Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
консультация (старшая группа) на тему

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

    Дидактические игры в системе работы по  формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

       В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
    Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного города.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Дети должны понять, что их город, лес, река, поле – это частица Родины. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
   В знакомстве  детей с родным городом обращать их внимание  на достопримечательности, памятники, музеи. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

     В нашем детском саду работа организована на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, годового плана,  перспективных и календарных планов педагогов. Работа по патриотическому воспитанию идет интегрировано по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

     Огромное значение в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника играют дидактические игры. Играя в них, у ребенка развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

     Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

     Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.

     Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка: умственного, нравственного, трудового, эстетического,  физического.

     Структура дидактической игры включает в себя дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия. Они объективно содержат в себе возможность развития следующих качеств социальной активности (деятельности): умственной, двигательной, трудовой, эстетической, нравственной, коммуникативной.

     В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: настольно-печатные, словесные и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

     Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

    В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при  достижении поставленной цели.

   Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Дидактические игры по направлениям работы можно разделить на следующие группы:

-«Моя семья». Использование в образовательном процессе дидактических игр данной группы позволяет закрепить знание родственных связей, а также знания и представления о жизни в городе, генеалогическом древе. Рассказывая о своих родных, ребенок учится  сопереживанию, уважению к старшим. Он, сам того не замечая, проникается гордостью за свою семью и за каждого из своих родных. Помимо воспитательных, нравственных задач, решаются также образовательные и развивающие задачи (формирование элементарных математических представлений, развитие словарного запаса, связной речи, ее эмоциональной выразительности, мышления, всех видов внимания, умение соблюдать правила, уважительно относиться к родным других детей).

-«Родной город». Данная группа дидактических игр наиболее разнообразна как по формам решения образовательной задачи, так и по объему программного материала («Знатоки города», «Найди отличия», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Транспорт нашего города»), расширяют и систематизируют  знания детей о предметном мире, прививают  любовь к родной земле, гордость за свой город.

-«Природа родного края». Цикл дидактических игр по  знакомству с животным и растительным миром Белгородской области: дидактическая   игра «Мы едем, едем, едем…», дидактическая игра – кроссворд «Природа родного края».

   Таким образом,  в ходе дидактических игр у детей закрепляются знания и представления о родном городе, его достопримечательностях, исторических зданиях, памятниках,  зданиях культуры и спорта; развиваются зрительное внимание, мышление, память, связная речь; воспитывается любовь к родному краю, городу, его истории, к русской культуре, традициям, совершенствуется умение играть самостоятельно, в малой группе, соблюдать правила.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

"Система работы по формированию представлений у дошкольников,о малой родине и Отечестве"

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию пред...