ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
консультация

Бойченко Лариса Леонидовна

В рамках системы педагогических наук, весьма важной проблемой является вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Это связано с тем, что у дошкольников не наблюдается психологическая реакция защитного характера на окружающую обстановку, свойственную взрослым людям. Формирование у детей дошкольного возраста активных навыков осознанного безопасного поведения в урбанизированной зоне, в том числе на дорогах, является для педагогического состава любого дошкольного образовательного учреждения одной из самых важных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

В рамках системы педагогических наук, весьма важной проблемой является

вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Это связано с тем, что у дошкольников не наблюдается психологическая реакция защитного характера на окружающую обстановку, свойственную взрослым людям. Формирование у детей дошкольного возраста активных навыков осознанного безопасного поведения в урбанизированной зоне, в том числе на дорогах, является для педагогического состава любого дошкольного образовательного учреждения одной из самых важных задач.

       Многие современные научные исследования дают представления о том, что у старших дошкольников и младших детей школьного возраста имеют место значительные разрывы в восприятии теоретических знаний и воплощения практического опыта.

      Одной из первостепенных задач педагогов дошкольных учреждений и родителей дошкольников состоит не столько в том, чтобы самостоятельно защищать и

оберегать ребенка, а, более, в подготовке его к возможной встрече с разнообразными, подчас сложными, а во многих случаях и опасными, проблемными, жизненными ситуациями, дать знания о осознанных действиях в каждой из возможных обстановок, оказывать помочь ребенку в усвоении моделирования самых распространенных алгоритмов действия в разных дорожных проблемных ситуациях.

Можно компетентно заявлять, основываясь на трудах многих современных

авторов-педагогов, что наиболее доходчивой формой донесения знаний детям по

правилам дорожного движения является игровая форма. «Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме» [6]. Помимо этого, на сегодняшний день наблюдаются множественные исследования в области ознакомления детей безопасному поведению на дорогах

(Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Так, к примеру, Л. Григорович делает предложение педагогическим работникам и родителям дошкольников рассматривать совместно с детьми иллюстрации, на

которых изображены опасные дорожные ситуации, способные вызвать у них сопереживание, эмоциональный отклик, которые заставляют оценить, задуматься, смоделировать ситуацию в реалии, сформулировать выводы о неправильном или правильном поведении изображенного объекта[3, с. 45].

Другой исследователь, С. М. Мартынов, в свою очередь, акцентируется на соблюдение двух основных принципов – создание безопасной среды существования

ребенка, а также в ежедневном кропотливом труде по воспитанию детей.

Ученые К.Белая и В.Зимонина дают детальные советы педагогам и родителям

дошкольников, предлагая оформлять конспекты занятий, бесед, театрализованные

представления [2].

Дальнейший анализ литературы представляет, что большая часть современных

исследователей предлагают для формирования культуры безопасности у дошкольников применять использование различных игровых методов и приемов изучения правил безопасности нахождения в общественных местах, такими, как, к примеру , игровые проблемные ситуации.

В статье видных ученых О.М. Ельцовой и А.Н. Тереховой дается такое определение: «Игровые обучающие ситуации – одна из форм совместной деятельности.

Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность» [4, с. 17]. Вышеназванные авторы приводят следующую классификацию игровых обучающих ситуаций:

1) ситуация-иллюстрация;

2) ситуация-проблема;

3) ситуация-упражнение;

4) ситуация-оценка.

Ситуация-проблема является значительно перспективным методом введения

ребенка в процесс обучения. Таким образом, будет нужна такая организация естественного образовательного процесса, предполагающую создание под руководством педагога дошкольного образовательного заведения проблемных моментов и активную автономную деятельность непосредственно дошкольников по их решению.

Участие в ситуациях-проблемах старших дошкольников, по мнению многих

научных исследователей, может способствовать изучению ими главных векторов социальных отношений, их моделированию стратегии и алгоритмов поведения в урбанистическом пространстве. В данных ситуациях взрослый, сформировавшийся человек может привлечь внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Энергично участвуя в моделировании и разборе ситуаций-проблем, дошкольник может найти выход своим переживаниям и чувствам, учится определять и принимать верные решения. Дошкольник понемногу начинает овладевать навыками прогноза возникновения реальных последствий своих действий и поступков, а также на основе их строить последующий игровой сюжет и осознанно контролировать своё игровое поведение. Стоит заметить, что в ситуациях-проблемах каждый дошкольник вынужден находиться в активной действующей позиции, что и составляет их педагогическую ценность.

Можно привести основные требования, предъявляемые к проблемным ситуациям при моделировании поведения на дороге [5]:

- проблема должна достоверно соответствовать получаемой учебной

информации, познающейся ребенком, а соответствующей уже также уже

имеющейся у него информации;

-проблемная ситуация для дошкольника должна создавать весомую

трудность в поиске ее решения, но и  с другой стороны быть ему по силам, таким

образом содействуя формированию надобностей в ее решении;

- проблемная ситуация в процессе ее решения вынуждена вызывать

потребность в анализе новых обстоятельств, напрямую связанных с

рассматриваемой;

-ядро проблемной ситуации составляет многовариативность информации;

- формулировка проблемной ситуации будет предельно ясной и свободной

от неясных для обучаемых формулировок;

- проблемная ситуация обязана кидать вызов пытливости обучающихся;

- проблемная ситуация будет базироваться на существенных дидактических

принципах обучения;

- решение ситуации-проблемы должно быть направлено на наибольшую

независимость и свободу творческой деятельности дошкольника;

Методика выполнения проблемных ситуаций должна предусматривать выполнение дошкольниками различных заданий.

К примеру, дошкольнику предлагается серия различных фотографий или рисованных картинок, на которых изображены различные линии поведения персонажей в условиях города, в том числе таких, как: при переходе через дорогу, поведения детей на дороге, нахождения рядом с проезжей частью, где необходимо детально

рассмотреть и по пунктам объяснить, что именно правильно или неправильно в действиях людей.

Также к работе было бы весьма целесообразно подключить родителей, для которых можно было бы проводит ьразличные индивидуальные консультации, давая

объяснения важности оказания посильной помощи ребёнку в получении информации по поводу безопасного поведения в городе, на проезжей части, значимости этих

знаний для сохранения здоровья и жизни [2].

Использование ситуаций-проблем в процессе дидактических игр должно подчиняться таким правилам, как:

- обучение детей решению проблемных моментов в знакомых местах

города проживания;

- подбор различных ситуаций, опирающихся на имеющийся опыт детей;

- выступление действующими лицами в проблемных ситуациях

абстрактных, сказочных персонажей;

- разыгрывание различных проблемных ситуаций в инсценировках

сказочных произведений, а также в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты формирования культуры безопасного поведения дошкольников на дороге, можно выделить некоторые основные выводы. Таким образом, проблемные ситуации будут являться одним из наиболее эффективных методов вырабатывания теоретических знаний и практических навыков о безопасности жизнидеятельности у старших дошкольников, при условии всесторонней содержательной и эмоциональной предварительной подготовки детей к решению проблемных и игровых задач, следовании определённого алгоритма работы по созданию знаний о безопасности нахождения в потенциально опасных местах, таких как проезжая часть. Стоит особо отметить, что в решении проблемных ситуаций, рост продуктивности фиксации в памяти правил безопасности жизни может быть объяснено собственной активностью ребенка . По мере взросления ребенка усложняются и проблемные ситуации, предлагаемые им к решению. Можно констатировать, что игровые ситуации проблемного характера могут и должны употребляться педагогом в своей деятельности не лишь изредка, а органично включаться в

профессионально разработанную схему обучения и воспитания либо в отдельный,

конкретный ограниченный во времени образовательный проект.

Литература

1. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по

основам безопасности детей дошкольного возраста: кн. для восп. дет. сада/

К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение,2006.

2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. – М.:

Сфера, 1998. – 40 с.

3. Григорович, Л.С. Опасные ситуации в жизни детей / Л.С. Григорович //

Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С.25-31.

4. Ельцова, О.М. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с

дошкольниками / О.М. Ельцова, А.Н. Терехова // Дошкольная педагогика. – 2011

5. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме

«Правила и безопасность дорожного движения» / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...

Педагогический форум Тема опыта: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – технологии в образовательной деятельности»

Причиной написания опыта на данную тему, послужили низкие результаты диагностики по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге    с использованием...