План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_nsportal.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

        Подготовка детей к школе не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать и читать. Основной акцент в работе должен быть сделан на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.

        Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Воспитателям необходимо проводить с детьми старшего дошкольного возраста специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность складывается из:

1) положительных представлений о школе;

2) желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

3) сформированной позиции школьника.

        Цель программы - формирование мотивационной и регуляторной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

        В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

1. Расширение представлений дошкольников о школе.

2.Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.

3.Развитие способностей к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.

4.Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.

        План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Это экскурсия в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание иллюстраций, отражающих школьную жизнь, рисование школы, игра в школу и так далее.

        Программа предусматривает работу с родителями по повышению их компетентности в вопросах подготовки детей к школе, формирования мотивационной готовности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда

  •  «Уголок первоклассника» в группе (атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Школа», «Школьная библиотека»), книги, картинки, иллюстрации о школе, дидактические игры «Собери портфель», «Найди ошибку», «Школьные принадлежности» и др.
  • предметные картинки по темам «Школьные принадлежности», «В библиотеке», «Профессия «Учитель»;
  • сюжетные картинки, иллюстрации, рассказывающие о школьной жизни;
  • картотека «школьных» загадок, дидактических игр на школьную тематику;
  • дидактические игры, упражнения, направленные на развитие мыслительных операций: внимания, памяти, воображения («Сложи картинку», «Логический квадрат», «Что лишнее?», «Чего не стало?» и др.);
  • графические диктанты, направленные на развитие произвольности и внимания;
  • мультимедийные презентации для детей «Скоро в школу» и др.
  • художественная литература о школе (подборка стихов, рассказов А.Барто, С.Михалкова, В.Берестова, Е.Благининой, Л.Толстова, К.Д.Ушинского и др.);
  • сценарии бесед, игр-путешествий, интеллектуальных игр;
  • медиатека песен на школьную тематику.
  • информационный стенд «Скоро в школу»;
  • методические рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»
  • буклеты, памятки «Скоро в школу»
  • письменные консультации «Ребенок и компьютер», «Готовим руки ребенка к письму», «Леворукий ребенок» и др.
  • мультимедийные презентации «Готов ли ваш ребенок к школе», «Психологическая готовность к школе», «Развитие мелкой моторики» и др.

Содержание работы с детьми и родителями по формированию мотивационной  готовности старших дошкольников к обучению в школе

период

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

сентябрь

Праздник «День знаний»

Посещение детьми подготовительной группы праздничной линейки 1 –го сентября в близлежащей школе

Создание в группе «Уголка первоклассника»

Беседа «Школьные принадлежности»

Рассматривание картин о школьной жизни, иллюстраций в Уголке школьника

Рассматривание фотографий «Наши родители – школьники»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

Общее родительское собрание для детей подготовительной и старшей групп «Скоро в школу»

Помещение методических рекомендаций в родительском уголке «Скоро в школу»

октябрь

Целевая прогулка к школе

Ситуативные беседы «Скоро в школу»

«Веселые старты» (совместно с учениками первых классов)

Индивидуальные беседы с детьми «Хочешь ли ты в школу?»

Коллективная беседа «Для чего нужно учиться в школе?»

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «В школьной библиотеке»

Рассматривание школьных принадлежностей: тетрадок, дневников, учебников и др. в Уголке первоклассника.

Практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»

Просмотр видеопрезентации

«Психологическая готовность к школе»

Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу»

Выставка литературы в помощь родителям «Что такое школьная готовность?»

ноябрь

Коллективное создание альбома о школе

Чтение стихов, рассказов о школьной жизни

НОД «Профессия – учитель», «Профессия – библиотекарь»

Рисование на тему «Что я знаю о школе»

Игры в Уголке первоклассника

Изготовление игрушек-самоделок для Уголка первоклассника: книг, тетрадей, портфелей

Анкетирование родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителей учителя-логопеда «Развиваем мелкую моторику»

декабрь

Просмотр детских мультимедийных презентаций о школе

Вечер досуга - встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) «Мы теперь ученики»

Дидактические игры в Уголке первоклассника «Собери портфель» и т.д.

Обновление атрибутов для игры «Школа»

Консультация педагога-психолога «Развитие внимания и памяти будущего первоклассника»

Круглый стол с участием педагогов и родителей «Общаться с ребенком: как?»

Январь

Посещение праздника Букваря в 1-м классе

Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»

Игра-эстафета «Кто быстрее соберет портфель»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр о школе

Придумывание рассказов о школьной жизни

Родительская конференция

«В семье первоклассник»

Консультация врача-педиатра «Здоровье будущего первоклассника»

Февраль

Игра-путешествие «Первоклассник»

Разучивание стихотворений о школе.

Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Создание о обыгрывание проблемных ситуаций «На переменке», «В школьной столовой» и т.д.

Дидактические игры в Уголке первоклассника

Самостоятельная работа в тетрадях «Учимся писать», «Учим буквы» и т.д.

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам школьной подготовки специалистами ДОУ

Практикум для родителей «Причины школьной неуспеваемости»

Март

Развлечение «Школьные загадки»

Экскурсия в школу

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Посещение урока в 1-м классе близлежащей школы

Рисование «В какой школе я хочу учиться?»

Выставка детских работ «По следам экскурсии в школу»

Прослушивание песен о школе в музыкальном уголке

День открытых дверей в подготовительной к школе группе

Совместные занятия детей и родителей по ФЭМП и развитию речи

Апрель

Интеллектуальные игры «Лесная школа», «Остров сокровищ»

Анкетирование детей «Скоро в школу

Рассматривание альбома о школе

Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику

Встреча родителей с учителями начальных классов

День открытых дверей в школе

Май

Игры, моделирующие школьные ситуации

Беседа «Школьные правила»

Развлечение «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

Отгадывание загадок о школе

Рисование на тему школа

Изготовление атрибутов к развлечению «Здравствуй, школа!»

Родительское собрание «Результаты школьной готовности»

Письменные рекомендации

«Отдых летом будущего первоклассника

Предполагаемые результаты

  • повышение количества детей с положительной мотивационной и регуляторной готовностью к обучению в школе;
  • повышение и сохранение интереса у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника;
  •  ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения.
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...

Использование сказок М. Панфиловой для формирования мотивационной готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития &ndash...