Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
рабочая программа по математике по теме
Макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с эталонами формы, цвета и величины разработан в рамках процесса реализации профессионального проекта по развитию воображения. Представлена система педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющая ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-programma_gorod_sens_etal.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Как известно, источником познания является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. У многих детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения восприятия - замедленность обзора, неточность, пропуск деталей предметов и изображений, а также отмечаются трудности при ориентировке в пространстве и на плоскости. На низком уровне также восприятие цвета, представления о предметах, воспринимаемых по частям, узнавание изображений по контуру, силуэту, позе, динамике движений. Это влияет на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Анализируя педагогическую литературу, мы отметили, что развитию сенсорики у детей уделяется внимание в основном в возрасте от 2х до 5ти лет. Предполагается, что к пяти годам основные сенсорные эталоны ребенком уже освоены. Однако отечественные психологи (Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др.) доказывают, что до пяти лет ребенок овладевает лишь частью сенсорных эталонов, выделяет лишь некоторые нормативные свойства этих эталонов. Только в возрасте от пяти лет и старше происходит усвоение систем общепринятых сенсорных эталонов и формирование сложных (системных) перцептивных действий. Учитывая это, мы разработали систему педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющую ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.
Мы считаем, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимально большого количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого мы выделяем в своей работе два пути, или два основных условия:
1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.
2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.
Разрабатывая способы развития сенсорной сферы у детей с нарушениями зрения, мы исходили из того, что основным условием формирования познавательной деятельности в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают в себя систему занятий, в которых предлагаются задания как на формирование эталонных понятий, так и на развитие различных познавательных психических процессов. Мы считаем также, что развитая сенсорная сфера может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а главная цель педагога при этом - развитие и усовершенствование перцептивных способностей -важнейших способностей человеческой психики.
Занятия с детьми проводятся как фронтально, так и малыми подгруппами (4-5 человек), либо индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими.
Нами был разработан макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего возраста с эталонами формы, цвета и величины. Дети назвали его просто - «Волшебный городок». В этом городе 8 районов, в каждом из которых «живут» фигуры определенной геометрической формы; дома и машины тоже разной формы, разного размера. В городе течет много речек и ручейков разного цвета; в местах, где они пересекаются между собой, образуется озеро другого цвета (например, красная и желтая речки при слиянии образуют оранжевое озеро). Жители этого города попадают в разные фантастические ситуации, выход из которых смогут найти только дети (например, страшная буря перепутала все улицы, разрушила все дома, и дети строят дома для своих друзей - геометрических фигур и наводят порядок на улицах, расставляют знаки, определяющие место жительства фигур). При разработке занятий из многих видов детской деятельности мы выделили наиболее близкие дошкольникам - рисование, лепку, аппликацию, конструирование, экспериментирование и моделирование. Основные направления деятельности и виды заданий, предлагаемые детям на занятиях и в повседневной деятельности, представлены в таблице 1.
Целенаправленная работа по развитию у детей сенсорной сферы дает возможность одновременно решать коррекционно-педагогические задачи в разных сферах жизнедеятельности:
1 .Развитие образности восприятия.
2.Развитие способности к символизации.
3.Развитие межанализаторных связей.
4.Развитие навыков алгоритмизации.
5.Развитие аналитических способностей, навыков классификации и систематизации.
6. Развитие связной речи.
Для решения поставленных задач применяются различные методы и приемы:
1. Объяснение.
2. Показ.
3. Развивающие занятия.
4. Экскурсии.
5. Чтение художественной литературы.
6. Решение проблемных задач из жизни литературных героев и самих детей.
7. Этюдная деятельность.
8. Игровые упражнения, направленные на развитие разных познавательных психических процессов.
9.Дидактические игры по обучению ориентировке в моделях игровых
комнат, в моделях улиц города.
Показателями эффективности работы являются следующие умения детей:
1) умение выделять главные и второстепенные признаки объектов;
2) умение видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам;
3) умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла;
4) умение планировать свою деятельность;
5) умение формировать предварительный замысел;
6) умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.
Также широко в работе используются интерактивные методы (мозговой штурм, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры) и проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций на занятиях позволяет, с одной стороны, мотивировать детей на деятельность, а с другой стороны, дает основание для возникновения творчества, поскольку только наличие препятствий на пути заставляет человека мыслить, делать выборы и действовать.
Таблица 1
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ И
В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сенсорные эталоны | Виды заданий, предлагаемые детям |
Форма: плоскостное изображение | - обведение по контуру; - обведение по трафарету; - обведение по шаблону; - рисование без вспомогательных средств; - раскрашивание; - вырезывание; - превращение (преображение) одной фигуры в другую с помощью обрезания углов, добавления деталей, вписывания одной фигуры в другую и т.п.; - расчленение одной фигуры на несколько составляющих; - классификация фигур по форме; - выделение нужной фигуры из нескольких; - отыскивание необходимой фигуры по образцу; - составление новых несуществующих фигур; - выкладывание узоров из фигур по типу мозаики; - сортировка фигур по цвету и по форме; - ощупывание геометрических фигур, выполненных из разнофактурных материалов; - «постройка» домов, машин, деревьев, изготовление жителей из геометрических фигур; - наклеивание фигур на улицы «Города»._____________ |
Форма: объемное изображение | - видоизменение форм (расплющивание, налепливание углов, сглаживание углов, раскатывание); - разделение объемных фигур на части; - сравнение объемных и плоскостных изображений; - классификация по разным признакам (форма, цвет, размер); - рисование тени объемной фигуры; - разрезание объемной фигуры в разных плоскостях (с целью получения разных изображений проекций); - постройка различных сооружений на улице «Города»; - изготовление объемных фигур с помощью разверток; - нахождение отличий между фигурами на ощупь; - рисование объемных фигур; - составление из нескольких объемных фигур другой фигуры (например, из двух кубов - прямоугольную призму); - нахождение фигуры по проекции; - выделение эталона объемной фигуры в окружающей среде |
Цвет: основные цвета, простые оттенки | - смешение двух цветов для получения нового оттенка; - раскрашивание геометрических фигур; - поиск нужного цвета по цветовому ориентиру (эталону); |
Цвет: сложные оттенки | - чтение планов-схем по цветовым ориентирам; - «расселение» перемешанных разноцветных фигур по соответствующим «берегам» рек (классификация); - путешествия по разноцветным рекам с фиксированием пройденных этапов пути (цветными фигурками, фишками); конструирование из цветной бумаги фигур, соответствующих их местоположению в «Городе»; - раскладывание фигур по оттенкам (сериация); - сортировка (дифференциация) «холодных» и «теплых» цветов; - подбор цветов к различным предметам (н-р, лимонный - к лимону); - подбор определенного цвета к различным эмоциональным состояниям |
Величина: длина, ширина, высота, толщина | - сериация по различным параметрам; - рисование разных по размерам фигур; - сравнение нескольких фигур между собой (объемных или плоскостных); - построение пирамид из объемных фигур разного размера; классификация фигур по нескольким параметрам одновременно (н-р, длинные и широкие - в одну сторону, короткие и узкие - в другую); - сравнение рек по длине и ширине; - измерение длины рек: а) с помощью мерки; б) на глаз; - сравнение нескольких фигур между собой с помощью наложения; - измерение площади районов «Города» с помощью разных геометрических фигур (н-р, сколько квадратов войдет в каждый район |
Пространственное расположение | - путешествие по заранее составленным планам (с цветовыми или фигурными обозначениями); - самостоятельное составление планов «Города»; - нахождение ошибок в плане; - определение местоположения разных объектов на карте «Города» (вверху-внизу, слева-справа, в верхнем-нижнем углу, и т.п.); - зарисовывание схемы движения по «Городу»; -рассматривание объемных фигур в разных ракурсах, под разными углами зрения (сбоку, снизу, сверху) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....
Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
Тьюторская позиция при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
Обучение старших дошкольников со знакомством понятия "звук"
Данное пособие поможет воспитателям и логопедам в работе со старшими дошкольниками в определении понятия "звук" и умении давать характеристику заданного звука....
План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....
Дополнительная образовательная программа «Рисуем по клеточкам» (мини-программа по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста).
Актуальность. Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин тру...