Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня очень актуальна. Основной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к обучению в школе. Занятия по обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению к школе, повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза – необходимой ступени к овладению грамотой.
. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к нарушению чтения ( дислексии) : затруднения и ошибки в первую очередь связанны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
.
Цель данных занятий : обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста, формирование звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- Познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, их осознанному анализу и синтезу;
- Развивать умения выделять звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков;
- Учить различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- Учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
- Познакомить детей с графическим изображением букв.
Критерии обора детей в группу: на занятия зачисляются дети, у которых по результатам логопедического обследования выявлены нарушения простых форм звукового анализа.
Направления логопедической работы:
- Первый этап посвящается изучению гласных звуков. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
- В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звуков в слове, выделять начальный согласный. Дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем СГС (например: мак). На данном этапе вводится упражнение с фишками. Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины : звук, бука, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
- На заключительном этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием «живые звуки». Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируются умения:
- различать изученные звуки;
- знать гласные звуки первого ряда и звук И;
- знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки;
- выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
- определять местоположение звука ( в начале, в середине, в конце слова);
- определять линейную последовательность звуков в слове и определять количество звуков в слове.
Организация занятий: занятие проводится 2 раза в неделю, в группах из 5-6 человек. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, количество занятий 30.
Структура занятия: занятие состоит из трех частей. Организационная часть занятия направлена на формирование групповой сплоченности и положительного эмоционального настроения, создание предпосылок для овладения материалом занятия. Основной этап занятий направлен на решение коррекционно-развивающих задач в соответствии с темой занятия. На заключительном этапе проводится подведение итогов занятия.
Критерии оценки эффективности курса занятий: эффективность занятий отлеживается по результатам повторного обследования звукового анализа слова. По окончанию курса занятий у детей должно быть сформировано понятие «звук», «слог», «слово», «предложение». Дети должны уметь выделять звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков. Уметь определять количество слогов в слове, отхлопывать ритм слов с разной слоговой структурой, выполнять звуковой анализ слов разной наполняемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста
Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...
Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1. Дать теоретические представления об этапах работы п...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...
Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...