Мини-программа по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема»
рабочая программа (математика) на тему
Представлена система педагогических мероприятий по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми лет, поскольку навыки построения схем и планов наиболее активно формируются и развиваются именно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-_proekt_obemnye_figury_plan-shema.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-программа по развитию ориентировки в пространстве
через способ наглядно-образного мышления «План – схема»
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. Чем раньше начинается обучение, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний овладении практическими умениями по ориентировке. Овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки в пространстве предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка. В результате обучения ориентированию дети должны:
- свободно ориентироваться и передвигаться в помещении, на территории детского сада;
- знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице.
Цели обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения заключаются в следующем:
- Овладение навыками ориентировки и мобильности в окружающей среде.
- Развитие познавательной деятельности и сенсорики (формирование знаний о предметах окружающей среды, развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков пользования в ориентировке сохранными анализаторами).
- Овладение движениями своего тела (бег, ходьба и др.).
4. Воспитание личностных качеств (создание устойчивой мотивации к занятиям, развитие смелости и решительности, формирование умения преодолевать боязнь незнакомого пространства и передвижения в нем).
В работе используются два основных приема обучения:
- поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый подробным словесным описанием;
- совместное выполнение некоторых элементов действий.
Особое внимание уделяется обучению детей выделению характерных признаков предметов, по которым они могут быть узнаны в любой ситуации; обучению детей зрительному различению предметов по цвету, форме, величине; обучению детей зрительному различению пространственных признаков предметов, их удаленности и расположения в пространстве, формированию полисенсорного восприятия детьми пространства.
После обобщения результатов деятельности по данному направлению была разработана система педагогических мероприятий по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми лет, поскольку навыки построения схем и планов наиболее активно формируются и развиваются именно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер).
I этап.
Первоначально происходит знакомство детей с объемными формами и их проекциями – 6 –8 занятий.
Знакомство происходит на занятиях по математике, конструированию, лепке, аппликации.
На первом занятии дети знакомятся с шаром, кубом.
На 2м занятии – с прямоугольной призмой.
На 3м занятии – с цилиндром.
На 4м – с конусом.
На 5м – с треугольной призмой (основание – треугольник).
На 6м занятии – с треугольной призмой (основание – четырехугольник).
II этап.
Следующим этапом является отработка проекционных изображений объемных геометрических форм – 4-6 занятий.
Проводится как отдельные занятия.
На первом занятии - работа с шаром, кубом.
На 2м занятии – с цилиндром, конусом.
На 3-4м занятиях – с призмами.
Детям предлагаются следующие задания:
1)сделать тень;
2)разрезать пластилиновые формы по вертикали и по горизонтали;
3)сделать различные оттиски, отпечатки;
4)обвести по контуру, и т.п..
III этап.
Построение проекций различных предметов окружающего быта – 3-5 занятий. Подбираются предметы достаточно простой формы, в которых можно выделить одну основную, например:
стол, стул, скамейка, стакан, книга, телевизор.
Задания и игровые упражнения включаются в занятия по математике, ознакомлению с окружающим.
IV этап.
Обучение способам построения плана стола –2-4 занятия.
Первое занятие по этой теме проводится как отдельное занятие по математике.
Детям предлагаются задания:
1)нарисовать вид сверху (объемные геометрические формы расставлены на столе);
2)угадать по схеме, как расставить формы на столе (по карточке, стол пустой);
3)перепутанные планы (карточка одна, а формы стоят по-другому – необходимо исправить или найти, у кого правильная карточка);
4)составить план стола для друга.
V этап.
Следующим этапом является построение проекций окружающих предметов – 2-4 занятия.
Используются предметы более сложной формы. Можно проводить как часть занятия по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, лепке, аппликации.
Детям предлагаются такие задания:
- «Мы попали в мир теней, надо угадать:
- что вокруг нас;
- соотнести тени с реальными предметами;
- угадать, какая тень лишняя;
- какого предмета нет в нашей группе?»
На первом занятии исследуется вид сверху.
На 2м занятии – вид сбоку.
На 3м занятии – вид сзади.
VI этап.
Построение с детьми плана ковра (см. IV этап) – 2-4 занятия.
Проводится как отдельные занятия.
На первом занятии – 6-7 геометрических форм.
На 2м занятии – предметы окружающего быта.
VII этап.
Проводится построение плана групповых помещений – 3-6 занятий.
Если дети достаточно успешно справляются с предыдущим блоком заданий, то эти задания включаются в другие занятия, как их часть. Если дети испытывают затруднения в освоении материала, то проводятся специальные отдельные занятия-путешествия.
На первом занятии строится план раздевалки.
На 2м занятии – план умывальной комнаты.
На 3м занятии – план туалетной комнаты.
На 4м занятии – план групповой комнаты.
Детям предлагаются следующие задания:
1)найти по плану, где спрятана игрушка;
2)отметить на плане свое местонахождение;
3)найти на плане определенный предмет;
4)отметить на плане, где обычно стоит тот или иной предмет.
Последним, VIIIм этапом, является работа по построению планов-схем передвижений детей – 6-8 занятий.
Проводится как отдельные занятия.
Первое, второе занятие – план передвижений по группе.
3е занятие – отработка навыков символизации (отметить символами основные функциональные помещения группы и детского сада).
4-5е занятия – передвижение по саду по планам, стрелкам, составление планов помещений детского сада.
6е занятие – составление планов участков детского сада.
7-8е занятия – составление планов микрорайона вокруг детского сада.
Последовательность индивидуального обучения детей
прохождению пути с применением схемы:
- Прохождение пути ребенком вместе со взрослым. При этом обращается внимание ребенка на ориентиры.
- Повторное прохождение ребенком пути со взрослым; ребенок рассказывает о пространственном расположении встречающихся ориентиров.
- Ознакомление ребенка со схемой пути. При этом условные обозначения на схеме соотносятся с реальными ориентирами, встречающимися в процессе передвижения, ребенок словесно описывает расположение ориентиров в пространстве и на схеме.
- Составление ребенком схемы пройденного пути. Сначала схема составляется по ходу движения, затем по памяти.
Порядок ознакомления:
1)групповая комната;
2)функциональные помещения детского сада;
3)территория детского сада;
4)территория прилегающего микрорайона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...
Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"
Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...
Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"
Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.Предлагаю ознакомиться с тремя этап...
Дидактическое пособие на развитие слухового восприятия и наглядно-образного мышления
Выполнение данного упражнения способствует также развитию логического мышления, развитию наблюдательности и быстроте реакции....
Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...