Статья "Значение пальчиковых игр упражнений в развитии дошкольников."
статья по развитию речи (младшая группа)
Значение пальчиковых игр упражнений в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_palchikovyh_igr_uprazhneniy_v_razvitii_doshkolnikov.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение пальчиковых игр упражнений в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей ученые выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении.
Пальчиковая гимнастика для 2-й младшей группы
- «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.
- «П а л ь ч и к и з д о р о в а ю т с я». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.
- «Ладошки-кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.
- «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.
- «Дети бегут наперегонк и». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
- Инсценирование потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
- «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.
- «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
- «Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.
- Инсценирование потешки:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья,
Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.
- Инсценирование потешки:
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников
Значение пальчиковой гимнастики, примеры комплексов пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет....
«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло ...
Статья «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
К статье прилагаются комплексы пальчиковых гимнастик для разных возрастов дошкольников....
Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников (2-7 лет). Картотека игр по возрастам.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»...
Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников
Тренинг-консультация для воспитателей....