Формирование математических представлений о величине посредством решения проблемных ситуаций
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Программное содержание.
Закреплять знания детей о последовательности дней недели, о составе числа.
Продолжать упражнять в определении времени по часам.
Закреплять умения измерять длину и высоту предметов с помощью условной мерки; сравнивать предметы по толщине и высоте.
Продолжать учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру; выделять зависимость между количеством групп и предметов в них; соотносить размер мерки и количество мерок.
Продолжать формировать представления о необходимости метода «измерение» для оценки количественной характеристики массы.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Продолжать подводить детей к решению задачи.
Учить детей согласованным действиям при решении поставленных задач
Воспитывать уважительное отношение к лесным жителям.
Материал. Карточки с цифрами, картонные полоски разной длины и ширины, палочки-мерки, карандаши, грядка-муляж, коробочки-кормушки с семечками, чайные ложки, грибочки, ёлочки, бутылочки с подкрашенной водой, стаканчик, телефон, макет часов, два тазика, ведёрко с землёй.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«Формирование математических представлений о величине посредством решения проблемных ситуаций»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Мордик И. С.
г. Кашира-2008 г.
Программное содержание.
Закреплять знания детей о последовательности дней недели, о составе числа.
Продолжать упражнять в определении времени по часам.
Закреплять умения измерять длину и высоту предметов с помощью условной мерки; сравнивать предметы по толщине и высоте.
Продолжать учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру; выделять зависимость между количеством групп и предметов в них; соотносить размер мерки и количество мерок.
Продолжать формировать представления о необходимости метода «измерение» для оценки количественной характеристики массы.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Продолжать подводить детей к решению задачи.
Учить детей согласованным действиям при решении поставленных задач
Воспитывать уважительное отношение к лесным жителям.
Материал. Карточки с цифрами, картонные полоски разной длины и ширины, палочки-мерки, карандаши, грядка-муляж, коробочки-кормушки с семечками, чайные ложки, грибочки, ёлочки, бутылочки с подкрашенной водой, стаканчик, телефон, макет часов, два тазика, ведёрко с землёй.
Ход занятия
Дети входят в зал. Звучит фрагмент аудиозаписи «Наедине с природой».
Воспитатель. Дети, куда это мы попали? (В лесную школу.) А как вы думаете, кто здесь учится? (Ответы детей.) В лесной школе учатся не только решать математические задачи, но и заботиться о лесных жителях. Но, что-то никого не видно. Ой, я совсем забыла, в воскресенье звонил доктор Айболит и через два дня в 9 часов утра приглашал побывать у него в гостях в лесной сказочной школе. Дети, а в какой день недели мы должны быть в гостях? (В среду.) А сегодня, какой день недели? (Среда.) А сколько сейчас времени? ( 9 часов.) Так теперь вы поняли, почему именно сегодня мы оказались в лесной школе? (Ответы детей.) Но где, же доктор Айболит?
У воспитателя звонит телефон. Он отвечает.
Воспитатель. Дети, это звонил Доктор Айболит, он задерживается в Африке и просит вас позаботиться о лесных жителях, помочь им разрешить их проблемные ситуации. О них доктор Айболит рассказал мне ещё в воскресенье по телефону. Вы, согласны. (Да.) Но в лесной школе все звери и птицы дружат и поэтому каждый из вас должен найти себе друга. Предлагаю взять карточки с цифрами, объединить их, чтобы образовалось число шесть. .
Дети встают в пары.
Воспитатель. Ну, а теперь приступим к решению проблемных ситуаций.
Первая проблемная ситуация.
В лесной школе есть огород. На грядках там растут овощи. Лесным жители надо помочь сделать заборчик вокруг грядок из дощечек (перед детьми дощечки разной длины и ширины), а то старый совсем сломался. Высота заборчика должна быть на две мерки больше, высоты грядки. Меркой может служить палочка. Каждый должен найти и «прибить» нужную дощечку.
Дети измеряют вначале меркой высоту грядки, затем ищут среди дощечек дощечку нужной длины. (4 мерки)
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задаёт вопросы:
-Что же вы делали, чтобы узнать, подойдёт ли ваша дощечка по размеру? (Ответы детей.)
Вторая проблемная ситуация.
Воспитатель. А сейчас приступим к выполнению второго задания. Подойти ко мне (перед воспитателем стоят фигуры, имеющие форму прямоугольника и треугольника), посчитайте фигуры и сделайте из них кормушки для белочек.
После выполнения задания воспитатель задаёт вопросы:
-Сколько фигур было вначале?
-Сколько получилось домиков?
-Почему получились разные числа, ведь количество фигур не изменилось? (Ответы детей.)
Затем воспитатель вместе с детьми делает вывод: чем меньше мерка, тем больше число и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.
Третья проблемная ситуация.
Воспитатель. Предлагаю каждому ребёнку взять по одной кормушке, сесть за парту и послушать следующее задание. Доктор Айболит попросил нас покормить белочек. Для этого в каждую кормушку вам необходимо насыпать по три столовых ложки семечек, но столовых ложек нет, есть только чайные. Как же нам отмерить три столовые ложки семечек? Вспомните, сколько чайных ложек семечек помещается в столовой ложке. А теперь измерьте семечки чайной ложкой, а счёт ведите столовых, ставя грибочки, которые будут означать, сколько столовых ложек отмерено.
После выполнения задания воспитатель спрашивает:
-Сколько вы поставили грибочков?
-Что обозначает один грибок?
-Сколько всего столовых ложек семечек отмерено? (Ответы детей.)
Молодцы! Это задание вы выполнили. Возьмите кормушки и поставьте около ёлочек. А теперь давайте превратимся в деревья и покажем , какие они красивые.
«Мы дружная семья деревьев»
С помощью мимики и движений дети изображают дерево, о котором говорит воспитатель.
Я - сильный дуб, протягиваю ветки-руки к солнцу.
Я - нежная тоненькая берёзка, опустила ветки-руки к земле.
Я - печальная тоненькая осинка, качающаяся от ветра.
Я - просто яблонька, наклонившая голову к своему ребёнку –маленькой яблоньке.
Я – весёлая ёлочка, колючая иголочка, наклонившая ветки – руки к земле.
Мы – дружная семья деревьев. (Дети обнимают друг друга за плечи.)
Воспитатель. А сейчас ответьте на вопрос: ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у берёзы. Что толще – ствол дуба или ствол берёзы? (Ствол дуба).
Отгадайте загадку:»Чем больше берёшь, тем больше она становится» (Яма).
Эта загадка может вызвать затруднения у детей. Отгадать её может помочь практический эксперимент. Например, можно выкопать ямку для растения.
Четвёртая проблемная ситуация.
Воспитатель. Приступаем к решению последней проблемной ситуации. Для этого вам надо сесть за парты и послушать меня. Доктор Айболит заготовил в одной бутылочке микстуру от кашля, а в другой – лекарство для компрессов, а подписать забыл. Как известно лекарство для компрессов пить нельзя . И когда он хотел подлечить простывших зайчат, то уже не смог определить, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было меньше, чем микстуры. Давайте поможем Айболиту. Что надо для этого сделать? (Надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения.)
Воспитатель с помощью двух детей измеряет жидкости в бутылочках, а остальные дети откладывают два ряда предметов, сравнивают их. Выясняют, что розовая жидкость – микстура, потому что её больше: ведь доктор Айболит помнит, что микстуры было больше, а жидкости голубой для компрессов меньше.
Воспитатель. Ну, вот мы и помогли лесным жителям разрешить их проблемные ситуации: сделали забор нужной высоты, воспользовавшись меркой; кормушки, узнав при этом, что чем больше мерка (количество предметов), тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число; насыпали в кормушки семечек, научившись заменять одну мерку другой; помогли доктору Айболиту определить, где у него какая жидкость, используя при этом мерку и сравнивая жидкости.
Звучит музыка.
Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Многое мы узнали о лесной школе и даже кое-чему научились, правда? А теперь нам пора домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...
Опыт работы по теме:«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий"
Опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...
"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "
В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В рамках системы педагогических наук, весьма важной проблемой является вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Это связано с тем, что у дошкольников не наблюдается психологическая реа...
Комментарии
Спасибо!Очень познавательное
Спасибо!Очень познавательное занятие, возьму в свою копилку.
Применение современных
Применение современных педагогических технологий весьма актуально.Возьму себе на заметку