Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
консультация (старшая группа) на тему
Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного города.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Дети должны понять, что их город, лес, река, поле – это частица Родины. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В знакомстве детей с родным городом обращать их внимание на достопримечательности, памятники, музеи. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
В нашем детском саду работа организована на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, годового плана, перспективных и календарных планов педагогов. Работа по патриотическому воспитанию идет интегрировано по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Огромное значение в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника играют дидактические игры. Играя в них, у ребенка развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка: умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического.
Структура дидактической игры включает в себя дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия. Они объективно содержат в себе возможность развития следующих качеств социальной активности (деятельности): умственной, двигательной, трудовой, эстетической, нравственной, коммуникативной.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: настольно-печатные, словесные и игры с предметами (игрушками, природным материалом).
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры по направлениям работы можно разделить на следующие группы:
-«Моя семья». Использование в образовательном процессе дидактических игр данной группы позволяет закрепить знание родственных связей, а также знания и представления о жизни в городе, генеалогическом древе. Рассказывая о своих родных, ребенок учится сопереживанию, уважению к старшим. Он, сам того не замечая, проникается гордостью за свою семью и за каждого из своих родных. Помимо воспитательных, нравственных задач, решаются также образовательные и развивающие задачи (формирование элементарных математических представлений, развитие словарного запаса, связной речи, ее эмоциональной выразительности, мышления, всех видов внимания, умение соблюдать правила, уважительно относиться к родным других детей).
-«Родной город». Данная группа дидактических игр наиболее разнообразна как по формам решения образовательной задачи, так и по объему программного материала («Знатоки города», «Найди отличия», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Транспорт нашего города»), расширяют и систематизируют знания детей о предметном мире, прививают любовь к родной земле, гордость за свой город.
-«Природа родного края». Цикл дидактических игр по знакомству с животным и растительным миром Белгородской области: дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…», дидактическая игра – кроссворд «Природа родного края».
Таким образом, в ходе дидактических игр у детей закрепляются знания и представления о родном городе, его достопримечательностях, исторических зданиях, памятниках, зданиях культуры и спорта; развиваются зрительное внимание, мышление, память, связная речь; воспитывается любовь к родному краю, городу, его истории, к русской культуре, традициям, совершенствуется умение играть самостоятельно, в малой группе, соблюдать правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников
В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...
Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий...
"Система работы по формированию представлений у дошкольников,о малой родине и Отечестве"
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию пред...