Методическая разработка (авторская) "Развитие речевой активности у детей с ТНР через использование современных инновационных технологий".
методическая разработка по логопедии

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел полноценной речью необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. Наиболее актуальна эта проблема для детей имеющих тяжёлые нарушения речи. 

Использование современных образовательных технологий позволяет успешно решать эту проблему.естовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой
(адаптированная для детей дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Диагностика
позволяет провести исследование состояния речевого развития
дошкольников 6
7 лет
в сокращенном варианте,
позволяющем оценить состояние
основных компонентов экспрессивной речи ребенка.
Сокращенный вариант
диагностики
состоит из четырех серий:
1 серия
исследование сенсомоторного уровня речи
(1
проверка фонематического
восприятия, 2
исследование состояния артикуляционной моторики, 3
исследование
звукопроизношения, 4
проверка сформированности
звукослоговой структуры слова). За
всю серию наивысшая оценка 30 баллов.
2 серия
исследован
ие грамматического строя речи
включает в себя пять видов
заданий. Максимальное число баллов за серию
30.
3 серия
исследование словаря и навыков словообразования
( 1
названия детенышей
животных, 2
образование относительных прилагательных, 3
образ
ование качественных
и притяжательных прилагательных). Максимальное число баллов
30.
4 серия
исследование связной речи
(1
рассказ по серии сюжетных картинок, 2
пересказ). Максимальная оценка
30 баллов.
Во время
диагностики
создается положительный
эмоциональный фон взаимодействия
между учителем
-
логопедом и ребенком. Ребенок заинтересовывается выполнением
тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы
поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проя
влениях
усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на
следующий день.
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А.
Фотеков
а
.
Серия 1 . Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния
фонематического восприятия
Инструкция:
слушай внимательно и повторяй за мной слоги как
можно точнее.
Предъявление
--
воспроизведение
предъявление
--
воспроиз
ведение:
ба
па
-
па
ба
-
са
ша
-
ша
са
-
ша
жа
ша
жа
ша
жа
ца
са
ца
са
ца
са
-
ра
ла
ра
-
ла
ра
ла
-
Вначале предъявляется первый член пары
(ба
па),
затем вто
рой (па
--
ба).
Оценивается воспроизведение пробы в целом
(ба
па
па
ба).
Слоги
предъявляются до первого воспро
изведения: точного повторения
добиваться не
следует, т.к. зада
чей обследования является измерение актуального уровня разви
тия
речи.
Оценка: 1
балл
точное и правильное воспроизведение в темпе
предъявления; 0,5
балла
первый член воспроизводится правиль
но, второй уподобляется первому
(ба
па
ба
па);
0,25 бал
ла
неточное воспроизведение обоих членов пары с
перестановкой
слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов
отказ от выполнения,
полная невозможность воспроизведения пробы.
2
.
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция:
смотри внимательно и повторяй за мной движения.
губы в улыбке;
язык «лопаткой»
широкий, распластанный язык неподвижно лежит на
нижней губе, рот приоткрыт;
язык «иголочкой»
узкий язык с заостренным кончиком
выдвинут изо рта,
рот приоткрыт;
«маятник»
рот открыт, язык высунут наружу и равно
мерно передвигается
от одного уголка рта к другому;
чередование движений губ: «улыбка»
«трубочка».
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений,
нужно попросить
ребенка удерживать органы речи в нужном
по
ложении 3
-
5 секунд; последние три
упражнения необходимо вы
полнить по 4
-
5 раз. Во время выполнения ребенком
артикуляци
онных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп
выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие
синкинезий,
т.е.
сопутствующих непроизвольных движений (на
пример, при выполнении упражнения
«маятник» нередко наблю
даются сопутствующие движения подбородка, реже
головы или
глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и
со
стороны моторики рук), гиперк
инезов, т.е. насильственных
движений в мышцах
речевого аппарата, усиленного слюноотделе
ния, тремора органов речи, т.е. дрожания
языка или губ, а так
же посинения артикуляционных органов или носогубного
треу
гольника.
Оценка:
1 балл
правильное выполнение с
точным соответствием всех
характеристик движения предъявленному; 0,5 балла
замедленное и напряженное
выполнение; 0,25 балла
выполне
ния с ошибками: длительный поиск позы,
неполный объем дви
жения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы;
0 бал
лов
невыполнение движения.
3.
Исследование звукопроизношения
Инструкция:
повторяй за мной слова:
собака
маска
нос
сено
василек
высь
замок
коза
зима
магазин
цапля
овца
палец
шуба
кошка
камыш
жук
ножи
щука
вещи
лещ
чайка
очки
ночь
рыба
корова
топор
река
варенье
дверь
лампа
молоко
пол
лето
колесо
соль
При необходимости можно уточнить произношение других соглас
ных звуков
(Б, П, Д, Т, Г,
К,
X
) и. И. В
целях экономии времени
фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом
этапе не
предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука
в разных
позициях и при разной степени самостоятельности речи
представляется в ходе
дальнейшего обследования.
Оценка:
предлагается условно разделить все звуки на пять групп:
первые четыре
это
наиболее часто повергающиеся нарушени
ям согласные (1 группа
свистящие
С, СЬ, 3,
ЗЬ, Ц; 2
ши
пящие
Ш, Ж, Ч, Щ;
3
Л, ЛЬ;
4
Р, РЬ)
и пятая группа
остальные
звуки, дефектное
произношение которых встречается
значительно реже: задненебные
звуки
Г, К,
X
и их мягкие варианты, звук
И,
случаи дефектов озвончения, смягчения
редкие
нарушения произношения гласных звуков).
Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по
следующему принципу:
3 балла
безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла
один
или несколько звуков группы правильно произносятся изолирован
но и
отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям
в самосто
ятельной речи,
т.е. недостаточно автоматизированы;
1 балл
в любой позиции искажается или
заменяется только один звук группы; 0 баллов
искажениям или заменам во всех речевых
ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы,
начисленные за
к
аждую из пяти групп, суммируются.
4. Исследование сформированности звуко
-
слоговой структуры слова
Инструкция:
повторяй за мной слова:
танкист
космонавт
сковорода
аквалангист
термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл
правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 баллов
-
замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 баллов
искажение звуко
-
слоговой
структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов
невос
произведение.
Серия
II
.
Исследование грамматического строя речи
1.
Повторение предложений
Инструкция:
послушай предложение и постарайся повторить его
как можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и
делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1
-
2 раза).
Оценка:
1 балл
правильное и точное воспроизведение; 0,5 бал
ла
пропуск
отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла
пропуск частей предложения,
искажение смысла и структуры предложения, замена на
прямую
речь, предложение не закончено; 0 баллов
невоспроизведение.
2.
Верификация предл
ожений
Инструкция:
я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут
ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1
балл
выявление и исправление ошибки; 0,5 бал
ла
выявление
ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка,
замена слов, нарушение по
рядка слов); 0,25 балла
ошибка выявлена, но не
исправлена,
или предпринята
аграмматичная попытка исправления ошибки; О
баллов
ошибка не выявлена.
3.
Составление предложений из слов, предъявленных в началь
ной форме
Инструкция:
я назову слова, а ты постарайся составить из них
предложение.
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл
предложение составлено верно; 0,5 балла
нарушен порядок слов;
0,25 балла
наблюдаются пропуски, при
внесения или замены слов, аграмматизмы,
незначительные смыс
ловые неточности; 0 баллов
смысловая неадекватность или
отказ
от выполнения задания.
4.
Добавление предлогов в предложение
Инструкция:
сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся
вставить слово,
которое в нем пропущено.
Лена наливает чай ... чашки.
Почки распустились ... деревьях.
Птенец выпал ... гнезда.
Щенок спрятался ... крыльцом.
Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1
-
й
стимулирующая
(«Неверно, подумай еще!»);
2
-
ой
-
в виде вопроса к пропущенному
предлогу
(Наливает чай куда?).
Оценка:
1 балл
правильный ответ; 0,5 балла
правильный
ответ после
стимулирующей помощи; 0,25 балла
правильный ответ после помощи второго
вида; 0 баллов
неэффективное
использование помощи как первого, так и второго
вида.
5. Образование существительных множественного числа в име
нительном и
родительном паде
жах
Инструкция:
один
дом, а если их много, то это
дома.
один
стол, а много
это...
стул
окно
звезда
ухо
Инструкция:
один
дом, а много чего?
Домов.
один
стол, а много чего?
...
стул
окно
звезда
ухо
Оценка: 1
балл
правильный
ответ; 0,5 балла правильный от
вет после
стимулирующей помощи; 0,25 балла
форма образо
вана неверно; 0 баллов
невыполнение.
Серия
III
.
Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция:
у кошки
котята, а у...
козы
собаки
волка
курицы
утки
свиньи
лисы
коровы
льва
овцы
2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция:
кукла из бумаги
бумажная.
шляпка из соломы
кисель из клюквы
горка изо льда
салат из моркови
варенье из вишни
суп из грибов
варенье из яблок
лист дуба
варенье из сливы
лист осины
б)
Качественных
Инструкция:
если днем жара, то день
жаркий, а если...
мороз
солнце
снег
ветер
дождь
в)
Притяжательных
Инструкция:
у собаки лапа собачья, а у...
«
кошки
волка
льва
медведя
лисы
Оценка
для всех заданий серии производилась по общим крите
риям: 1 балл
правильный ответ; 0,5 балла
самокоррекция
или правильный ответ после
стимулирующей помощи; 0,25 бал
ла
неверно образованная форма; 0 баллов
невыполнение.
Серия
IV
. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик»
(пять картинок)
или по другой серии из 4
-
5 картинок.
Инструкция:
посмотри на эти картинки, постарайся разложить
их по порядку и
составь
рассказ.
Оценка
производилась по трем критериям.
а)
Критерий смысловой целостности:
б баллов
рассказ соот
ветствует ситуации,
имеет все смысловые звенья, расположен
ные в правильной последовательности; 2,5
балла
допускаются
незначительное искажение
ситуации, неправильное воспроизве
-
дение причинно
-
следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл
выпадение
смысловых звеньев, существенное иска
жение смысла, либо рассказ не завершен; 0
баллов
отсут
ствует описание ситуации.
б)
Критерий
лексика
-
грамматического оформления высказывания:
5 баллов
рассказ
оформлен грамматически правильно с адек
ватным использованием лексических
средств; 2,5 балла
рас
сказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются
стереотип
ность оформления, единичные случа
и поиска слов или неточ
ное
словоупотребление; 1 балл
наблюдаются аграмматизмы,
стереотипность
оформления, неадекватное использование лек
сических средств; 0 баллов
рассказ
не оформлен.
в)
Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 бал
лов
самостоятельно
разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла
картинки разложены со
стимулирующей помощью,
рассказ составлен самостоятельно; 1 балл
раскладывание кар
тинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов
задание недоступно да
же при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция:
сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай
внимательно,
запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл
ся. Горошины
весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три
горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в
канаву. Она дала росток.
Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка
производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.
а)
Критерий смысловой целостности:
5 баллов
воспроизведе
ны все основные
смысловые звенья; 2,5 балла
смысловые зве
нья воспроизведены с
незначительными сокращениями, нет
связующих звеньев; 1 балл
пересказ
неполный, имеются
значительные сокращения, или искажение смысла, или
вклю
чение посторонней информации; 0 баллов
невыполнение;
б)
Критерий лексико
-
грамматического оформления:
5 баллов
-
пересказ составлен
без нарушений лексических и грамматичес
ких норм; 2,5 балла
пересказ не
содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления
высказывания,
поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл
от
мечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные за
мены,
неадекватное использование слов; 0 баллов
пересказ
не доступен;
в)
Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов
само
стоятельны
й пересказ
после первого предъявления; 2,5 бал
ла
пересказ после минимальной помощи
(1
-
2 вопроса) или
после повторного прочтения; 1 балл
пересказ по вопросам;
О
баллов
пересказ не доступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию,
суммируются, затем высчитывается
количество баллов за всю серию.
Заключение
Таким образом, экспресс
-
вариант включает 77 заданий, не считая проверки
звукопроизношения. Все задания объединены в 4 серии с одинаковыми максимальными
оценками в 30 баллов. Наибо
льшее количество баллов за всю методику равно 120.Приняв
эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения
речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней
успешности:
4 уровень
100%
-
80%
3
уровень
79,9%
-
65%
2 уровень
64,9%
-
45%
1 уровень
44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить
индивидуальный речевой профиль: 1
фонематическое восприятие, 2
артикуляционная
моторика, 3
звукопроизношен
ие, 4
звуко
-
слоговая структура слова, 5
грамматический строй, 6
словообразование, 7
связная речь. Получив такой профиль,
можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные
компоненты речевой системы ребенка, и основыв
аясь на этом, разработать
коррекционную программу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.a._metodich._razrabotka.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(авторская)

«Развитие речевой активности у детей с ТНР через использование современных инновационных технологий».

                  Составила:

                                                 учитель логопед

                                                 Киреенко Ольга Владимировна

2018 г.

Санкт-Петербург 

        Речь – одна из центральных важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум.

        Речевая активность - важный элемент речевого механизма, отражающий стремление человека к вербальному высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном владении языком, основанном на потребности речевого самовыражения.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. 

Основу новой системы образования составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому, гармоничное воспитание личности ребёнка не мыслится вне развития его познавательной и речевой активности.

Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость. Это ведёт к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности. Из этого следует, что проблема речевой активности у детей, имеющими ТНР является наиболее актуальной, а целенаправленная работа (в контексте ведущей коррекционно-образовательной деятельности) по её развитию выступает как одно из обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности актуальной не только в связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями (каждый второй нуждается в коррекции речи), её значимостью для развития речи, но и рядом других причин:

        - резким ухудшением здоровья молодого поколения, тянущим за снижение речевой активности из-за лёгкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизической основе;

        - существенным падением общего уровня культуры в обществе;

        - значительным уменьшением объёма общения взрослых с детьми из-за

  занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;

        - недостаточным вниманием педагогов к её формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности;

        - ростом количества детей, чьё раннее развитие происходит в ситуации

  социальной депривации (лишение возможности удовлетворять основные

  психофизиологические, социальные потребности).                

             Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР.

1. Игровые технологии, всестороннее развитие ребёнка через игру, активное включение в образовательную заинтересованную деятельность и общение.

         Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью. Является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С помощью игры успешно создаются условия развития речи и речевой активности.

        Применение в учебном процессе через использование:  

-  игровых обучающих ситуаций (социо-игровая технология);

-  дидактических игр;

А. Игровые обучающие ситуации (ИОС).

        Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать речевые задачи и значительно повышают речевую активность, так как, прежде всего, это игра-общение. ИОС (приготовленные заранее или экспромтные) легко создаются, когда занятие проводится в рамках единого игрового сюжета.            

        Виды ИОС:

  • ситуации-иллюстрации;
  • ситуации-упражнения;
  • ситуации-проблемы;
  • ситуации-оценки.

        Ситуации-иллюстрации. Дети наблюдают за игровыми действиями, разыгранной взрослым. Используются в работе с детьми, имеющими тяжёлый речевой диагноз, на начальном этапе коррекционного обучения.

        Ситуации-упражнения. Дети не только слушают и наблюдают, но и выполняют игровые действия, связывая их в сюжет; активно общаются, учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового взаимодействия.

        Ситуации-проблемы. Решая проблему, дети выдвигают свои предположения, делают выводы и обобщения. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции и уровень речевой активности высок.

        Ситуации-оценки, когда игровая проблема уже решена, и дети сами анализируют, обосновывают принятое решение, оценивают его.

         Б. Дидактические игры.

        Для коррекции речевых нарушений и развития речевой активности используются все виды дидактических игр:

  • настольно-печатные;
  • словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации;
  • игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования;
  • игры с предметами (игрушки и реальные предметы).

Игры с предметами наиболее эффективны для развития речевой активности. Они очень нравятся детям, Основанные на возможности взять, потрогать, переставить, подержать игрушку (предмет), вызывают у ребёнка восхищение, желание непременно участвовать в игре, создают условия для речевой активности детей.

Игры с предметами решают задачи:

  • Способствуют установлению контакта между детьми и педагогом.
  • Развивают способность к самостоятельной игре.
  • Обогащают нравственные представления.
  • Решают речевые задачи: обогащают словарь; формируют грамматический строй речи; развивают связную речь.
  • Повышают интерес и речевую активность.

                 Оборудование, которое используется для игр с предметами:

Игрушки:

  • мячи, кубики, машинки, пирамидки, удочка;
  • игрушечные предметы обихода, посуда, продукты питания;
  • муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов;
  • муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых;

Реальные предметы, окружающие ребёнка:

  • различные атрибуты (платочки, прищепки, декоративные камушки);
  • природный материал (шишки, ракушки, …).
  • необычные предметы («чудесный» мешочек, ловушка, бусы, кристаллы, звёздочки, чудики, цветик-семицветик);
  • «волшебные» предметы: «волшебная» палочка, «волшебная» шкатулка, накидка волшебника.

Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность                 в процессе обучения.

2. Технология позитивного настроя, направленная на создание ситуации успеха; формирование у детей уверенности в собственных силах и речевой активности.

Применяется в учебном процессе через:

  1. создание комфортны психологических условий;
  2. сюжетно-тематическую организацию занятия;
  3. использование сюрпризных моментов;
  4. использование игровых форм оценки.
  5. двигательную активность.

        При проведении занятия необходимо создать комфортную обстановку, направленную на преодоление коммуникационных зажимов:

  • доверительные отношения педагога с детьми, искренняя заинтересованность в совместных действиях, играх, которую дети очень чувствуют; желание и постоянная готовность оказать помощь; живость эмоций;
  • позитивный эмоциональный характер занятия, приносящий ребёнку чувство удовлетворения, желание учиться, узнавать новое;
  • снятие «ошибко-боязни» при ответах.

        Дети с речевыми нарушениями очень чувствительны не только к содержанию обращённой речи педагога, но и её интонационному оформлению. Очень важна эмоциональность речи, с использованием всех интонационных средств; интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания. Речь должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз.

1. Сюжетно-тематическая организация занятия.

Организация занятия с использование единого игрового сюжета наиболее целесообразна для активизации речи, так как соответствует детским психофизическим данным. Учебный материал легче усваивается в рамках:

- сюжета сказки;

- известного мультфильма;

- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок;

- приключения, игры;

- одной лексической темы.

По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; лексико-грамматические категории; навыки правильного звукопроизношения, при этом сохраняется стойкий интерес на протяжении всего занятия и высокий уровень познавательной и речевой активности.

         2.  Сюрпризный момент - игровой приём, который необходимо использовать на каждом занятии. Он очень эффективен для повышения речевой активности. Детям нравится, прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего-то интересного.

        Сюрпризный момент обеспечивается:

        а) введением игрового персонажа (опосредованное общение с детьми через игрушку):

-   игрушки (куклы, фигурки животных);

-   яркие иллюстрации сказочных героев и героев мультфильмов;

-   кукла-перчатка (оживший сказочный персонаж;

-   пальчиковые фигурки.

        Их использование может быть:

  • в начале занятия: «сообщает» тему, «приглашает» детей отправиться в путешествие, затем «уходит» или «остаётся» играть с детьми;
  • в ходе занятия: перед новым заданием, как эффективный способ переключения с одного вида деятельности на другой: «приносит» задания, «задаёт» вопросы, «загадывает» загадки;
  • в конце (для игрового подведения итогов занятия): «хвалит» детей, «раздаёт» оценки.

б) внесением сюрпризных предметов, с помощью которых задаются или выполняются задания (телефон, «волшебная» палочка, «книга весёлых историй», «чудесный» мешочек, «волшебная» шкатулка, «таинственная шапка»);

в) предложением интриги, тайны.

        3. Игровые формы оценки - фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности и повышения речевой активности.

        Умелое применение разных форм оценки способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребёнка, стимулирует потребность в речевом общении, развивает речевую активность. Оценка должна быть справедливой, ясной и понятной для ребёнка, содержать информацию о его успехах, выполнять стимулирующую функцию и всегда быть положительной. «Незаслуженная похвала может повредить лишь слабому, но незаслуженный упрек способен и сильного сбить с пути».

          Используется оценка:

  • в форме эмоционального отношения (всегда положительного, ободряющего): поддержка, похвала (должна быть направлена на поступок, а не на личность),

      позитивные реплики на высказывания детей;

  • в игровой форме:

- получение (и накопление) за правильные ответы различных символов (фишек, жетонов, звёздочек…);  

- использование переходного предмета-приза: игрушки, медальона, фонарика…;

  • рукопожатие кукольного персонажа;
  • трудовые подкрепления (раздача и сбор материала, игрушек).
  • привлечение к оценке самого ребёнка, что способствует формированию самооценки, самоконтроля: «Что тебе сегодня удалось? Что не получилось?»

Для поддержания стойкого интереса и речевой активности детей применяется не только языковая, зрительная наглядность (игрушки, яркий иллюстративного материал, необычные и «волшебные» предметы, предметов-«помощники» …), но и музыкальная (аудио- и видеозаписи).

Активная двигательная деятельность, является предпосылкой для активной речевой деятельности. Очень важно её правильно организовать в течении занятия: дети могут сидеть за столами; стоять (рассматривание пейзажа за окном, картины, игра в мяч); сидеть на полу (или даже лёжа на животе на ковре). Допускается в ходе занятия свободное общение и передвижение в случае надобности. Ребёнку даётся выбор – принять участие в игре или наблюдать со стороны, включиться или выйти из игры в любой удобный для него момент, по собственному желанию (особенно это касается детей с повышенной утомляемость, дефицитом внимания). Обязательно включается в каждое занятие динамическая пауза (физкультминутки, игры – речь с движением), проводимые с применением аудио- и видео-сопровождения, вносится игровой персонаж, который вместе с детьми «выполняет» упражнения.         

3. Технология наглядного моделирования: направленная на облегчение запоминания у детей путём образования дополнительных ассоциаций, развитие речемыслительной деятельности.

Применение в учебном процессе: Использование картинно-графических планов для составления описательных рассказов, пересказов, заучивания стихов по всем лексическим темам.

Результатом использования данной технологии является: овладение детьми связной речью, развитие увеличение объёма памяти, повышение речевой активности.

4. Технологию проблемного обучения, направленную на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

Применение в учебном процессе: создание для детей проблемной ситуации, в процессе разрешения которой они овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками; развитие мыслительных и творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации; а также речевая активность детей.

5. Цифровые образовательные технологии, направленны на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей; расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

        В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится введение в дошкольное образование инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ).

        Всё чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребёнка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера. Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.

Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания, высокая познавательная и речевая активность детей.

6. Технология сотрудничества, направлена на реализацию равенства, партнёрства в отношениях педагога и ребёнка, гуманно-личностный подход к ребёнку.              

Применение в учебном процессе. В концепции сотрудничества важнейшее место занимают отношения «педагог-ребёнок», ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий (свобода и самостоятельность выбора), даётся оценка, находясь в состоянии сотрудничества, равенства и сотворчества.

        Используемые приёмы:

  1. Действия по выбору.
  2. Элементы соревнования (Кто скажет больше слов? Кто лучше скажет?).
  3. Словесные приёмы:

- непосредственное обращение к ребёнку с просьбой посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод,

- обращение к ребёнку через посредника, в качестве которого выступает другой ребёнок. Это побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами, сообщениями, что ещё больше стимулирует речевую активность.

Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления и речевой активности детей.

        Другие приёмы для развития речевой активности детей:

        1. Использование активизирующих речь техник:

         - провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться (Я-снеговик, у меня нет друзей, и мне хочется плакать…).

        - абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде (Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?).

Желаю коллегам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....

Методическая разработка по теме игровой ситуации «Путешествие за цветком Здоровья» с использованием современных образовательных технологий

- Учить детей соблюдать режим питания. - Формировать правильную осанку, дыхание психомоторные функции и умение расслабляться. - Формировать у детей элементарные представления о своём организ...

Презентация " Развитие речевых навыков дошкольников в экологическом воспитании через использование современных образовательных технологий"

Синквейн- один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат....

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...