Звук и буква А
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема: «Звук и буква А».
Цель: знакомство со звуком «а», с буквой «А».
Задачи:
Чёткое произнесение звука «А». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «А» из состава слогов, слов и предложений. Закрепить понятие «гласный» звук. Знакомство с буквой «А». Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа (договаривание предложений). Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- зеркала; длинная и короткая красная полоска; счётные палочки; предметные и сюжетные картинки; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.
I. Организационный момент.
1. - Здравствуйте, ребята. Сейчас на своё место сядет тот, кто назовёт овощ, но не повторяться.
2. Артикуляционная гимнастика.
— А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
— «Улыбка» – «трубочка»
— «Лопаточка»
— «Иголочка»
— «Лопаточка» – «Иголочка»
— Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть. Сообщение темы. (К1)
Фонетическая зарядка.
- Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)
- Как плачем кукла? (А-а-а..)
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)
- Как поёт певица? (А-а-а-а…)
- С какого звука начинаются слова: аист, адрес. арбуз, абрикос, азбука. аквариум?
- Как звали мальчика из мультфильма, который на просьбы друзей всегда отвечал: « Тили – тили, трали – вали, это мы не проходили, это нам не задавали!»? (Антошка).
-Какой звук вы слышите в начале имени Антошка и названии цветов анютины глазки?
- Везде мы произносим звук «А».
III. Вызывание звука, его характеристика.
1. вызывание звука:
а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; затем по (К1):
- Как плачет кукла? Как поёт певица? И т.д.
б) Вывод: звук «А» - гласный.
2. характеристика звука:
- А как же получается звук «А», как мы его с вами произносим? Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук «а» – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает., он не встречает преграды. Звук «а» – гласный звук, потому что его можно пропеть.
- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом.
IV. Развитие фонематических процессов.
1. Д/игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а].
а) из гласных:
хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
б) из ряда гласных:
- уа, ау, аи, иу, иа, оа…
в) из обратных слогов:
- ал, уп, оп, ам, ух, ах, их, ым, ан, ик, ам…..
г) из слов:
- ананас, индюк, азбука, овощи, ангел, туфли, бинт, апельсин, тапки.
2. Д/игра «Длинный – короткий»
- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
3. Место звука в слове (по индивид.картинкам)
4. Д/игра «Четвёртый лишний» (К2, 3,4)
V. Развитие мыслительных процессов и мелкой моторики рук: (индив-но) Лабиринт.
ФИЗМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика.
— Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
VI. Знакомство с буквой А. (К5)
- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «А». Ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой «А». А почему наша буква красного цвета?
— Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
— Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
— Так, а теперь давайте напишем букву «А» пальцем в воздухе, на столе.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
— Найдите букву «А» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком (обведите).
- Д/упражнение «Поймай все буквы «А» (индивид.листы)
- Д/упражнение «Обведи букву «А»по пунктиру» (индивид.листы)
- Д/упражнение «Найди и обведи букву «А» (индивид.листы)
VII. Грамматический строй речи.
1. Д/упражнение «Потерянный звук»
- Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк... вместо морковка.
- Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно: луковк..., редиск..., малин.., картошк.., земляник..., клубник...
2. Д/упражнение «Закончи предложение»:
- На крышу поставили телевизионную …… (антенну)
- Солдаты стреляют из ….. (автомата)
- Дети рисуют красками в …. (альбомах)
- Мама варит варенье из …. (абрикосов)
- Дети любят есть красный и сочный …. (арбуз)
3. Д/игра «Один и много»
- Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе (например : окно - окна):
дом - дома; лицо - лица; поезд – поезда; стекло – стекла; рог - рога; глаз - глаза; жеребёнок - жеребята; доктор - доктора; ребенок – ребята ; котёнок - котята; ведро - ведра; яйцо - яйца; кольцо – кольца; слонёнок – слонята.
VIII. Итог занятия.
1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
2. Выложите у себя на столах букву «А» из счётных палочек.
2. – Найди и назови все предметы со звуком «А» (К6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...