«Игры по формированию обучения элементов грамоты»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Игра ведущий вид детской деятельности, ребенок легче усваивает в игре сложные категории, в том числе по формированию элементов обучения грамоте.
Родителям полезно играть с детьми в игры, познакомиться с некоторыми игровыми приемами, для закрепления знаний и умений в домашних условиях, на пути в детский сад, в поездке.
Актуальность данной темы, в том, чтобы родители в любой момент смогли увлечь ребенка игрой, увлекательной и полезной для обучения грамоте.
Предложенные игры способствуют развитию фонетико-фонематических представлений:
-Развитию фонетической стороны речи, звукопроизношения.
-Фонематического восприятия.
-Фонематического анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальный мастер-класс
«Игры по формированию обучения элементов грамоты»
Учитель-логопед ГБДОУ №17 Онегова Татьяна Леонидова
Игра ведущий вид детской деятельности, ребенок легче усваивает в игре сложные категории, в том числе по формированию элементов обучения грамоте.
Родителям полезно играть с детьми в игры, познакомиться с некоторыми игровыми приемами, для закрепления знаний и умений в домашних условиях, на пути в детский сад, в поездке.
Актуальность данной темы, в том, чтобы родители в любой момент смогли увлечь ребенка игрой, увлекательной и полезной для обучения грамоте.
Предложенные игры способствуют развитию фонетико-фонематических представлений:
-Развитию фонетической стороны речи, звукопроизношения.
-Фонематического восприятия.
-Фонематического анализа и синтеза.
Хочу напомнить несколько важных фактов для взрослых о русском языке:
- В алфавите 33 буквы: 10 букв - гласные, 21 - согласные.
- Буква - знак для записи звука.
- Звук-мы слышим и произносим.
- Буквы мы пишем и читаем.
- В русском языке 42 звука: 6 - гласных, 36 - согласных.
- Согласные бывают: звонкие-глухие, твердые-мягкие, парные-непарные.
- Две буквы не имеют звука (Ъ, Ь)
- Три согласные всегда звучат твёрдо (Ж, Ш, Ц)
- Три - всегда мягко (Й, Ч, Щ)
Родители давайте поиграем с детьми:
- Игра «Дружные ладошки». Каждый участник по очереди: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», н-р: А. (П, Т, А, М, О, А).
- Игра «Повтори слоги» (песенки). Н-р, ап-оп-уп, или па-по-пу).
- Игра «Эхо». Выдели и назови 1 звук в звукосочетаниях, обратных слогах, в словах). Н-р, ах, ум, окна.
- Игра «Живые звуки». Водящий называет звуки, нужно составить из них задуманное слово. Н-р, К, О, М, «ком».
- «Определи место звука в слове». Н-р, где слышится звук А, в слове ёлка? (в начале, в середине, в конце слова).
- «Алфавитное приключение». Каждый участник по очереди называет букву алфавита и называет слово, начинающееся на эту букву. (Н-р, А-ананас, Б - бабочка и т.д.).
- «Алфавитный поиск». Найди буквы на вывесках, магазинах, других объектах. Назовите буквы и слова, которые образуются. (Н-р, кто быстрее найдет букву В или К, прочитает слово).
- «Назови предмет». Найди и назови предмет, в названии которого есть звук, н-р: Б- барабан, О - слон, Ч-часы.
- «Назови предмет», н-р, в названии какого предмета звук А в конце слова.
- «4 лишний». Выбери лишнее слово обрати внимание на первые звуки, Н-р, карандаш, зонт, кот, корабль.
- «Назови лишнее слово», обрати внимание на последние звуки, н-р, забор, телевизор, шляпа, самовар.
- «Назови слово», которое начинается на гласный звук. Н-р, морковь, помидор, огурец, репа.
- Выбери слово, название которого начинается на согласный звук. Н-р, апельсин, банан, ананас, арбуз.
- Повтори слово, которое начинается с твердого согласного Л. Н-р, лист, лимон, лиса, лодка.
- Повтори слово, которое начинается с мягкого согласного Бь. Н-р, банка, белка, бубен, банан.
- «Собери слово». Назови слово, а водящий должен по буквам собрать его из названий предметов вокруг. Н-р, кит: конфета, игра, трамвай – кит.
- Выбери слово, в названии которого 2 слога. Н-р, жук, гитара, груша, лук.
- Выбери слово, в названии которого 4 слога. Н-р, бабочка, гриб, ваза, велосипед.
- Игра «1,2,3,4» Н-р, сколько слогов в слове самолёт? (3 слога); в слове «кот?» (1).
- «Назови звуки по порядку» в слове, н-р, зима (з, и,м,а), повтори слово.
- Игра «Рифмы». Придумываем рифмы к слову. Н-р: кот – лот, пот, рот.
- Игра «Ассоциации». Водящий называет слово, а игроки называют слово, которое ассоциируется с ним. Н-р, солнце-свет, зима-снег.
- Игра «Слушай и запоминай». Придумать слова, называем от 3-6 слов. Н-р, яблоко, банан, мандарин, апельсин, груша а затем повторить в том же порядке».
- Игра «Какое слово я задумал?» Называется 1 слог, н-р, КА (ка-бина, ка-лина, ка-рета, ка-юта).
- Игра «Путаница». Какое слово я задумал, поменять слоги местами и назвать слово. Н-р, ты-кус, ва-тык, ка-сум (кусты, тыква, сумка).
- Игра «Придумай начало слова», добавь слог и назови слово целиком,
н-р, -рево (дерево), -жама (пижама).
- Игра «Собери слова в предложение» Играем в предложения. Н-р, Оля мишкой с играет. Оля играет с мишкой.
- Игра «Закончи фразу». Водящий начинает, а игроки заканчивают. Н-р, «В лесу родилась ёлочка, она»…
Играйте с детьми в дидактические, настольно-печатные игры всей семьей. Речевые, дидактические игры помогут детям развивать навыки чтения, письма, усвоить понятия «звук, слог, слово, предложение». Игры также способствуют развитию логического мышления, внимания, воображения, расширяют словарный запас, понимание значения слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР
Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

План-программа по подготовке к обучению элементам грамоты на основе УМК Колесниковой Е. В.
ПЛАН – ПРОГРАММА«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:подготовка к обучению элементам грамоты»Возраст детей – с 5 до 7 летКоличество лет обучения – 1 / 2 годаКоличество занятий в неделю – 2 п...

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).
Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ....

Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
Организация групповых занятий в МБОУ ЦДК...
Занятие по подготовке детей с ОНР к обучению элементам грамоты "Звуки В, Вь буква В"
Занятие по подготовке к обучению элементам грамоты в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР " В гостях у Васи и Вити"...

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»
Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....