"Лекарственные растения"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Никитина О.Ф., воспитатель
высшей квалификационной категории
13.Мастер-класс «Лекарственные растения»
( конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе)
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о понятии «природа» и ее видах.
2.Формировать представления детей о пользе и представлении лекарственных растений, правильно называть и узнавать их.
3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-моделями, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.
4.Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения. Комбинаторские способности.
Методические приемы:
Беседа; дидактические игры «Заряд бодрости», «Что где растет?», «Расскажи все растении»; работа со схемами-моделями, сигнальными карточками, работа по опорным карточкам, физминутка, составление рассказа по план-схеме, загадывание загадок, чтение стихов, пение песни.
Предварительная работа
Экскурсия в аптеку, чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, рассматривание иллюстративного материала, просмотр диафильма «Волшебные травы» сюжетно-ролевые игры, игры- эксперименты.
Словарная работа:
Фитотерапия, фармацевт.
Оборудование
Схемы-модели, опорные карточки, картина «Что где растет?», карточки с лекарственными растениями, засушенные лекарственные растения, план-схема, чайник.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-
класс из раздела «Формирование основ здорового образа жизни у детей с
использованием нетрадиционных методик оздоровления». Этот мастер-класс
будет показан в рамках реализации проекта «Здоровее дети - здоровая
нация». Так, как наше дошкольное учреждение работает в инновационном
режиме по теме:
«Экологизация социально-активной позиции детей дошкольного возраста» и осознавая, всю важность взаимодействия и взаимосвязи экологического воспитания и оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста я разработала познавательное эколого-оздоровительное занятие «Лекарственные растения». Целью, которого, является:
- воспитание у детей экологической культуры и здорового образа жизни. В содержании мастер - класса я включила следующие инновационные методы и приемы оздоровления детей:
- элементы музыкотерапии;
- игра-релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений;
- пальчиковая игротерапия;
- офтальмотренаж;
- самомассаж;
- кинезиологическая гимнастика;
- элементы ароматерапии;
- элементы фитотерапии.
Содержание мастер - класса я разделила на четыре блока: Цель первого блока:
- Расширять и углублять знания детей о понятии «природа» и ее видах;
закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-
моделями; развивать память, логическое мышление, коммуникативность,
слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Дети здороваются с гостями с музыкальным сопровождением.
- Здравствуйте (поют три раза в разном тембре и высоте голоса).
(Элементы музыкотерапии).
Воспитатель: Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте как я.
Игра- релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений «Заряд бодрости»:
- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
- Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
- Я вдыхаю красоту!
- Я вдыхаю силу!
(руки вверх - потянуться, затем опустить их - 2р. дыхательные упражнения).
Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.
Ребята, послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите о чем оно?
Сияет солнце, воды плещут
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Дети: Это стихотворение о природе
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Все что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: На какие два вида делится природа?
Дети: На «живую» и «неживую»
Воспитатель: Что относится к «живой»?
Дети: Растения, животные, человек.
Воспитатель: Что относится к «неживой»?
Дети: Камни, вода, солнце.
Воспитатель: Почему мы называем вид природы «живая»?
Воспитатель: Почему «неживая»?
Воспитатель: Составьте схему природы, но прежде мы
подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игротерапия «Наши пальцы»
- Пальцы встали дружно в ряд (показывают ладони с выпрямленными пальцами)
- Десять крепленых ребят (сжимают пальцы в кулаки)
- Эти два - всему указки
Все покажут без подсказки (показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими)
-Пальцы - два середнячка
Два здоровых бодрячка (показывают средние пальцы)
-Ну, а эти - безымянны
Молчуны всегда упрямы (показывают безымянные пальцы)
- Два мизинца - коротышки
Непоседы и плутишки (показывают мизинцы)
-Пальцы главные средь них -
Два больших и удалых! (показывают два больших пальца)
(составление схемы природы с использованием схем-моделей. Один ребенок у мольберта, другие на своих местах)).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли ... составил схему и оцените ответ товарища сигнальными карточками
(дети оценивают и говорят почему они так оценили ответ).
Цель второго этапа:
- систематизировать знания детей о лекарственных растениях, их пользе и
применении, совершенствовать умения решать проблемные ситуации,
закреплять умения работать с опорными карточками, расширять границы
своего опыта; развивать речь, речевую деятельность, память, наглядно-
образное мышление, зрительное восприятие, эмоциональную сферу общения.
Воспитатель: Дети, вы сказали, что к «живой» природе относится растения, животные, человек. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но ни об обыкновенных, а о лекарственных. Что это за растения? Расскажите об истории лекарственных растений и науке о них.
(Один ребенок рассказывает.)
Воспитатель: Назовите лекарственные растения?
(Дети называют.)
Воспитатель: А вот где они произрастают и что лечат, мы выясним с помощью игры «Что, где, отчего?»
- У каждого из вас лежит карточка с изображением лекарственных растений. Вы должны выйти, но не говорить названия растений и загадать о нем загадку.
(Ребенок выходит, загадывает загадку, а остальные отгадывают и говорят, что это растение лечит. Ребенок показывает карточку и прикрепляет ее, говорит, в каком месте произрастает это растение.)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в очень интересную и необычную
игру-молчанку «Пойди и найди». (Офтальмотренаж.)
Воспитатель: о правилах поведения при сборе лекарственных растений мы узнаем с помощью опорных карточек.
Правила поведения при сборе лекарственных растений:
- Нельзя рвать много растений
- Нельзя собирать растения возле железных дорог
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
- Нельзя пробовать растения на вкус
- Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
- Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Детивыходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
Физминутка (самомассаж)
-Головушка-соловушка
-Лобик-бобик
-Носик-абрикосик
-Ушки-непослушки
-Голышко- колоколышко
-Грудка-прибаутки
-Животик-бегемотик
-Ручки-крылышки
-Ножки-топотушки
Целью третьего этапа является:
-создание условий для использование на практике информации, полученной от организованной деятельности; обогащать восприятия мира: развивать умственную деятельность детей, память, креативность, эмоциональную сферу общения.
Выходит ребенок, берет букет лекарственных растений и рассказывает стихотворение.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, имеющих
Их тайну разгадать.
(Ребенок отдает букет воспитателю.)
Воспитатель: Действительно, есть в лекарственных растениях целительная сила. Как можно еще охарактеризовать их достоинства.
Дети: Травы жизни
Дети :Растения - целители
Дети: Живая сила
Дети: Растения, дарящие здоровье
Дети: Кладовая здоровья
Дети: Творения природы
Дети: Удивительные помощники здоровья
Дети: Растения, приносящие радость и счастья.
Кинезиологическая гимнастика.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет».
(Дети загадывают растение, а ребенок должен отгадать.)
- Это растение?
- Да.
- Оно лекарственное?
- Да-
- Оно растет дома?
- Нет.
- Оно растет красивыми красными цветками?
- Нет.
- У нее листья колючие?
- Да.
- Крапива? Да!
Целью четвертого блока является:
- Систематизировать и обобщить знания детей о лекарственных растениях,
используя при этом план-схему; развивать речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, вариативность в суждениях, умение анализировать, делать выводы.
Воспитатель: Дети, мы сказали, как и где можно собирать растения, а если мы не смогли их собрать, то где можно приобрести лекарственные растения?
Дети: В аптеке.
Воспитатель: Недавно мы были на экскурсии в аптеке, люди каких профессий там работают?
Дети: Фармацевты, провизоры.
Воспитатель: А вот о чем рассказала вам фармацевт, вы вспомните при помощи план-схемы.
Дети: Фармацевт рассказала нам, что лекарственные растения собирают с корнями в ясную, сухую погоду. Затем их сушат в пучках в затемненных
местах. Потом лекарственные растения перерабатывают и хранят их в тюбиках, коробочках, баночках, флаконах в темном, прохладном, сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи.
Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня приготовим целебный напиток «Здоровье» (Заваривание чая)
Воспитатель: Пока наш чай заваривается, вспомним, о чем мы говорили на нашем занятии?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю на чаепитие к столу.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,61740/Itemid,118/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
планирование работы на неделю...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –08.02 2016-12.02.2016) Группа средняя Тема: Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы) Цель Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произр
Планирование работы на неделю...
Сценарий совместного досуга для детей коррекционной группы и их родителей на тему "Путешествие за лекарственными растениями", в рамках проекта "Лекарственные растения"
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...
Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"
Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...