занятия по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Батина Наталья Владимировна

конспекты занятий по математике в младшей, средней и старшей группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_matematike.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»
  2. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже…самый низкий (и наоборот).
  3. Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста), 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал. Наборы ёлочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребёнка).

Методические указания

1 часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

Воспитатель читает стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

                                              Хозяйка с базара домой принесла:

                                              Картошку,

                                              Капусту,

                                              Морковку,

                                              Горох,

                                              Петрушку и свёклу.

                                              Ох!..

В корзине 6 видов овощей (муляжи): помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста.

Вызванный ребёнок раскладывает овощи на столе и называет их. Воспитатель уточняет: «Сколько овощей? (Дети считают.) Как нужно посчитать, чтобы узнать на котором месте находится тот или иной овощ? (Дети считают овощи по порядку.) Который по счёту помидор? На котором месте свекла?» Воспитатель меняет овощи местами и предлагает детям определить их место в ряду.

2 часть. Игровое упражнение «Посадим ёлочки в ряд».

Воспитатель предлагает детям расставить ёлочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте ёлочек в ряду.

Затем дети выстраивают ёлочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

Физкультминутка «Сбор урожая».

В корзине лежат овощи и фрукты. Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой – все фрукты. Игра сопровождается музыкой. В конце определяется победитель.

3 часть. Игровое упражнение «Разложи по порядку».

Перед детьми иллюстрации, на которых изображены дети или взрослые в разное время суток. Воспитатель предлагает определить, какое время суток изображено на картинках, обосновать свой выбор и расположить картинки в правильной последовательности, начиная с утра и называя части суток.

4 часть. Игровое упражнение с мячом «Назови соседей» (утра, ночи и т.д.).

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать навыки счёт по образцу и на слух в пределах 10.
  2. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, ещё ниже…самый низкий (и наоборот).
  3. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
  4. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, ёлочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.

Раздаточный материал. Ёлочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребёнка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.

Методические указания

Игровая ситуация «В лесу». Воспитатель предлагает детям отправиться в лес. Предупреждает, что на пути им могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, надо уметь: считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении.

1 часть. Игровое упражнение «Считай дальше» (счёт в пределах 10). Воспитатель вместе с детьми встаёт в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7…8 и т.д.).

2 часть. Игровое упражнение «Звуки леса». На столах у детей лежат карточки, на которых нарисовано от 1 до 10 кругов. Воспитатель показывает детям картинку с изображением дятла, сидящего на дереве (дети называют птицу и рассказывают, какую пользу она приносит). Затем предлагает закрыть глаза и определить, сколько раз дятел постучал по дереву (воспитатель стучит по дощечке за ширмой). Дети открывают глаза, показывают карточку с определённым количеством кругов и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, где 7 кругов, потому что дятел постучал по дереву 7 раз»). Воспитатель выясняет у детей, кто ещё может стучать в лесу, и показывает картинку с изображением зайца, который стучит лапками по пеньку. Далее дети выполняют ещё 2-3 аналогичных задания.

3 часть. Игровое упражнение «Расставь ёлочки в ряд». Воспитатель предлагает детям расставит ёлочки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов по порядку. После выполнения задания дети рассказывают о последовательности расположения ёлочек по высоте. Затем воспитатель может предложить детям расставить ёлочки в возрастающем порядке.

4 часть. Игровое упражнение «Идём по следам». Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит ёлочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит ёлочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперёд, 3 шага налево и т.д.). Под ёлочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.

5 часть. Игровое упражнение «Украшение для ёлочки». Дети достают из сундучка карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает назвать фигуру и дорисовать её так, чтобы получилось украшение для ёлочки. Дети рассматривают рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Программное содержание:

  1. Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
  2. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
  3. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Игрушки: Мальвина, Буратино; 4 блюдца, 4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски-модели (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длине стороне прямоугольника).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 4 шт. для каждого ребёнка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребёнка).

Методические указания

Игровая ситуация «Мальвина учит считать Буратино».

1 часть. В гости к детям приходят Мальвина и Буратино. Мальвина учит Буратино считать. Она ставит на стол 3 блюдца и предлагает Буратино посчитать их: «Сколько блюдец? Поставь рядом столько же чашек. Сколько чашек? Сколько блюдец? Что можно сказать о количестве блюдец и чашек?».

Мальвина ставит ещё одно блюдце и считает: «Как получили четыре блюдца? Сколько у нас чашек? Четыре блюдца и три чашки – сравните, что больше. (Четыре блюдца больше, чем три чашки.) Три чашки и четыре блюдца – сравните, что меньше. (Три чашке меньше, чем четыре блюдца.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну?»

Дети обговаривают два варианта уравнивания, Воспитатель предлагает сделать так, чтобы блюдец и чашек стало по 4. Дети добавляют одну чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало, и как получилось 4 чашки. (К трём чашкам добавили ещё одну чашку.)

2 часть. Мальвина даёт детям задание: «Расположите на верхней полоске карточки три листочка, на нижней – четыре цветочка». Предлагает посчитать листочки и цветочки. Затем спрашивает: «Сколько листочков? Сколько цветочков? Четыре цветочка и три листочка – сравните, что больше. (Четыре цветочка больше, чем три листочка.) Три листочка и четыре цветочка – сравните, что меньше. (Три листочка меньше, чем четыре цветочка.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Сделайте так, чтобы листочков и цветочков стало поровну».

Мальвина уточняет способы уравнивания предметов.

3 часть. Мальвина показывает Буратино прямоугольник, квадрат и треугольник. Уточняет названия фигур, считает их стороны и углы: «Сколько сторон? Сколько углов?» Потом предлагает сравнить стороны квадрата и прямоугольника. Показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны (с помощью полосок-моделей уточняет свойства квадрата и прямоугольника).

4 часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино склеить посуду».

У детей в конвертах предметы посуды, разрезанные на части. Мальвина просит детей помочь Буратино склеить посуду.

Авторы: И.А.Пономарёва, В.А.Позина.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Программное содержание:

  1. Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».
  2. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  3. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Пирамидка с колечками разного цвета (красного, синего, зелёного, жёлтого), верёвки, Физкультурные палки.

Раздаточный материал. Рули с изображениями геометрических фигур; коробки, цветные карандаши, цветные ленты (по количеству детей).

Методические указания

Игровая ситуация «Давайте поиграем».

1 часть. Игровое упражнение «Сосчитай колечки у пирамидки».

Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это? Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько  колечек у пирамидки?»

Воспитатель уточняет правила счёта и предлагает нескольким детям посчитать колечки: «Сколько колечек у пирамидки?» Затем напоминает правила порядкового счёта и просит ребёнка посчитать колечки по порядку, называя их цвет.

2 часть. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось?»

Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Жёлтое колечко лежало на четвёртом месте, а сейчас на втором месте».)

Упражнение повторяется 2-3 раза.

3 часть. Игровое упражнение «Сложи карандаши в коробки».

У каждого ребёнка коробка и цветные карандаши.

Воспитатель предлагает детям сложить карандаши в коробки в соответствии с его указаниями, например: «первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т.д. Потом уточняет, который по счёту тот или иной карандаш.

4 часть. Подвижная игра «Найди свой гараж».

Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из верёвочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздаёт детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его. Игра повторяется 2-3 раза.

5 часть. Подвижная игра «Карусели».

Дети берутся за ленты и образуют «карусели». «Карусели» движутся под музыку, то быстро, то медленно. (По указанию воспитателя.)

Авторы: И.А.Пономарёва, В.А.Позина.

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.

Программное содержание:

  1. Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
  2. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
  3. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Кукла, медведь, шарики, круги красного, синего и жёлтого цветов, карточки с кругами тех же цветов.

Раздаточный материал. Шарики, круги красного, синего и жёлтого цветов.

Методические указания

Игровая ситуация «Мы играем».

1 часть. Кукла учит мишку танцевать (куклой руководит воспитатель, мишкой – вызванный ребёнок). Мишка воспроизводит то количество движений, которое показывает кукла. Например: «Наша кукла громко хлопает – хлоп-хлоп-хлоп. Сколько раз кукла хлопнула в ладоши? Сколько раз хлопнул мишка?

Наша кукла громко топает – топ-топ-топ. Сколько раз топнула кукла? Сколько раз топнул мишка?» Игра повторяется 2-3 раза.

2 часть. Кукла и мишка приносят детям шарики. Воспитатель предлагает рассмотреть их (дети определяют форму и цвет) и поиграть с ними.

Воспитатель. Подул ветерок, и шарики разлетелись. Сколько шариков осталось у куклы и у мишки? (Ни одного.)

Дети берут по одному шарику и выполняют задания куклы и мишки: «Возьмите шарик в правую руку. В какой руке шарик? Переложите его в левую руку. Поднимите шарик. Где шарик? Опустите шарик, Спрячьте шарик за спину. Положите шарик перед собой».

3 часть. Игра «Продолжи ряд».

Воспитатель раздаёт детям круги красного, синего и жёлтого цветов. Кукла и мишка показывают карточку с кругами разных цветов, расположенными в определённой последовательности (красный, синий, жёлтый, красный). Воспитатель предлагает детям выложить кружочки в той же последовательности, уточняет порядок их расположения.

4 часть. Кукла и мишка говорят, что хотят поиграть с шариками, а воспитатель выясняет: «Сколько шариков стало у куклы и мишки? Сколько шариков у вас в руках?»

Авторы: И.А.Пономарёва, В.А.Позина.

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.

Программное содержание:

  1. Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по многу, поровну.
  2. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Игрушка снеговик, 4 ведёрка, 4 совочка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки с изображениями 3-4 снеговиков без шапочек-ведёрок, на подносах – по 3-4 шапочки-ведёрка, контурные изрбражения варежек на правую и левую руки.

Методические указания

1 часть. Воспитатель. К нам в гости пришел снеговик и принёс подарки: ведёрки и совочки, Давайте расставим  ведёрки в ряд. Ребёнок расставляет ведёрки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведёрко, ещё одно …»

Воспитатель. Сколько ведёрок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведёрко положи по одному совочку.

Ребёнок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

Воспитатель. Сколько совочков ты положил (Много.) В каждом ведёрке есть совочек? По скольку у нас ведёрок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну.

2 часть. Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.

Воспитатель. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведёрок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведёрко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.

Воспитатель. Сколько шапочек-ведёрок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как ещё можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)

3 часть. Игровое упражнение «Найдём потерявшуюся варежку».

В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздаёт детям варежки, но только на одну руку. Дети определяют на какую руку у них уже есть варежка, и подбирают варежку на другую руку (они лежат на столе у воспитателя). Правильность выполнения задания дети проверяют путём непосредственного прикладывания руки к варежке.

Авторы: И.А.Пономарёва, В.А.Позина.

Задания для младшего дошкольного возраста.

Цель. Учить детей различать и называть цвет предмета, создавать группы из предметов одного цвета, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Ход занятия. Дошкольникам раздают мелкие коробочки с десятью цветными уточками (двух цветов – белые и жёлтые). Воспитатель показывает белую уточку и спрашивает «Что это? Какого цвета? Посмотрите, есть ли у вас в коробочках белые уточки. Отберите уточек такого цвета (показывает белую) и положите на стол». По мере выполнения задания педагог обращается к детям: «Оля, ты какую уточку положила? А ты, Юра, какого цвета взял уточку?»

Когда всем малышам удаётся справиться с заданием, взрослый продолжает: «А какого цвета уточки остались в коробке? Скажи, Настя. А теперь, Павлик, скажи, какие уточки лежат в коробке». Потом можно предложить ребятам посмотреть на жёлтых (белых) уточек и сказать, сколько их. «Белых уточек много и жёлтых уточек много», - заключает педагог.

Подобное упражнение, по усмотрению воспитателя, можно провести с жёлтыми и зелёными листочками, с цветными колечками.

Форма, как и цвет, важна для различения и узнавания предметов. В этом случае наряду с математическими заданиями осуществляются и задачи сенсорного развития: детей учат простейшим способам обследования зрительным (ребёнок следит за движением руки педагога по контуру предмета) и осязательно-двигательным (ребёнок ощупывает предмет рукой) путями. Формирование у детей способа обследования формы предметов важно для последующего развития процессов сравнения предметов (по их форме) и выделения их общих признаков.

Цель. Учить детей различать форму предметов: круга и квадрата, шарика и кубика, кубика и кирпичика, определять их количество словом много.

Ход занятия. Ребятам дают по одному большому кругу (диаметр 10 см) и квадрату (сторона 10 см). Обе фигуры должны быть одного цвета (например, жёлтые). Каждый малыш также получает коробочку, в которой находятся красные квадратики и кружки (количество – 5 штук, размер – 3 см). Воспитатель показывает дошкольникам обе фигуры (круг и квадрат) одновременно называет их: «Вот круг, а это квадрат». Затем дети получают задание: на большой жёлтый круг положить маленькие кружки, а на большой квадрат – маленькие квадраты.

Дети могут выполнять это задание двумя руками.

После того как все фигуры выложены, необходимо предложить им посмотреть на круги и сказать, сколько красных кружков (или сколько маленьких кружков) лежит на большом круге. Далее предлагается посмотреть на квадраты и сказать, сколько квадратиков лежит на большом квадрате и сколько красных квадратов лежит на жёлтом.

Воспитатель обязательно подводит итог сказанному: «На жёлтом круге много красных кружков» (взрослый берёт карандаш и обводит контуры маленьких кружков в работах у нескольких детей). «На большом квадрате много маленьких квадратиков», - и вновь показывает, как бы замыкая квадратики в определённом пространстве, но уже у других детей.

С помощью подобных упражнений дети усваивают слово много и соотносят его с группами разных предметов.

Лепим мы из пластилина

и ворону, и пингвина.

Здоровье – в порядке,

спасибо зарядке!!!

Мы с бабулькою вдвоём

замечательно живём.

Выставка совместного творчества детей и взрослых:

«Кто сказал, что снеговик жить на улице привык!»

Юбилей мы отмечали,

итальянцев в гости звали.

Итальянец – это я,

рядом переводчица моя.

Вместе ёлку нарядили,

про Новый год мы не забыли!

Дружно встали мы в рядок,

Масленица в гост нас к себе зовёт.

Дружное чаепитие.

Наше занятие по аппликации

Быстро одеваемся,

на прогулку собираемся.

За круглым удобным столом,

присядем и чаю попьём.

Наши игры.

Ура свершилось чудо,

Эх, прокатимся!

Вот лошадка совсем близка.

Ну, когда же нас будут катать на лошадях.

Вот такая осенняя экспозиция получилась.

Ещё немножко,

и твоя укладка будет готова.

Выставка совместного творчества детей и взрослых:

                        «Головные уборы».

Я в роли деда.

На ёлку бабушка пришла,

Парней с собой трёх привела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...