итоговое занятие в подготовительной группе по правовому воспитанию "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме

Данный сценарий итогового занятия был представлен на областной конкурс "Лучший сценарий занятия (игры) с детьми дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию: «Через игру – к правовому воспитанию».                                                     основные задачи:

1)способствовать формированию у детей дошкольного возраста общей культуры, гражданской принадлежности, первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребенка как о документе, защищающем их права и свободы;

2) способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, обеспечивающими социальную успешность дошкольника;

3) совершенствовать подготовку воспитателей к решению проблемы включения дошкольников в систему социально-правовых отношений через использование детских видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_pravovomu_vospitaniyu.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по правовому воспитанию детей  
«Через игру к правовому воспитанию»
 
 
 
 
 
 
 
 

Сценарий  итогового занятия для детей подготовительной группы 
 
Игра «Что? Где? Когда? – ПОЛЯНА ДЕТСТВА»

                 
 

Автор –  составитель:

Островская  Татьяна Николаевна,

старший воспитатель 

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому

 развитию  детей  «Подснежник»

пгт Подосиновец 

Кировской области 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 год 
 
 

Поляна  детства есть у  нас у всех.

На  ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни  светлые истоки! 

Игра  «Что? Где? Когда? – ПОЛЯНА ДЕТСТВА»

                Итоговое занятие для детей подготовительной группы.  

ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников. 

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.
  2. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.
  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
  4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение. 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Эмблемы для каждого ребёнка. 
  2. Игровое поле разделенное на секторы, юла со стрелкой. (Приложение№1) 
  3. Конверты с заданиями. (Приложение №2) 
  4. Фонограмма «Гимн России». 
  5. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение №3) 
  6. Наборное полотно со словом «ДЕКЛАРАЦИЯ». 
  7. Зеркальца по количеству детей.
  8. Рисунки детей. (Приложение №6) 

 
 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Чтение художественной литературы. 
  2. Беседы: «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?» и др. 
  3. Разучивание стихотворений, пословиц о семье, Родине, детях. 
  4. Рисование на тему «Пусть всегда буду Я!», «Моя семья», «Моя любимая игрушка» и др. (Приложение № 6) 
  5. Совместная работа с родителями: досуги, праздники, оформление альбомов «Моя семья». (Приложение №7) 

          
 
 
 
 

ХОД ИГРЫ:

       Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу пригласить вас на сказочную поляну – «Поляну детства».

       (Воспитатель приглашает детей пройти к игровому полю).

       -А  для начала игры я предлагаю  разделиться вам на 2 команды,  выбрав солнышко понравившегося  цвета. (Дети занимают места за  игровым полем).

       - На этой поляне мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также предлагаю обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому, что вы такие разные  непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. 

       - Все мы разные, но одно у нас общее это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права.

         ответы детей – Декларация, конвенция. 

       -Сейчас предлагаю вам игру «Что? Где? Когда?», для того, чтобы подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами на примере сказок.

В этом нам поможет наша сказочная поляна и стрелочка. (Заводим юлу)

       «Стрелочка, крутись, крутись,

         Стрелочка, остановись!»

Выбрав  задание по стрелке воспитатель объясняет правила игры.

Задания – секторы:

1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение №2)

Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека.

в зависимости  от уровня подготовки детей представлены два варианта заданий – по картинкам и с помощью вопросов воспитателя.

    «Снежная королева»

         «Три поросёнка»

         «Золушка»

         «Золотой ключик»

         «Колобок»

        «Айболит»

        «Гадкий утёнок»

         «Теремок»       

Воспитатель задаёт вопросы для каждой команды:

  1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему? 

    Сказка «Снежная королева»

    Дети имеют право  жить со своими  родителями и никому не позволено их разлучать.

  1. Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право? 

      Права поросят нарушает волк.

     Ребенок имеет  право спокойно  жить в своем  доме, никто не  может без   разрешения войти   в чужой дом

  1. Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»? 

      Право поиграть, отдохнуть и веселиться.

  1. В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались? 

       Сказка «Приключения Буратино».

       Каждый ребенок  должен быть свободным, имеет право на игру и  свободный труд за вознаграждение.

  1. Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь? 

      Каждый ребенок имеет право получать образование. 

  1. В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? 

     Каждый ребенок  имеет право на  жизнь.

  1. Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на … 

     Каждый ребенок  имеет право на  личную неприкосновенность

  1. Какое право выполняет Доктор Айболит? 

      Каждый ребенок  имеет право на  получение медицинской  помощи

  1. Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена. 

     Право не подвергаться жестокому обращению

  1. Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»? 

     Право на неприкосновенность  жилища. 

2 сектор - музыкальная  пауза: 

Цель: воспитание патриотических чувств. 

прослушивание фонограммы Гимна РФ – команды  угадывают  название.

-  Гимн  – торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья.

 (Воспитатель напоминает детям, что гимн поют стоя, слушают тоже стоя.) 

3 сектор – «Спрятанное  слово»:

Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв.

Составить слова, используя буквы слова ДЕКЛАРАЦИЯ 

4 сектор – игра  «Хорошо – плохо»: (Приложение №3)

Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.

- «Крошка сын к отцу пришел

  И спросила кроха:

- Что такое  хорошо

- Что такое  плохо?»

Давайте с помощью  стихотворения В. В. Маяковского  «Что такое хорошо и что такое  плохо?» постараемся разобраться  с этим правом.

 Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо.

Дидактическая игра «Разложи правильно».

Для 1 команды  – разложить карточки с поступками.

Для 2 команды  – разложить карточки с положительными и отрицательными героями.

 По окончании  игры:

 - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга. 

5 сектор – «Стихотворная пауза»: (Приложение №4)

Цель: воспитание чувства гордости своим гражданством; Формировать заботливое. Уважительное отношение к своим близким.

Дети  читают стихи «Я -  Россиянка», «Бабушка». 

6 сектор – игра  «Пирамида любви»: (Приложение №8)

Цель: воспитывать в детях доброту, заботливое отношение, внимание к людям.

   Дети встают в круг, по очереди все кладут руку друг  другу сверху и говорят пожелание себе, родным, друзьям и.д. Образуется пирамида из рук детей.

 

7 сектор – решение педагогических ситуаций (из жизни группы): (Приложение №2)

Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать. 

8. Рефлексия занятия. 
После выполнения всех заданий. Воспитатель подводит итоги

 -Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

 На память о сегодняшней игре я хочу подарить каждому из вас «портрет» самого важного человека -  маленькие зеркальца.

«В жизни  можно по-разному жить:

В горе можно  и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и  так:

На рассвете встать

И, помышляя о  чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его  людям... »

 А. Вознесенский 

 Все участники  получают сладкие призы и памятки  «Мы имеем право» (Приложение №5)

Список литературы для детей:

  1. Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок. 
  2. Барто А. Стихи. 
  3. Берестов В. Как хорошо уметь читать. 
  4. Катаев В. Цветик-семицветик. 
  5. Маршак С. Двенадцать месяцев. 
  6. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. 
  7. Носов н. Фантазёры. 
  8. Осеева В. Просто старушка. 
  9. Перро Ш. Золушка. 
  10. Пушкин А.С. Сказки. 
  11. Толстой Л. Старый дед и внучек. 
  12. Толстой Л. Филиппок. 
  13. Пословицы и поговорки. 
  14. Украинские народные сказки и др. 

 

Список  методической литературы:

  1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду.2002.№4. 
  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001. 

      №8 -№12.

  1. Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010. 
  2. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006. 
  3. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. – С.-П., 2007. 
  4. Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007. 
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М., 2007. 

 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  №1  

       Игровое поле 

         
 
 
 

Приложение  №2 

       Конверты  с заданиями 

         

1 сектор 

Конверты с  картинками из сказок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  №3

       Конверты  с заданиями

4 сектор – игра «Хорошо – плохо» 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  №4

5 сектор – «Стихотворная  пауза»: 
 

       ***

       Россия  – я твоя росинка,

       Гражданка верная твоя,

       Я – человек, я – россиянка,

       Я – капелька огромного ручья.

       Россия  – мать, дитя, отчизна,

       Страна  с особенной судьбой,

       Должна  Россией я гордиться,

       Хочу, чтоб был в стране – покой! 

       ***

       Если  бабушка сказала:

       -То  не трогай, то – не смей; -

       Надо  слушать, потому что

       Дом наш держится на ней.

       Мы  без бабушки однажды 

       Приготовили обед.

       Сами  вытерли посуду,

       И с тех пор посуды нет! 

       Посвящает воспитанью

       Папа  свой свободный день!

       В этот день на всякий случай

       Прячет бабушка ремень. 

       Ходит в школу на собранья,

       Варит бабушка бульон.

       Ей  за это каждый месяц

       Носит деньги почтальон.

       *** 
 

Приложение  №5 

  1. Дети  имеют право на семью  
  1. Дети  имеют право на питание и еду  
  1. Дети- инвалиды имеют право  на заботу и обучение
  1. Дети  имеют право на лечение
  1. Дети  имеют право на образование  
  1. Дети  имеют право на безопасные условия  жизни  
  1. Дети  не должны работать
  1. Дети  имеют право говорить на своем языке  
  1. Дети  имеют право на общение и свое мнение. 
Приложение  №6
Выставка  рисунков «Пусть всегда буду Я!»
Приложение  №7
Выставки  рисунков и фотографий «Моя мама – лучше  всех!»
Приложение  №8
6 сектор  – игра «Пирамида любви»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в подготовительной группе "Числа от 1 до 10"

Структура занятия позволяет обобщить и систематезировать знания детей по теме "Числа от 1до 10". Сюжетно - игровой подход во время занятий позволяет детям закрепить ранее полученые знания по колличест...

Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».

Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...

Интегрированное занятие для подготовительной группы по правовому воспитанию "Твои права, малыш!"

Задачи:  познакомить детей с правами ребенка: право воспитываться в семье, право на образование, право на отдых, право на имя, право говорить на своем языке, соблюдать обряды своей культуры, прав...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза».

Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Развивать логическое мышление...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза»

Програмное содержание:Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Умение ...

конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"

Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...