итоговое занятие в подготовительной группе по правовому воспитанию "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме
Данный сценарий итогового занятия был представлен на областной конкурс "Лучший сценарий занятия (игры) с детьми дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию: «Через игру – к правовому воспитанию». основные задачи:
1)способствовать формированию у детей дошкольного возраста общей культуры, гражданской принадлежности, первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребенка как о документе, защищающем их права и свободы;
2) способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, обеспечивающими социальную успешность дошкольника;
3) совершенствовать подготовку воспитателей к решению проблемы включения дошкольников в систему социально-правовых отношений через использование детских видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_pravovomu_vospitaniyu.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс по правовому воспитанию детей
«Через игру к правовому воспитанию»
Сценарий итогового занятия для детей подготовительной группы
Игра «Что? Где? Когда? – ПОЛЯНА ДЕТСТВА»
Автор – составитель:
Островская Татьяна Николаевна,
старший воспитатель
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому
развитию детей «Подснежник»
пгт Подосиновец
Кировской области
2010 год
Поляна детства есть у нас у всех.
На ней резвятся беззаботно крохи,
Над ней витает радость, льётся смех.
В ней нашей жизни светлые истоки!
Игра «Что? Где? Когда? – ПОЛЯНА ДЕТСТВА»
Итоговое занятие для детей подготовительной группы.
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.
- Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Эмблемы для каждого ребёнка.
- Игровое поле разделенное на секторы, юла со стрелкой. (Приложение№1)
- Конверты с заданиями. (Приложение №2)
- Фонограмма «Гимн России».
- Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение №3)
- Наборное полотно со словом «ДЕКЛАРАЦИЯ».
- Зеркальца по количеству детей.
- Рисунки детей. (Приложение №6)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение художественной литературы.
- Беседы: «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?» и др.
- Разучивание стихотворений, пословиц о семье, Родине, детях.
- Рисование на тему «Пусть всегда буду Я!», «Моя семья», «Моя любимая игрушка» и др. (Приложение № 6)
- Совместная работа с родителями: досуги, праздники, оформление альбомов «Моя семья». (Приложение №7)
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу пригласить вас на сказочную поляну – «Поляну детства».
(Воспитатель приглашает детей пройти к игровому полю).
-А для начала игры я предлагаю разделиться вам на 2 команды, выбрав солнышко понравившегося цвета. (Дети занимают места за игровым полем).
- На этой поляне мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также предлагаю обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому, что вы такие разные непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.
- Все мы разные, но одно у нас общее это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права.
ответы детей – Декларация, конвенция.
-Сейчас предлагаю вам игру «Что? Где? Когда?», для того, чтобы подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами на примере сказок.
В этом нам поможет наша сказочная поляна и стрелочка. (Заводим юлу)
«Стрелочка, крутись, крутись,
Стрелочка, остановись!»
Выбрав задание по стрелке воспитатель объясняет правила игры.
Задания – секторы:
1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение №2)
Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека.
в зависимости от уровня подготовки детей представлены два варианта заданий – по картинкам и с помощью вопросов воспитателя.
«Снежная королева»
«Три поросёнка»
«Золушка»
«Золотой ключик»
«Колобок»
«Айболит»
«Гадкий утёнок»
«Теремок»
Воспитатель задаёт вопросы для каждой команды:
- Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева»
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
- Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Права поросят нарушает волк.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом
- Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться.
- В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?
Сказка «Приключения Буратино».
Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.
- Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?
Каждый ребенок имеет право получать образование.
- В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
- Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …
Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность
- Какое право выполняет Доктор Айболит?
Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи
- Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена.
Право не подвергаться жестокому обращению
- Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?
Право на неприкосновенность жилища.
2 сектор - музыкальная пауза:
Цель: воспитание патриотических чувств.
прослушивание фонограммы Гимна РФ – команды угадывают название.
- Гимн – торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья.
(Воспитатель напоминает детям, что гимн поют стоя, слушают тоже стоя.)
3 сектор – «Спрятанное слово»:
Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв.
Составить слова, используя буквы слова ДЕКЛАРАЦИЯ
4 сектор – игра «Хорошо – плохо»: (Приложение №3)
Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.
- «Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
- Что такое плохо?»
Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с этим правом.
Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо.
Дидактическая игра «Разложи правильно».
Для 1 команды – разложить карточки с поступками.
Для 2 команды – разложить карточки с положительными и отрицательными героями.
По окончании игры:
- Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга.
5 сектор – «Стихотворная пауза»: (Приложение №4)
Цель: воспитание чувства гордости своим гражданством; Формировать заботливое. Уважительное отношение к своим близким.
Дети читают стихи «Я - Россиянка», «Бабушка».
6 сектор – игра «Пирамида любви»: (Приложение №8)
Цель: воспитывать в детях доброту, заботливое отношение, внимание к людям.
Дети встают в круг, по очереди все кладут руку друг другу сверху и говорят пожелание себе, родным, друзьям и.д. Образуется пирамида из рук детей.
7 сектор – решение педагогических ситуаций (из жизни группы): (Приложение №2)
Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.
8. Рефлексия занятия.
После выполнения всех заданий. Воспитатель подводит итоги
-Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.
На память о сегодняшней игре я хочу подарить каждому из вас «портрет» самого важного человека - маленькие зеркальца.
«В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям... »
А. Вознесенский
Все участники получают сладкие призы и памятки «Мы имеем право» (Приложение №5)
Список литературы для детей:
- Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
- Барто А. Стихи.
- Берестов В. Как хорошо уметь читать.
- Катаев В. Цветик-семицветик.
- Маршак С. Двенадцать месяцев.
- Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
- Носов н. Фантазёры.
- Осеева В. Просто старушка.
- Перро Ш. Золушка.
- Пушкин А.С. Сказки.
- Толстой Л. Старый дед и внучек.
- Толстой Л. Филиппок.
- Пословицы и поговорки.
- Украинские народные сказки и др.
Список методической литературы:
- Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду.2002.№4.
- Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001.
№8 -№12.
- Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.
- Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. – С.-П., 2007.
- Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М., 2007.
Приложение №1
Игровое поле
Приложение №2
Конверты с заданиями
1 сектор
Конверты с картинками из сказок
Приложение №3
Конверты с заданиями
4 сектор – игра «Хорошо – плохо»
Приложение №4
5 сектор – «Стихотворная пауза»:
***
Россия – я твоя росинка,
Гражданка верная твоя,
Я – человек, я – россиянка,
Я – капелька огромного ручья.
Россия – мать, дитя, отчизна,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россией я гордиться,
Хочу, чтоб был в стране – покой!
***
Если бабушка сказала:
-То не трогай, то – не смей; -
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед.
Сами вытерли посуду,
И с тех пор посуды нет!
Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день!
В этот день на всякий случай
Прячет бабушка ремень.
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
***
Приложение №5
- Дети имеют право на семью
- Дети имеют право на питание и еду
- Дети- инвалиды имеют право на заботу и обучение
- Дети имеют право на лечение
- Дети имеют право на образование
- Дети имеют право на безопасные условия жизни
- Дети не должны работать
- Дети имеют право говорить на своем языке
- Дети имеют право на общение и свое мнение.
Приложение №6
Выставка рисунков «Пусть всегда буду Я!»
Приложение №7
Выставки рисунков и фотографий «Моя мама – лучше всех!»
Приложение №8
6 сектор – игра «Пирамида любви»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие в подготовительной группе "Числа от 1 до 10"
Структура занятия позволяет обобщить и систематезировать знания детей по теме "Числа от 1до 10". Сюжетно - игровой подход во время занятий позволяет детям закрепить ранее полученые знания по колличест...
Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».
Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...
Интегрированное занятие для подготовительной группы по правовому воспитанию "Твои права, малыш!"
Задачи: познакомить детей с правами ребенка: право воспитываться в семье, право на образование, право на отдых, право на имя, право говорить на своем языке, соблюдать обряды своей культуры, прав...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»
Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза».
Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Развивать логическое мышление...
Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза»
Програмное содержание:Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Умение ...
конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"
Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...