Инфографика - наглядный метод работы по развитию речи у старших дошкольников с ОНР.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infografika.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической  речи у старших дошкольников с ОНР.

Первостепенной задачей в логопедической работе является развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, к началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются при передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья.

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. В педагогике этот метод относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности.

С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика. Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко. Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий.

От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90 % информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации.

Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет познавательную роль, служит инструментом познания. Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания инфографики: ‒ актуальность, ‒ лаконичность, ‒ образность, ‒ последовательность, ‒ эстетичность.

К сожалению, инфографику воспринимают как визуализированную статистику — цифры, проценты, анализ. Так каким же образом инфографику связать коррекционно-логопедической работой с детьми? В этом случае работает принцип «дети не любят читать, они любят смотреть и участвовать». Использование этого метода помогает организовать интересное логопедическое занятие, а также повысить уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один графический рисунок можно легко отразить в большой рассказ. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать размышлению, составлению рассказов и быстрому запоминанию дидактического материала. Для создания инфографики используются различные компьютерные программы (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании: PowerPoint ActivInspire Infogr.am Piktochart.com Prezi.com Datawrapper.de

В коррекционно-логопедической работе самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведение путём образования ассоциаций. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) и с помощью компьютерной программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно.

Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Коррекционный процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры, что особенно важно для детей с нарушениями речи так как для них характерна быстрая утомляемость.

Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников.

Задачи взаимодействияформирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;преодоление нарушений слоговой структуры слова;обогащение словарного запаса;развитие артикуляционной,...

Особенности современных методов работы для развития речи дошкольников

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, связно, ...

Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники.  Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения. Под наглядны...

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...

Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях ДОУ.

     Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей   имеющих отклонения ...