Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

       Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей   имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом растет.  Нарушения речи  чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. Это  значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, не могут усваивать школьные образовательные программы и  составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Поэтому необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной. 

Актуальность подтверждается рядом фактов и положений, которые прописаны в нормативных документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях ДОУ.

       Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей   имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом растет.  Нарушения речи  чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. Это  значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, не могут усваивать школьные образовательные программы и  составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Поэтому необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной.  

Актуальность подтверждается рядом фактов и положений, которые прописаны в нормативных документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Цель коррекционно-развивающей работы - создание комплекса психолого-педагогических условий направленных на формирование устно-речевой базы воспитанников, имеющих речевые нарушения.

      В соответствии с целью выделила основные направления в коррекционно-развивающей работе:

- выявить уровень речевого развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке;

- спроектировать и реализовать систему логопедической  работы направленную на устранение речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста,

- сформировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к логопедической работе и привлечь их к участию в совместных мероприятиях, направленных на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста;

-  повысить уровень педагогической грамотности родителей по  проблеме формирования речевых навыков детей;

- повысить эффективность работы в процессе коррекции речевых расстройств у детей старшего возраста со стертой формой дизартрии через взаимодействие всех участников образовательных отношений;

       Коррекционно-развивающей работа осуществляется с учетом: элементов здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникативной технологии, игровой технологии,  технологии проигрывания сказок.

Задачи:

  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных  навыков, фонетических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие фразовой и связной речи.

Диагностический этап.  В начале каждого учебного года проводится стартовая диагностика. По результатам диагностики дети зачисляются на логопункт, где на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы.

Основной этап. Оздоровительно-коррекционная работа с детьми,  имеющими речевые нарушения, включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж мышц пальцев рук, мимических мышц,  упражнения для профилактики зрения, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), цветотерапию, музыкотерапию, логоритмику.

     Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

  Для стимуляции работы мозга и регулирования нервно-психических процессов используется дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

      Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанной речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки применяется логопедический массаж мышц лица.  Мимика тесно связана с артикуляцией и стимулирует ребенка изображать на лице различные эмоции, тем самыми способствует развитию подвижности губ, щек.

  Применение зрительной гимнастики  «Любопытная Варвара», а также электронных физминуток  «Вот оно,  какое наше лето», «Дом для поросенка», «Космос», «Облака», «Радуга», «Осень» способствует снятию напряжения с глаз,  тренировке зрительно-моторной координации.

Для выработки полноценных движений и определенных положений языка, губ, необходимых для правильного произношения  звуков необходима артикуляционная гимнастика.

Организационно-методический этап. Цель: сформировать у педагогического коллектива ДОУ информационную готовность к логопедической работе и привлечь их к участию в совместных мероприятиях, направленных на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста;

Профилактический этап. Цель:  повысить уровень педагогической грамотности родителей по  проблеме формирования речевых навыков детей.

     Таким образом, правильно организованная система коррекционно-развивающей работы с применением современных методов и приемов позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу воспитанников, что в дальнейшем поможет им без труда овладевать школьными общеобразовательными программами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников.

Задачи взаимодействияформирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;преодоление нарушений слоговой структуры слова;обогащение словарного запаса;развитие артикуляционной,...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Инфографика - наглядный метод работы по развитию речи у старших дошкольников с ОНР.

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. С интенсивным раз...

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников

Психолого-педагогическая работа осуществляется с учётом психологических особенностей детей. Данное занятие состоит из различных упражнений, направленных на развитие вербальных (умения выразительн...