Звук и буква О
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Комплекс упражнений для чёткого произнесения звука «О»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3.
Тема: «Звук и буква О».
Цель: знакомство со звуком «о», с буквой «О».
Задачи:
Чёткое произнесение звука «О». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «О» из состава слогов, слов и предложений. Введение понятия ударный звук, выделение ударного звука в слове. Знакомство с буквой «О». Преобразование слов (существительные среднего рода мн. числа. в
ед. число). Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам). Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- зеркала; предметные и сюжетные картинки; схемы слова «сом» с фишками (на каждого); мячик; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.
I. Организационный момент.
1. - Что у меня в стакане? (вода)
Попробуйте угадать, какое слово я загадала. Знайте, все мои загаданные
слова похожи на слово «ВОДА».
- Егор, как назовём слово «вода» ласково – … (водичка, водица).-…., как называется место где вода падает с высокой скалы или горы – … (водопад).
…, как называется спорт, связанный с водой – … (водный).
…, как называется машина, которая перевозит воду – … (водовоз).
…, как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … – (Водяной).
…, как называются растения, которые растут в воде – … (водоросли).
…, как называются трубу, которые проведены для воды … – (водопровод).
…, как называется профессия человека, который чинит эти трубы,
для воды – … (водопроводчик);
…, как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в
воду … (водолаз).
…, как называется лилия, которая растёт в воде … – (водяная лилия)
Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода», прямо семейка «водных» словечек получилась.
2. Артикуляционная гимнастика.
— А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
— «Улыбка» – «трубочка»
— «Лопаточка»
— «Иголочка»
— «Лопаточка» – «Иголочка»
— «Часики»
— Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть. Сообщение темы.
1. Д/игра «Четвёртый лишний». (К1,2,3,4)
а) припоминание названий «лишних» картинок, воспроизведение ряда слов: кот, окунь, лимон, окно.
б) выделение звука «О» из заданного ряда слов.
2. - Ребята, посмотрите, это девочка Оля. (К5)
Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Правильно.
- А тут тучка нависла над городом, и поёт свою невесёлую песенку: О-о-о-о-о….
- Сегодня на занятии мы с вами вспомним звук [О] и познакомимся с буквой «О».
III. Вызывание звука, его характеристика.
1. вызывание звука:
а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; тихим и громким голосом.:
- Как плачет девочка, когда болит зубик?? Какую песню поёт тучка?? (о-о-о-о).. (К5)
б) Поиграем с этим звуком?
Представьте, что мы с вами оказались на острове.
А там так красиво! Давайте скажем этот звук с восхищением. (О! О! О!)
Стали осматриваться по сторонам. Удивляемся, что – то никого не видно. (О – о – о – о!)
Никого не увидели и огорчились. Говорим с грустью. (О – О – О)
И вдруг мы увидели вдалеке корабль! Радостно (Ооооо!)
в) Вывод: звук «О» - гласный.
2. характеристика звука:
- Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук «О». Все вместе произнесём звук «О». Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук «О» какой?
Звук «О» – гласный, обозначать его будем красным цветом.
Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)
IV. Развитие фонематических процессов.
1. Д/игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [О].
а) из гласных:
хлопните в ладоши. а, у, о, а, у, о. и, а, э, о, у, о, а.
б) из слогового ряда:
- ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, …
в) из слов:
- забор, капуста, овощ, хвост, старик, окно, аквариум, торт, жук.
2. Введение понятия ударный звук.
Давайте будем звать, может кто–нибудь отзовётся: То-о-оля, О-о-оля,
По-о-оля, Ко-о-оля. - А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук. Послушайте, какой звук я выделяю, по
какому звуку «ударяю» голосом?
(Со-о-оня) Такой звук, выделяемый голосом называют «ударным».
3. Преобразование слов (существительные среднего рода мн. числа. в
ед. число).
Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук
«О», «ударный звук «О».
Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.
Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.
Игра с мячом «Много – один»:
окна – … (окно) перья – … (перо)
кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)
брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)
сёла – … (село) вёдра – … (ведро)
гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)
окуни – … (окунь) острова – … (остров)
4. Определение места звука «о» в слове (по индивид.картинкам).
5. Звуковой синтез и анализ слова «сом». (К6)
- Пока мы играли, я услышала всплеск, и увидела вот такую крупную рыбу!
Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их,
может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» – «О» – «М»
Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом.
V. Развитие мыслительных процессов и мелкой моторики рук: (индив-но) Лабиринт.
ФИЗМИНУТКА. .
Пальчиковая гимнастика «На небе появились тучки, и пошёл дождик».
Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Четыре, пять
Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре (Большой палец попеременно «здоровается» с каждым … пальцем, начиная с указательного.)
Зонтики раскрыли. (Ладонями закрывают голову, имитируя зонтик.)
От дождя себя укрыли.
VI. Знакомство с буквой «О». (К7)
- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «О». Ребята, запомните, звук [о] на письме обозначается буквой «О». А почему наша буква красного цвета?
- Потому что звук [о] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Так чем звук отличается от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
1.Построение буквы с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).
2. - Найдите букву «О» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком. Пропиши все буквы. (индивид. листы)
3. Д/упражнение «Проведи дорожку к облаку» (индивид.листы)
VII. Итог занятия.
1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
2. Д/упражнение «Произнеси звуки по символам» (К8)
3. – Найди и назови все предметы со звуком «О» (К9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...