нужно назначить командира. Кого я назову, тот подойдет ко мне и получит командирскую звездочку. Важно для всех: решения командиров в полете не обсуждается и не критикуется, их нужно выполнять беспрекословно!

Если в космос мы хотим –

Значит, скоро полетим.

Руки ставим мы в разлет (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)

Получаем самолет.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет.

А без точного расчета

Не получится полета.

Так скорее за работу,

Сядем быстро за расчеты.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)

И работать мы начнем.

  1. Индивидуальная работа. Графический диктант.

Воспитатель: Наши самолеты будут выполнять фигуры высшего пилотажа. Поставьте карандаш на взлетное поле в крайнюю левую нижнюю клетку. Самолет разгоняется на одну клетку вправо. Где находится самолет? (Внизу посередине). Теперь он летит на две клетки вверх. Летим одну клетку влево, затем одну клетку вниз, теперь одну клетку вправо. Где теперь находится самолет? (Посередине). Какая цифра у нас получилась? (Девять)

  1. Групповая работа (по цепочке)

Воспитатель: После удачного полета мы приземлились на космодром. Увы, все ракеты улетели в космос. Что же делать? Смотрите,  здесь солнечный зайчик – подсказка! (читает) «Дружно и смело дерзайте, по кругу фломастеры передавайте – точки по порядку все соединяйте». Мы должны сами себе спроектировать ракеты! Для этого нужно по очереди соединить точки по порядку от 1 до 10 (получается ракета). Будьте очень внимательны. Не упустите ни одной детали! Командиры проводят линию от первой цифры до следующей (какой?) и передают фломастер своему соседу. Он проводит линию до следующей цифры. И так далее по кругу. Всем понятно? А теперь предлагаю взять фломастер и – начали!

Теперь нужно довести ракету до готовности: сделать люки, иллюминаторы – командиры, поручите это самому талантливому члену экипажа! (Передать командирам эмблемы дизайнеров)

  1. Экспериментирование – измерение объема

Воспитатель: У нас получается целый космодром! Мы сможем полететь в космос! Смотрите, еще одна подсказка! (читает) «Ваши ракеты не смогут взлететь без топлива. Топливо находится на складе». Нам срочно нужно на склад! А вот и емкости с топливом. Но они не подписаны! На табло лишь отмечено, сколько топлива имеется для каждого транспорта. Топлива для ракет больше, меньше или столько же, сколько для другого транспорта?.. (больше) А емкости с топливом одинаковые?.. (нет)

- Как узнать, где наше топливо? (ответы детей)

- Как мы можем проверить, в каком сосуде жидкости больше?

- Чем можно измерить? (измерительной кружкой) Командиры, отправьте на склад по одному члену экипажа – самому точному и аккуратному (выдать эмблемы измерителя).

На столе находится три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке.

- Какой жидкости оказалось больше?

- Какая жидкость является топливом для ракет?

  1. Дидактическая игра «Одень космонавта»

Воспитатель: А теперь можно взлетать?.. Смотрите, еще одна подсказка! (читает) «Не забудьте одежду для космонавтов. Все отечественные скафандры называются в честь птиц» (достать изображения птиц с магнитами на обороте). Зачем нам птицы? Они похожи на чипы. Значит, нам нужно определить, где находится одежда для космонавтов, и открыть нужный шкаф. Командиры! Отправьте на склад по одному члену экипажа – самого хозяйственного и практичного (выдать эмблемы). (На плакате - картинки с изображением различной спецодежды. Дети делают выбор и картинка с изображением птицы примагничивается к изображению скафандра). Вы правильно выбрали скафандры. В космос каждый космонавт летит в скафандре, который состоит из нескольких слоев и защищает его от самых разных опасностей. В таком скафандре космонавт может летать в космос 15 лет подряд и ничего ему не сделается.

  1. Выкладывание числового ряда от 0 до 10

Воспитатель: Нам пора отправляться в полет. Все готовы? Надели скафандры, пристегнули ремни. Стойте! Еще одна подсказка! (читает) «Нужно проверить готовность». Командиры, назначьте механиков (раздать эмблемы механиков). Пусть каждый механик проверит готовность: выложит пульт управления на столе цифрами в виде числового ряда от 0 до 10.

  1. Обратный отсчет

Воспитатель: Внимание, приготовились к запуску корабля. Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8– 7 – …0! Командиры, жмите на кнопку запуска – «ноль» и – пуск!

  1.  Минутка отдыха

Воспитатель: Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью (включить спокойную музыку). У нас тяжелая голова, руки, ноги, откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения земли и находимся в состоянии невесомости. Нам трудно управлять своими руками и ногами. Они медленно и плавно двигаются. А сейчас предлагаю посмотреть в иллюминатор. Перед нами – наша красавица планета Земля. Ого, и сюда к нам долетел солнечный зайчик астронома! (читает) «Привезите фотографии из космоса». Командиры, назначьте фотографов (раздать эмблемы фотографов). Все помогайте им поймать свои фотоаппараты, чтобы сфотографировать Землю!

Под космическую музыку дети двигаются так, как будто они в невесомости. Ловят предметы, среди них космический фотоаппарат. Воспитатель предлагает сфотографировать вид из космоса.

  1. Дидактическая игра «Собери метеориты»

Звучит сигнал тревоги.

Воспитатель: Внимание! Впереди метеоритный дождь – нужно поймать метеориты в ловушку. В красную часть – красные, а в синюю – с двумя и более гранями. Дети, обратите внимание, части ловушки пересекаются, а какие метеориты будут находиться в пересечении?.. (красные с гранями) Ну, что ж, за работу! (дети выполняют задание).

Воспитатель: Какие геометрические фигуры напоминают вам метеориты?

  1.  Индивидуальная работа. Конструирование по образцу.

Воспитатель: Приготовьтесь ребята к посадке на Марс. Все космонавты  по местам (звучит космическая музыка)

По курсу Марс – он виден нам

Загадочная эта

Красная планета

А теперь мы очень гладко

Все заходим на посадку!

Из-за метеоритного дождя на Марсе сломались роботы, их дома и транспорт, нужно их починить. Командиры, получите схемы. Все за работу!

Звучит спокойная мелодичная музыка. Дети самостоятельно складывают по образцу изображения домиков, роботов, машин.

  1.  Заключение

А теперь пора прощаться,

И на Землю возвращаться

Космонавты по местам

Старт давайте кораблям.

Звучит сигнал тревоги.

Воспитатель: Внимание! Остаток топлива – ноль литров. Ребята, ноль – это сколько? Топливо закончилось. Не отчаиваться! Назад можно вернуться на машине времени. Возьмемся за руки и расскажем «Космическую считалку»:

На Луне жил звездочет

Он планетам вел учет:

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс,


Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

А еще кометы есть,

Сколько их – нам все не счесть!

  1.  Подведение итогов. Игра-рефлексия «Ложь – истина».

Вот вернулись из полета

Наши храбрые пилоты

Все приедем мы с дороги

Подведем свои итоги.

Воспитатель: Ребята,  на Земле нас встречают журналисты. Они наблюдали трансляцию нашего полета на экране, но связь не всегда была хорошей. И у них есть к нам вопросы. Конечно, после добросовестной работы нам не помешало бы отдохнуть, но некрасиво оставлять вопросы без ответов. Поэтому предлагаю отвечать в двух словах: «Это правда», или «Это ложь».

Воспитатель:

  1. вы сегодня путешествовали на подводной лодке;
  2. вы проектировали ракеты;
  3. вы были пожарными;
  4. космические скафандры называются именами машин;
  5. вы летали на планету Марс;
  6. в пути вас настигла гроза;
  7. метеориты похожи на пирамиды;
  8. вам встречались метеориты, по форме напоминающие параллелепипед;
  9. вы починили роботов, их дома и машины.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».

Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности   воспитателя и детей старшей группы по аппликации  «Символы России» в технике бумажная пласти...

Презентация "Насекомые" совместная познавательная деятельность воспитателя и детей старшей группы

Закрепить представления о насекомых;Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые»;Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летающие и нелетающие). Знать некоторые о...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы «Мой дом, моя семья»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей  старшей группы «Мой дом, моя семья»....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по развитию мелкой моторики рук

Тема: «Любимые игрушки котёнка»Цель: Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.Задачи:Образовательные:-Закреплять знания о понятии ...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы «Знатоки космоса»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №10 Василеостровского района Санкт-Петербурга      Конспектсовместной деятельности воспита...