Звук и буква А
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Леванькова Марина Юрьевна
Комплекс упражнений для чёткого произнесения звука «А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._zvuk_i_bukva_a.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема: «Звук и буква А».

Цель:  знакомство со звуком «а», с буквой «А».

Задачи:

        Чёткое произнесение звука «А». Определение места звука в слове. Учить выделять звук «А» из состава слогов, слов и предложений. Закрепить понятие «гласный» звук. Знакомство с буквой «А». Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа (договаривание предложений). Развитие психических процессов и мелкой моторики рук. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

- зеркала; длинная и короткая красная полоска; счётные палочки; предметные и сюжетные картинки; индивидуальные картинки; индивидуальные листы с заданиями по теме, маркеры.

I. Организационный момент.

1. - Здравствуйте, ребята. Сейчас на своё место сядет тот, кто назовёт овощ, но не повторяться.

2. Артикуляционная гимнастика.

 — А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 — «Улыбка» – «трубочка»

 — «Лопаточка»

 — «Иголочка»

 — «Лопаточка» – «Иголочка»

 — Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.            Сообщение темы.  (К1)

Фонетическая зарядка.

- Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)

- Как плачем кукла? (А-а-а..)

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)

- Как поёт певица? (А-а-а-а…)

- С какого звука начинаются слова: аист, адрес. арбуз, абрикос, азбука. аквариум?

- Как звали мальчика из мультфильма, который на просьбы друзей всегда отвечал: « Тили – тили, трали – вали, это мы не проходили, это нам не задавали!»? (Антошка).

-Какой звук вы слышите в начале имени Антошка и названии цветов анютины глазки?

- Везде мы произносим звук «А».

III. Вызывание звука, его характеристика.  

1. вызывание звука: 

а) сначала логопедом, потом детьми, хором и индивидуально; затем по  (К1):

- Как плачет кукла? Как поёт певица? И т.д.

б) Вывод: звук «А» - гласный.

2. характеристика звука:

  - А как же получается звук «А», как мы его с вами произносим? Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук «а» – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает., он не встречает преграды.  Звук «а» – гласный звук, потому что его можно пропеть.

- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом.

IV. Развитие фонематических процессов.

1. Д/игра «Поймай звук»

- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а].

а) из гласных:

хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

б) из ряда гласных:

- уа, ау, аи, иу, иа, оа…

в) из обратных слогов:

- ал, уп, оп, ам, ух, ах, их, ым, ан, ик, ам…..

г) из слов:

- ананас, индюк, азбука, овощи, ангел, туфли, бинт, апельсин, тапки.

2. Д/игра «Длинный – короткий»

-  У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

3. Место звука в слове  (по индивид.картинкам)

4. Д/игра «Четвёртый лишний»  (К2, 3,4)

V. Развитие мыслительных процессов и  мелкой моторики рук:  (индив-но) Лабиринт.

ФИЗМИНУТКА.  Пальчиковая гимнастика.

Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.                          Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас,                                            Показывают 10 пальцев.

А он один.                                            Показывают один палец.

Эта долька – для ежа.                         Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.                 начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                       Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!!                Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда!                  «Бегут»  пальцами по столу.

VI. Знакомство с буквой А.  (К5)

- Ребята, посмотрите, что у меня на доске. Это буква «А». Ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой «А». А почему наша буква красного цвета?

— Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

 — Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

  1. Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

 — Так, а теперь давайте напишем букву «А» пальцем в воздухе, на столе.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

 — Найдите букву «А» на своем листочке . Проведите по ней пальчиком (обведите).

  1. Д/упражнение «Поймай все буквы «А» (индивид.листы)
  2. Д/упражнение «Обведи букву «А»по пунктиру»  (индивид.листы)
  3. Д/упражнение «Найди и обведи букву «А» (индивид.листы)

VII. Грамматический строй речи.

1. Д/упражнение «Потерянный звук»

- Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк... вместо морковка.

- Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно:  луковк..., редиск..., малин.., картошк.., земляник..., клубник...

2. Д/упражнение «Закончи предложение»:

- На крышу поставили телевизионную …… (антенну)

- Солдаты стреляют из …..     (автомата)

- Дети рисуют красками в ….    (альбомах)

- Мама варит варенье из ….   (абрикосов)

- Дети любят есть красный и сочный …. (арбуз)

3. Д/игра «Один и много»

- Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе (например : окно - окна):

дом - дома; лицо - лица; поезд – поезда; стекло – стекла; рог - рога; глаз - глаза; жеребёнок - жеребята; доктор - доктора; ребенок – ребята ; котёнок - котята; ведро - ведра; яйцо - яйца; кольцо – кольца; слонёнок – слонята.

VIII. Итог занятия.

1. - Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?

2. Выложите у себя на столах букву «А» из счётных палочек.

2. – Найди и назови все предметы со звуком «А»   (К6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...