Звук и буква О
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Леванькова Марина Юрьевна

Комплекс упражнений для чёткого произнесения звука «О»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._zvuk_i_bukva_o.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Тема: «Звук и буква О».

Цель:  знакомство со звуком «о», с буквой «О».

Задачи:

        Чёткое произнесение звука «О». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «О» из состава слогов, слов и предложений. Введение понятия ударный звук, выделение ударного звука в слове. Знакомство с буквой «О». Преобразование  слов (существительные  среднего  рода  мн.  числа.  в 

ед.  число).  Совершенствование навыков  словоизменения   (преобразование существительных  множественного числа  в  единственное  число)  и словообразования (подбор  родственных  слов  по  наводящим вопросам). Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

- зеркала; предметные и сюжетные картинки; схемы слова «сом» с фишками (на каждого); мячик; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.

I. Организационный момент.

1. - Что  у  меня  в  стакане?  (вода)

Попробуйте  угадать,  какое  слово  я  загадала.  Знайте,  все  мои  загаданные 

слова похожи на  слово  «ВОДА».

- Егор,  как  назовём  слово  «вода»  ласково  –  …  (водичка,  водица).-….,  как  называется  место  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  –  …  (водопад).

…,  как  называется  спорт,  связанный  с  водой  –  …  (водный).

…,  как  называется  машина,  которая  перевозит  воду  –  …  (водовоз).

…,  как  называется  отрицательный  сказочный  герой,  который  живёт  в  воде  …  –  (Водяной).

…,  как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  –  …  (водоросли).

…,   как  называются  трубу,  которые  проведены  для  воды  …  –  (водопровод).

…,  как  называется  профессия  человека,  который  чинит  эти  трубы, 

для  воды  –  …  (водопроводчик);

…,  как  называют  человека,  который  надел  водолазный  костюм  и  залез  в 

воду  …  (водолаз).

…,  как  называется лилия,  которая  растёт  в  воде  …  –  (водяная  лилия)

Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась.

2. Артикуляционная гимнастика.

 — А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 — «Улыбка» – «трубочка»

 — «Лопаточка»

 — «Иголочка»

 — «Лопаточка» – «Иголочка»

— «Часики»

 — Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.            Сообщение темы. 

1. Д/игра «Четвёртый лишний».   (К1,2,3,4)

а) припоминание названий «лишних» картинок, воспроизведение ряда слов: кот, окунь, лимон, окно.

б) выделение звука «О» из заданного ряда слов.

2. - Ребята, посмотрите, это девочка Оля.    (К5)

Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Правильно.

- А тут тучка нависла над городом, и поёт свою невесёлую песенку: О-о-о-о-о….

- Сегодня на занятии мы с вами вспомним звук  [О] и познакомимся с буквой «О».

III. Вызывание звука, его характеристика.  

1. вызывание звука: 

а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; тихим и громким голосом.:

- Как плачет девочка, когда болит зубик?? Какую песню поёт тучка?? (о-о-о-о)..   (К5)

б) Поиграем  с  этим  звуком?

Представьте,  что  мы с вами  оказались  на  острове.

А  там  так  красиво!  Давайте  скажем  этот  звук  с  восхищением.  (О! О!  О!)

Стали  осматриваться  по  сторонам.  Удивляемся,  что – то никого  не видно.  (О – о – о – о!)

Никого  не  увидели  и  огорчились.  Говорим  с  грустью. (О – О – О)

И  вдруг  мы  увидели  вдалеке  корабль! Радостно  (Ооооо!)

в) Вывод: звук «О» - гласный.

2. характеристика звука:

- Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук «О». Все вместе произнесём звук «О». Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук «О» какой?

Звук «О» – гласный, обозначать его будем красным цветом.

Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)

IV. Развитие фонематических процессов.

1. Д/игра «Поймай звук»

- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [О].

а) из гласных:

хлопните в ладоши. а, у, о, а, у, о. и, а, э, о, у, о, а.

б) из слогового ряда:

- ат,  от,  оп,  ип,  ок,  ит,  то,  па,  ки,  ко,  ку,  по,  …

в) из слов:

- забор, капуста, овощ, хвост, старик, окно, аквариум, торт, жук.

2. Введение  понятия  ударный  звук.

Давайте  будем  звать,  может  кто–нибудь  отзовётся:  То-о-оля,  О-о-оля, 

По-о-оля, Ко-о-оля.  - А  вы  заметили,  что  когда  мы  зовём  кого-то,  мы  как бы  громче  произносим  один  звук.  Послушайте,  какой  звук  я  выделяю,  по 

какому  звуку  «ударяю»  голосом? 

(Со-о-оня)  Такой  звук,  выделяемый  голосом  называют  «ударным».

3Преобразование  слов (существительные  среднего  рода  мн.  числа.  в 

ед.  число).

Так  мы  обрадовались,  что  решили  поиграть.  А  поможет  нам  в  игре  звук 

«О»,  «ударный  звук  «О».

Будем изменять  слово.  Я  вам  даю  много  предметов,  а  вы  мне  –  один.

Постарайтесь  чётко  и  громко  произносить  звук   «О»  в  своём слове; Выделить  его  голосом.  Послушайте,  как это  сделаю  я.

Игра  с  мячом  «Много  –  один»:

окна  –  … (окно)                                      перья  –  … (перо)

кольца  –  … (кольцо)                              стёкла  –  … (стекло)

брёвна  –  … (бревно)                              озёра  –  … (озеро)

сёла  –  … (село)                                       вёдра  –  … (ведро)

гнёзда  –  … (гнездо)                                облака  –  … (облако)

окуни  –  … (окунь)                        острова  –  … (остров)

4. Определение места звука «о» в слове (по индивид.картинкам).

5.  Звуковой  синтез  и  анализ  слова  «сом».    (К6)

- Пока мы играли, я услышала всплеск, и увидела вот такую крупную рыбу!

Хотите  узнать  как  она  называется?  Тогда  ловите  звуки,  соедините  их, 

может  догадаетесь,  какую  я  видела  рыбу.  «С»  –  «О»  –  «М»

Давайте  обозначим  каждый  звук,  который  вы  поймали фишками.

Индивидуальная  работа  с  раздаточным  материалом.

V. Развитие мыслительных процессов и  мелкой моторики рук:  (индив-но) Лабиринт.

ФИЗМИНУТКА.  .

Пальчиковая гимнастика «На небе появились тучки, и пошёл дождик».

Раз, два, три                       (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Четыре, пять
Дождик капает опять.       (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Туча небо закрывает, 
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре          (Большой палец попеременно «здоровается» с каждым                                 …                                                                           пальцем, начиная с указательного.)
Зонтики раскрыли.                       (Ладонями закрывают голову, имитируя зонтик.)
От дождя себя укрыли.

VI. Знакомство с буквой «О».  (К7)

- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «О». Ребята, запомните, звук [о] на письме обозначается буквой «О». А почему наша буква красного цвета?

- Потому что звук [о] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

- Так  чем звук отличается от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

1.Построение  буквы  с  помощью  пальцев  рук  (одной  рукой,  двумя  руками  вместе,  двумя  руками  отдельно).

2.  - Найдите букву «О» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком. Пропиши все буквы. (индивид. листы)

3. Д/упражнение «Проведи дорожку к облаку» (индивид.листы)

VII. Итог занятия.

1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?

2. Д/упражнение «Произнеси звуки по символам»  (К8)

3. – Найди и назови все предметы со звуком «О»   (К9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...