РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
картотека по логопедии

В настоящее время к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжёлое недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжёлое недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. В своей работе мы опираемся на исследования Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой, которые предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся. Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Работу по формированию фонетического восприятия мы осуществляем по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе мы широко используем игры и игровые приемы.

I. Развитие слухового внимания и памяти.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков. На этом этапе можно использовать игры: «Отгадай, что я делаю?» - дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду.

 «Сделай так же» – логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит; «Колокольчик» – дети встают в круг, логопед передвигает за спинойколокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик; «Тихо – громко» – взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

Используем такие игры как: «Запомни и назови». Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться; «Запомни и покажи». На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

На данном этапе используем игру «Поймай звук» – ребёнок определяет наличие заданного звука в ряду разных звуков и хлопает в ладоши, услышав нужный звук.

Далее вводим фонематический анализ открытого и закрытого слогов. Дети определяют наличие сначала гласного, а затем согласного звука в произнесённых слогах. Для этого мы используем те же игры, немного их усложняя: вместо хлопка дети должны поднят соответствующую звуку фишку. На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

III. Развитие сложных форм фонематического анализа.

Используем игры «Подбери схему к картинке», «Отбери картинки с заданным количеством звуков», «Разложить картинки в 2 группы по количеству звуков»

IV. Развитие фонематического синтеза.

Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Игра «Придумай слово»: дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков. Игра «Отгадай слово»: дети называют слово, которое загадал логопед.

V. Развитие фонематических представлений. На данном этапе мы используем игровые упражнения типа: «Придумай слово с 3, 4, 5 звуками» или «Отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их» , «Подбери слово со звуком в заданном месте» (в начале, в конце, в середине слова).

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа. На последнем этапе можно использовать разнообразные игры и упражнения:

1) Игровое упражнение «Преобразуй слова»: добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть, сравнение этих схем слов); убирая звук: плуг-луг; угол-гол; изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-...;

2) Игра «Цепочка слов»: начинать каждое слово со звука последнего: дом-, мак-, каток-, кот- …, (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

3) Игра «Слово-загадка»: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

4) Решение кроссвордов, ребусов, схем.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию фонематического восприятия даёт положительную динамику. Применение предложенных игровых приемов позволит значительно повысить интерес детей к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. 1985. № 1.

2. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб. 1995 г.

3. Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология, 1989.

4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб, 1998.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия – основа для успешной работы с детьми с нарушениями речи

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Использования игрового самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Использования игрового самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи....