«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».
статья по логопедии

Сахарова Светлана Юрьевна

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку и понимание в семье?

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

-Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;

-Обеспечить и создавать условия для участия родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

-вовлечь семьи в образовательную деятельность;

-поддерживать образовательную инициативу  семьи,

-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде.

В условиях реализации нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности ДОУ. Поэтому я хочу поделиться с Вами, как мы работаем над этой проблемой в ДОУ

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако, несмотря на все , испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что ребенок не Эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен принцип взаимодействия между детским садом и семьей.

Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) можно разделить на три группы:

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок .

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны, между взрослыми и детьми часто возникают конфликты.

К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, равнодушие две последние группы представляют собой «проблемные» семьи, которые часто встречаются в нашей работе.

Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия педагогов с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе.

Сотрудничество педагога с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

В нашем  ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Работа педагога с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

-  помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

-  создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей педагогов  при взаимодействии с семьёй является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с педагогами  решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе работы педагогов с родителями лежат следующие принципы:

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

- принцип сотрудничества между родителями и педагогом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

Основными направлениями в работе педагогов с семьей являются:

- изучение особенностей семейного воспитания ребёнка;

- разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку;

- просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методам обучения коррекционно - развивающей работы с ними;

  • разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских  отношений.

Сегодня я хочу поделиться с Вами, какие формы работы с родителями мы практикуем в соответствии с ФГОС в дошкольном образовании.

1. Коллективные формы взаимодействия.

2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

3. Формы наглядно-информационного обеспечения.

Опыт организации работы специалистов с родителями на базе МБДОУ Д/С  №2  доказал, что эффективно применять все заявленные выше формы работы педагогов с родителями.

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе педагога и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях необходим анализ социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно.

Мы используем наиболее распространенный методизучения семьи: проводим анкетирование, опрос, личные беседы, наблюдения, изучение медицинских карт,  которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет нам собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что позволяет учесть ее индивидуальные особенности. Анкетирование мы проводим в начале учебного года в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе.

Проводя консультации, отвечая на вопросы родителей, стремимся дать квалифицированный совет.

Ведем наблюдение как метод изучения семьи. Обычно это бывает в часы утреннего приема и во время ухода ребенка из детского сада. Если внимательно наблюдать, в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени  их эмоциональной привязанности, культуре общения.

По тому, о чем расспрашивают родители ребенка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношению к дошкольному учреждению.

Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи:

Тестирования и анкетирования, что позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

Беседы, важнейший признак которой - двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Тетради для домашних заданий, как основной формой взаимодействия с родителями. Она служит для логопеда “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.

Виды коллективной деятельности осуществляются  через:

групповые родительские собрания, которые проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их на помощь педагогам, включают в процесс воспитания детей;  

Консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества. К некоторым консультациям готовится выставка пособий; (совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.д.);

Фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению; праздники и развлечения. (В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год).

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Другая эффективная форма работы с родителями – мастер-класс. Благодаря практикуму «Рисуем вместе с детьми» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.

Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей «Учимся, играя», в котором родители знакомятся, как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Тренинг «Как проводить  артикуляционную гимнастику дома» позволяет повысить педагогическую компетентность родителей, активнее участвовать в коррекционном процессе.

 Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с нарушениями речи имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОНР.

ИКТ дают возможность разнообразить содержание и форму занятий. В результате создаётся заинтересованность и положительный эмоциональный настрой в организованной деятельности, являющийся залогом успеха ребёнка.

 Видеотека, как нетрадиционная форма работы. Она содержит видеоуроки с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают, понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания.

Игротека знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Игротека пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом.

У нас есть уголок для родителей, в котором содержаться материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера.

Речевой уголок включает в себя несколько рубрик, таких как «Домашнее задание», «Советы родителям», где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда.

Памятки, буклеты  для родителей на различные темы.

Речевой экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков.

Папка-передвижка, которые формируются по тематическому принципу,  представляет собой подбор материала, который передаётся от семьи к семье внутри группы, с учетом практических рекомендаций.

Данные формы работы позволяют родителям  активно участвовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях . Следовательно, задача педагога— максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.  С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс не заканчивается, но мы видим , что родители благодаря взаимодействию с педагогами и участию  в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ.

Об эффективности работы с родителями, проводимой в дошкольном учреждении, свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

-стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

-размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

-повышение их активности в совместных мероприятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и воспитателей - Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

Семинар практикум для родителей и воспитателей: «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши; ...

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

статья "взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с тяжелыми нарушениями речи...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....