Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему

Чечель Елена Станиславовна

Организация групповых занятий в МБОУ ЦДК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_1.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Чем мы можем помочь в  обучении  элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня очень актуальна. Основной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к обучению в школе. Занятия по обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению к школе,  повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза – необходимой ступени к овладению грамотой.

. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к нарушению чтения ( дислексии) : затруднения и ошибки в первую очередь связанны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

.

Цель данных занятий : обучение элементам грамоты  детей старшего дошкольного возраста, формирование звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  • Познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, их осознанному анализу и синтезу;
  • Развивать умения выделять звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков;
  • Учить различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • Учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
  • Познакомить детей с графическим изображением букв.

Критерии обора детей в группу: на занятия зачисляются дети, у которых по результатам логопедического обследования выявлены нарушения простых форм звукового анализа.

Направления логопедической работы: 

  • Первый этап посвящается изучению гласных звуков. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
  • В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным  звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звуков в слове, выделять начальный согласный. Дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем СГС (например: мак). На данном этапе вводится упражнение с фишками. Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины : звук, бука, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
  • На заключительном этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием «живые звуки». Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируются умения:
  • различать изученные звуки;
  • знать гласные звуки первого ряда и звук И;
  • знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки;
  • выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
  • определять местоположение звука ( в начале, в середине, в конце слова);
  • определять линейную последовательность звуков в слове и определять количество звуков в слове.

Организация занятий: занятие проводится 2 раза в неделю, в группах из 5-6 человек.  Продолжительность одного занятия 25-30 минут, количество занятий 30.

Структура занятия: занятие состоит из трех частей. Организационная часть занятия направлена на формирование групповой сплоченности и положительного эмоционального настроения, создание предпосылок для овладения материалом занятия. Основной этап занятий направлен на решение коррекционно-развивающих задач в соответствии с темой занятия. На заключительном этапе проводится подведение итогов занятия.

Критерии оценки эффективности курса занятий: эффективность занятий отлеживается по результатам повторного обследования звукового анализа слова. По окончанию курса занятий у детей должно быть сформировано понятие «звук», «слог», «слово», «предложение». Дети должны уметь выделять звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков. Уметь определять количество слогов в слове, отхлопывать ритм слов с разной слоговой структурой, выполнять звуковой анализ слов разной наполняемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...