План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_na_nsportal.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
Подготовка детей к школе не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать и читать. Основной акцент в работе должен быть сделан на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Воспитателям необходимо проводить с детьми старшего дошкольного возраста специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность складывается из:
1) положительных представлений о школе;
2) желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
3) сформированной позиции школьника.
Цель программы - формирование мотивационной и регуляторной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:
1. Расширение представлений дошкольников о школе.
2.Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.
3.Развитие способностей к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.
4.Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Это экскурсия в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание иллюстраций, отражающих школьную жизнь, рисование школы, игра в школу и так далее.
Программа предусматривает работу с родителями по повышению их компетентности в вопросах подготовки детей к школе, формирования мотивационной готовности детей.
Предметно-пространственная развивающая среда
- «Уголок первоклассника» в группе (атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Школа», «Школьная библиотека»), книги, картинки, иллюстрации о школе, дидактические игры «Собери портфель», «Найди ошибку», «Школьные принадлежности» и др.
- предметные картинки по темам «Школьные принадлежности», «В библиотеке», «Профессия «Учитель»;
- сюжетные картинки, иллюстрации, рассказывающие о школьной жизни;
- картотека «школьных» загадок, дидактических игр на школьную тематику;
- дидактические игры, упражнения, направленные на развитие мыслительных операций: внимания, памяти, воображения («Сложи картинку», «Логический квадрат», «Что лишнее?», «Чего не стало?» и др.);
- графические диктанты, направленные на развитие произвольности и внимания;
- мультимедийные презентации для детей «Скоро в школу» и др.
- художественная литература о школе (подборка стихов, рассказов А.Барто, С.Михалкова, В.Берестова, Е.Благининой, Л.Толстова, К.Д.Ушинского и др.);
- сценарии бесед, игр-путешествий, интеллектуальных игр;
- медиатека песен на школьную тематику.
- информационный стенд «Скоро в школу»;
- методические рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»
- буклеты, памятки «Скоро в школу»
- письменные консультации «Ребенок и компьютер», «Готовим руки ребенка к письму», «Леворукий ребенок» и др.
- мультимедийные презентации «Готов ли ваш ребенок к школе», «Психологическая готовность к школе», «Развитие мелкой моторики» и др.
Содержание работы с детьми и родителями по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
период | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
сентябрь | Праздник «День знаний» Посещение детьми подготовительной группы праздничной линейки 1 –го сентября в близлежащей школе Создание в группе «Уголка первоклассника» Беседа «Школьные принадлежности» | Рассматривание картин о школьной жизни, иллюстраций в Уголке школьника Рассматривание фотографий «Наши родители – школьники» | Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники» Общее родительское собрание для детей подготовительной и старшей групп «Скоро в школу» Помещение методических рекомендаций в родительском уголке «Скоро в школу» |
октябрь | Целевая прогулка к школе Ситуативные беседы «Скоро в школу» «Веселые старты» (совместно с учениками первых классов) Индивидуальные беседы с детьми «Хочешь ли ты в школу?» Коллективная беседа «Для чего нужно учиться в школе?» | Сюжетно-ролевые игры «Школа», «В школьной библиотеке» Рассматривание школьных принадлежностей: тетрадок, дневников, учебников и др. в Уголке первоклассника. | Практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни» Просмотр видеопрезентации «Психологическая готовность к школе» Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу» Выставка литературы в помощь родителям «Что такое школьная готовность?» |
ноябрь | Коллективное создание альбома о школе Чтение стихов, рассказов о школьной жизни НОД «Профессия – учитель», «Профессия – библиотекарь» | Рисование на тему «Что я знаю о школе» Игры в Уголке первоклассника Изготовление игрушек-самоделок для Уголка первоклассника: книг, тетрадей, портфелей | Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей учителя-логопеда «Развиваем мелкую моторику» |
декабрь | Просмотр детских мультимедийных презентаций о школе Вечер досуга - встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) «Мы теперь ученики» | Дидактические игры в Уголке первоклассника «Собери портфель» и т.д. Обновление атрибутов для игры «Школа» | Консультация педагога-психолога «Развитие внимания и памяти будущего первоклассника» Круглый стол с участием педагогов и родителей «Общаться с ребенком: как?» |
Январь | Посещение праздника Букваря в 1-м классе Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил» Игра-эстафета «Кто быстрее соберет портфель» | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр о школе Придумывание рассказов о школьной жизни | Родительская конференция «В семье первоклассник» Консультация врача-педиатра «Здоровье будущего первоклассника» |
Февраль | Игра-путешествие «Первоклассник» Разучивание стихотворений о школе. Беседа «Чем школа отличается от детского сада» Создание о обыгрывание проблемных ситуаций «На переменке», «В школьной столовой» и т.д. | Дидактические игры в Уголке первоклассника Самостоятельная работа в тетрадях «Учимся писать», «Учим буквы» и т.д. | Индивидуальное консультирование родителей по проблемам школьной подготовки специалистами ДОУ Практикум для родителей «Причины школьной неуспеваемости» |
Март | Развлечение «Школьные загадки» Экскурсия в школу Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Посещение урока в 1-м классе близлежащей школы | Рисование «В какой школе я хочу учиться?» Выставка детских работ «По следам экскурсии в школу» Прослушивание песен о школе в музыкальном уголке | День открытых дверей в подготовительной к школе группе Совместные занятия детей и родителей по ФЭМП и развитию речи |
Апрель | Интеллектуальные игры «Лесная школа», «Остров сокровищ» Анкетирование детей «Скоро в школу | Рассматривание альбома о школе Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику | Встреча родителей с учителями начальных классов День открытых дверей в школе |
Май | Игры, моделирующие школьные ситуации Беседа «Школьные правила» Развлечение «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!» | Отгадывание загадок о школе Рисование на тему школа Изготовление атрибутов к развлечению «Здравствуй, школа!» | Родительское собрание «Результаты школьной готовности» Письменные рекомендации «Отдых летом будущего первоклассника |
Предполагаемые результаты
- повышение количества детей с положительной мотивационной и регуляторной готовностью к обучению в школе;
- повышение и сохранение интереса у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника;
- ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения.
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....
Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»
Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность ...
Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
Формирование мотивационной готовности к школьному обучению...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...
Использование сказок М. Панфиловой для формирования мотивационной готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет
Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития &ndash...
План педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Для детей старшего дошкольного возраста....