Статья "Значение развивающих игр и упражнений для успешного ознакомления детей с математикой."
статья (математика) по теме
Встатье представлен материал о значении развивающих игр для ознакомлении детей дошкольного возраста с математикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 57.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №24 Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №24 комбинированного вида администрации
Василеостровского района Санкт – Петербурга.
«Значение развивающих игр и упражнений
для успешного ознакомлении детей с математикой.»
Воспитатель Шнитко Н.Р.
… ребёнок чаще всего выбирает именно ту
игру и занятие, к которой более всего
склонен, в которой он добивается успеха .
В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формированию у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
В дошкольном возрасте учебная деятельность развивается в процессе игры, так как игра является ведущей деятельностью. Игра - основное и любимое занятие детей дошкольного возраста. В игре часто сложное, становится доступным. Восприятие материала, опирающего на игру, идёт через увлекательную активность дошкольника, переработка информации более быстрая.
Немаловажную роль в переработке материала играют эмоции. В игре, как правило, эмоциональный подъём наиболее выражен, а сознание подключено через мышечные чувства, через чувства общности и индивидуальности. На ассоциативное восприятие опирается и развитие речи детей.
Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании определённых условий. Успех в развитие познавательного интереса у дошкольников зависит во многом от желания ребёнка.
В комплексном подходе к воспитанию и обучения дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Основной дидактический принцип от более лёгкого к более трудному, от наблюдений к элементарным обобщениям. Так методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (задачи-шутки, загадки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, овладению поисковыми подходами к решению математической задачи. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. В работе с детьми 5-6 лет используют простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки и другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются такие качества личности ребёнка как самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность. Вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Перед воспитателем стоят несколько задач:
- Прививать интерес к занятиям, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный игровой материал.
- Развивать образное и поэтическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале), память, внимание.
- Так как образование носит вербальный характер, то есть успешное обучение ребёнка зависит от уровня его речевого развития, следует, что одной из главных задач является развитие речи, умения связно высказывать свои суждения.
- Дать базисные знания.
Воспитатель должен опираясь на наблюдения и практический опыт детей, применять систему разнообразных упражнений, дидактических игр и наглядных пособий, создавать проблемные ситуации, заставляющие ребят находить решения, подводя его к открытию определённых закономерностей. Так методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению математических задач.
Такой материал можно включить в основную часть занятий и вне их, или использовать в конце занятий, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Также их можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе решения задач на смекалку, головоломку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства, в какой - бы сфере он потом не трудился. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение развивающих игр и упражнений в умственном и всестороннем развитие детей.
Список литературы.
1.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
С – Петербург 1996г
2. Михайлова З.А. «Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений»
3. Серова З.Л. «Формирование математических представлений для дошкольников» Ж.Д. №%-:, 1991г.
4. Непомнящая Р.Л , Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников.»
С-Петербург 1996г.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников»
- Столяр А.А. « Давайте поиграем»
- Столяр А.А. «Педагогика математики».
- Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике».
- Тихомирова Л.Ф «Логика для дошкольников»
- Попов Г.П. , Усачёва В.И. « Занимательная математика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Тема : "Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка."
Игры направленые на формирование умственных способностей требуют целенаправленной активной мыслительной деятельности...
Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста
Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни....
Статья "Значение строительной игры для развития детей среднего возраста"
Статья "Значение строительной игры для детей среднего возраста" (консультация для воспитателей)...
Статья: «Значение развивающих игр математического содержания для развития детей дошкольного возраста»
Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельным и личностным подходом к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста.Актуальность темы:Программа «Дава...
Статья: Значение развивающей игры в развитии дошкольника.
Развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок...
Статья "Значение пальчиковых игр упражнений в развитии дошкольников."
Значение пальчиковых игр упражнений в развитии дошкольников....
Статья "Значение развивающей игры в развитии дошкольника"
Консультация для родителей....