Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе детей с ОНР с использованием современных инновационных технологий "Часы.Время".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 428 ЮАО г. Москвы
Хопёрская Т.Г. - воспитатель
Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе детей с ОНР с использованием современных инновационных технологий «Часы. Время».
Цель:
- знакомство с часами, с историей их изобретения, их видами, назначением, областями применения;
- упражняться в определении времени по часам с точностью до часа;
-развитие речи, выделение родственных однокоренных слов.
Предварительная работа:
- учить определять время;
- дать понятия «час».
Оборудование:
- телевизор и запоминающее устройство или экран, проектор, ноутбук;
- набор изображений разных часов;
- наглядные пособия: песочные, наручные, настенные, настольные часы;
- для детей: простые, цветные карандаши (фломастеры), распечатки для индивидуальной работы.
Ход занятия:
Беседа с детьми сопровождается демонстрацией различных видов часов и их изображений.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Одна нога - короче,
одна нога - длиннее,
при этом, между прочим,
в двенадцать раз быстрее!
Но не смотря на это,
они идут куда-то
с заката до рассвета,
с рассвета до заката...
А что это, ребята? (часы)
Живут на стенке,
Подтянув коленки.
Идут, стучат –
Никогда не молчат. (часы)
Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Воспитатель: «Правильно, это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер, иногда их называют просто – часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод; мастерская по ремонту – часовая мастерская. А еще у часов есть часовой механизм. Есть маленькие часики и большие часы».
« Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше узнавали время, когда еще не было часов?» - Ответы детей.
-Давным – давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать; темнеет, заходит за горизонт – пока заканчивать работу, пора спать. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на разные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило и тень от столба начинала двигаться по кругу. Назвали такие часы солнечные. Но они имели недостаток – пользоваться ими можно было только в солнечную погоду. И люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому сколько вытекало воды определяли сколько прошло времени.
Затем появились песочные часы. Они состоят из двух стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри насыпан песок. Объем песка указывает на определенный промежуток времени. Они сохранились до настоящего времени, их используют в медицинских учреждениях, они продаются в аптеках, у нас тоже есть песочные часы, рассчитанные на промежуток времени, равный трем минутам.
Когда-то были часы-свеча. На свечу наносили деления и в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголочки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.
Существовали и «живые, природные часы». Например: петух - поет с восходом солнца; цветы–часы, бутоны которых раскрываются с восходом и закрываются с заходом солнца. Есть цветы, бутоны которых раскрываются, наоборот, ночью, а днем всегда закрыты.
Но все эти часы не точны, или не удобно ими пользоваться. И со временем люди изобрели механические часы ( используется механизм, шестеренки, винтики), затем электрические (работа от розетки, электричества), электронные (на батарейках или аккумуляторах) и даже квантовые.
Все часы одинаковы тем, что у них есть цифры и они показывают время.
Различие часов можно проследить по следующим параметрам:
- По тому, как мы определяем время: часы со стрелками и циферблатом и часы, которые показывают только цифры.
- По форме: часы бывают разнообразные: круглые, квадратные, овальные, в виде фигурок, предметов и т.п.
- По цвету: разнообразные.
- По материалу корпуса: пластмасса, металл, дерево, драгоценные металлы, камень и т.п.
- По месту расположения:
- наручные – носят на руке; сюда же можно отнести часы-кольцо и часы-кулон;
- настенные – висят на стене; особый вид настенных часов –башенные часы, куранты, часы с кукушкой;
- настольные – располагаем на столе, будильники;
- напольные – стоят на полу, очень крупные, с прозрачной дверкой и маятником или гирьками;
- каминные – располагались на каминах, тяжелые, с определенным сюжетом;
- карманные – брегеты.
- По возрастному и половому признаку: для взрослых и детей; мужские, женские.
- По принципу работы: механические и кварцевые.
- По месту применения: специального назначения, бытовые, декоративные и др.
Динамическая пауза:
Физминутка «Часы»
Ходят часики вот так – (дети шагают на месте)
Тик-так, тик-так. (руки вверх, наклоны в разные стороны)
По утру они поют (присесть, встать, потянуться)
И поспать нам не дают. (бег на месте)
Повторить несколько раз с ускорением.
Физминутка «Часы».
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются, как маятники).
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Мы с вами, в основном, пользуемся бытовыми часами, которые имеют циферблат, с нанесенными на него цифрами, и стрелки. Как правило их три и они разные по внешнему виду и имеют разное предназначение:
- толстая, короткая стрелка , движется по кругу очень медленно – она показывает часы;
- длинная (большая) стрелка движется быстрее и показывает минуту;
- очень тонкая, быстробегущая стрелка – секундная.
Час – это длинный промежуток времени, минута – короткий. Секунда очень скоротечна, мы их не замечаем. Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В одной минуте – 60 секунд; одном часе – 60 минут или 3600 секунд. Из часов складываются дни, из дней –недели, из неделей – месяцы, из месяцев – год и т.д.
Если большая (минутная) стрелка совершила полный оборот по кругу циферблата, значит прошел один час, то короткая (часовая) стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей.
Между цифрами есть деления (их четыре, пятое деление принадлежит цифре), равные одной минуте. Когда секундная стрелка описывает полный круг, проходит минута. Минутная стрелка перемещается на одно деление вперед.
При перемещении минутной стрелки от одной цифры к другой – проходит 5 минут.
Для определения времени надо посмотреть, как расположены стрелки. Если обе стрелки (часовая и минутная) показывают на 12, то это значит, что сейчас ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную минутную – на 12. Часы показывают ровно один час. И т.д.
Давайте сейчас определим сколько времени показывают наши часы ( на экран выводим изображения часов с разным временем).
В завершении занятия детям предлагается самостоятельная работа:
- нарисовать на часах минутную и часовую стрелки так, чтобы они показывали заданное время;
- найти часы, которые показывают одинаковое время и соединить их между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Теремок»
Конспект логопедического занятия с использованием игровых, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий...
Конспект логопедического занятия «Весна» с детьми подготовительной группы 6-7 лет, с использованием современных образовательных технологий: синквеен, здоровьесберегающей, игровой.
В конспекте представлены цель, задачи, предварительная работа и ход занятия....
Методическая разработка (авторская) "Развитие речевой активности у детей с ТНР через использование современных инновационных технологий".
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел полноценной речью необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. Наиболее актуальна эта проблема для детей имеющих тяжёлые нарушения ре...
Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий
Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: «Становление и развитие личности ребенка».Современный педагог...
«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...
Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий.
Презентация о формировании эколого-краеведческих компетенций компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий....